Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 15 августа 2003 (часть 1)
"Председатель федерации профсоюзов ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников уведомил избирком Норильска о своем намерении участвовать в выборах мэра города, назначенных на 26 октября".
(Время новостей, 15.08.03г.).
Председатель федерации профсоюзов ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников уведомил избирком Норильска о своем намерении участвовать в выборах мэра города, назначенных на 26 октября. Валерий Мельников стал первым претендентом на пост главы городской администрации, сообщил горизбирком. Выборы мэра Норильска были назначены на 26 октября на прошедшем 11 августа заседании городской избирательной комиссии. Пост мэра Норильска остается вакантным после того, как бывший мэр города Олег Бударгин 26 января 2003 года был избран губернатором Таймырского автономного округа. Выборы мэра города проводились в апреле, на этот пост претендовали четыре кандидата, в том числе Валерий Мельников. Однако перед вторым туром все кандидаты по различным причинам выбыли из борьбы.
"Человек с "плохой" репутацией".
("Красноярская газета", 15.08.03, Юрий Владимиров)
Для Красноярского края Анатолий Быков - депутат Законодательного собрания. Всего депутатов - 42. Так вот, он один из них. Для оставшейся части и он известен как криминальный авторитет, который постоянно рвется к власти. Масштабы власти меняются - от губернатора до президента. Каждый раз, когда в крае что-то меняется, неизбежны разговоры насчет "фактора Быкова". Фактор на самом деле существует. Депутатом ЗС он стал, сидя в Лефортово. Предвыборная кампания была самой скромной в крае - простое сообщение избирателям, что по их округу баллотируется Быков А.П. Победил в первом туре. Вряд ли голосовали из страха.
Выход Быкова на свободу был в декабре 2001 года весьма проблематичным. По той же причине и подкуп исключен. Постановили: весь Красноярский край преступники. Настоящие или будущие. Тогда все объяснимо...
Анатолию Быкову журналисты центральных изданий нечасто и неохотно давали возможность высказать свою точку зрения на всю эту историю. Остерегались "плохой репутации" этого бизнесмена. И тем не менее, какими бы спорными кому-то ни казались утверждения Анатолия Петровича Быкова, мы в журнале "Человек и закон" даем ему возможность высказаться от первого лица.
- Естественно, это простые совпадения, но уголовное дело на А.Быкова было заведено после того, как он вступил в конфликт с губернатором Красноярского края А.Лебедем. Обвинение предъявлено в тот период, когда "Русский алюминий" скупал акции Красноярского алюминиевого завода. Так называемое "дело Губина" было реанимировано накануне выборов губернатора края. Вопрос только один - сейчас-то им что нужно? Или чего они боятся?
- Было такое время, когда мне даже нравилось читать в столичных газетах страшные истории о себе. Аналитики в КГБ были способные, надо им отдать должное. Я имею в виду художественное исполнение, сюжет этих историй. Потом, когда возник конфликт с Лебедем, эта популярность перестала казаться забавной. Дело не в том, что из всех этих легенд ни одна не имеет, ни малейшего отношения к действительности. Помнится, Александр Иванович всех превзошел в этом творчестве - он собрал журналистов и показывал какие-то картинки. По его версии - мой план захвата Кремля. В Красноярске-то к этому отнеслись вполне трезво, но Москва сделала вид, что верит всему. Прислали какие-то комиссии, генералов, прокуроров...
До сих пор не могу понять - они действительно начинают верить в то, что сами придумали, а потом разместили через своих журналистов? Или так талантливо притворяются? Это к вопросу о поводах. Скажите, что началось после того, как я вступил в "Президентский клуб доверенных лиц"? Даже не зная толком, что это за клуб, какие-то депутаты Думы и Совета Федерации устроили публичные истерики - куда, мол, смотрит президент?
Конечно, это приятно, что так много государственных людей столь высокого мнения обо мне... Но приносит много неудобств. Сейчас идет судебный процесс - на всякий случай, чтобы мне не вздумалось идти в Государственную Думу или в мэры Красноярска. Даже не знаю, что у них может быть на уме.
Нет, закономерность здесь имеется. Сейчас ведь не случайно так много людей из бизнеса устремилось в политику. Как-то вдруг оказалось, что профессиональные политики ничего толкового так и не смогли предложить. Они могут выигрывать на выборах, только когда люди молчаливы, безразличны, доведены до крайности. Им крайне невыгодно, чтобы оставались сильные люди, которые могут принимать решения, которые ни от кого не зависят. В этом смысле их опасения обоснованы. У меня за спиной есть удачный опыт управления крупным предприятием, есть выборы, на которых набирал не менее 70 процентов, есть принципы, от которых не отступал. Но вообще-то мне казалось, что для подавления этого не нужно бросать такие большие силы и средства.
