Константин Казенин: Убийство шейха Сиражутдина и "афганизация" Дагестана
Убийство шейха
Сиражутдин публично оппонировал религиозным радикалам (привычно называемым "ваххабитами") в южном Дагестане, где они заметно активизируются в последние годы. Однако это - далеко не единственный сюжет, с которым убитый ассоциировался в дагестанском общественном сознании. Будучи видным представителем "традиционного" для сегодняшнего Дагестана ислама, то есть суфизма, Сиражутдин, однако, был в не самых простых отношениях и с Духовным управлением мусульман Дагестана, не менее суфийским и "антиваххабитским". Сложности здесь могли возникать по разным причинам - например, из-за конкуренции духовных лидеров и их учеников (мюридов), иногда дополняемой этническим фактором. Кроме того, на протяжении ряда лет Сиражутдин был активно вовлечен в исламскую жизнь Дербента, где взаимоотношения разных общин также не были свободны от противоречий, хотя их рисунок и сам состав участников там был несколько более сложным, чем на общедагестанском уровне. Наконец, популярный в регионе шейх не мог избежать контактов с видными дагестанскими политиками и предпринимателями, конфликты между которыми подчас столь остры, что подчас невольно втягивают и религиозных лидеров.
Поэтому сейчас трудно предсказать, какие именно противоречия обострятся в результате убийства Сиражутдина. Кто бы ни был виновным в его убийстве, это убийство таит чрезвычайно много опасностей для сегодняшнего Дагестана.
Обилие конфликтных узлов в Дагестане, удивительный на фоне многих других регионов России плюрализм дагестанской жизни, безусловно, радуют тех, кто не желает превращения Дагестана в "султанат" по образцу некоторых соседних республик. Однако каждое новое преступление такого рода грозит тем, что плюрализм обернется настоящей войной всех против всех по афганскому образцу. И как раз в этой ситуации может проснуться тоска по "султанату", исторически не свойственная народам Дагестана.