Вообще меня всегда поражал размах кампаний, которые организовывались против меня. Федеральные газеты, центральные каналы. При этом все - на грани истерики. "Криминал рвется к власти". Если обо мне, ни к какой власти я не рвусь. Если о криминале - так он давно у власти. Две ошибки в трех словах.
- Тем не менее, есть решение Мещанского окружного суда города-героя Москвы. Это не оправдательный приговор...
- Да не могло быть оправдательного приговора, о чем мы говорим! Если учесть, кто был заказчиком этого процесса. В интересное время живем. У нас все можно легко предсказать, в том числе и решение суда. В любой сфере. Вот в Красноярском крае прошли выборы губернатора. Председатель Центризбиркома Вешняков объявил, каким должен быть результат. Он таким и оказался, ни один суд его не оспорил. Совсем недавно в Норильске на выборах мэра сняли с выборов лидера первого тура. Суд подтвердил решение. В первом случае заинтересованной стороной был Кремль, во втором - "Норильский никель". Ни у кого и сомнений не оставалось, каким будет исход дела. А самой сутью никто и не интересуется. Действительно, это уже не важно - кто нарушил закон. В моем случае сделали вид, что есть бедный судья, а против него - криминальный авторитет с громадными деньгами. И почему-то забыли про других заинтересованных лиц. Мне так кажется, что ресурсы "Русского алюминия" сопоставимы с моими. На самом деле решение Мещанского суда очень просто объясняется. Обвинение не смогло доказать ни одного эпизода. В то же время вынести оправдательный приговор было невозможно. Возник такой компромисс, вроде бы и волки сыты, и овцы целы.
- А для какой надобности тогда вам адвокаты, причем очень дорогие адвокаты - Падва тот же, когда все предопределено...
- Вообще-то в большинстве случаев так и есть. Мастерство адвоката состоит в том, чтобы наладить отношения со следователями, судьями. Занести взятку. В моем случае было скорее исключение. У Генриха Падвы главный капитал - его имя. Он все время на виду. Поэтому какие-то махинации просто исключены. И еще за ним - безусловное знание закона. Все. Его авторитет не дал возможность принять совсем уж нелепое решение. Сейчас мы подали апелляцию в международный суд, в Страсбург. Ждем. Очередь слишком большая. Тридцать тысяч только из России жалоб. Вот, кстати, оценка нашей системы правосудия.
- У вас странная политическая окраска. "Свой среди чужих". С "левыми" дружите, "правые" считают вас врагом. Вообще-то бедным человеком назвать вас трудно, некоторые даже олигархом называют, отчего такие странности?
-Да я сам удивляюсь. Приезжают лидеры СПС, и вдруг про меня вспоминают, какие-то речи обличительные произносят, про пожар в краевом суде заявляют. Хорошо еще, что у нас в крае про этот пожар знают все, а то бы призадумались.
Нет, на самом деле у меня с ними нет ничего общего, абсолютно. Меньше, чем у кого-либо. Был у меня период в жизни, когда сам процесс зарабатывания денег захватывал. Когда их становится больше, и вроде бы твои возможности, твоя свобода растут. Потом как-то подумал: хорошо, есть у меня семь хороших машин. Но ездишь-то все равно на одной. Глуповато получается. Что такое "делать деньги", я не понимаю. Они - понимают, для них это смысл жизни. Отсюда и неприязнь. Действительно, им хотелось бы, чтобы все играли по их правилам, потому что тут у них есть преимущество. Забрали все, что могло приносить деньги. А тут вдруг появляются люди, которые при гораздо меньших возможностях могут работать эффективнее. Можно сравнить, как работал КрАЗ три года назад и как работает сейчас. Хотя бы зарплату рабочих сравнить, посмотреть, сколько мы тогда социальных проектов финансировали. Мне-то кажется, что деньги можно вкладывать только в людей. Тогда смысл появляется.
- И вас не разубедило то, что происходило совсем недавно - когда люди, в которых вложены деньги, продавались за другие деньги...
- Мы же о людях говорим. Люди не продаются. А если о "потерпевшем" Струганове, так ему это впрок не пошло. Вот память потерял. Даже удивительно, что люди позволяют с собой делать. Нельзя так беззаветно деньги любить. Это в лучшем случае рабочий материал. У нас же много было людей, которые становились миллионерами за неделю, поднимались, а потом падали.
Самым удачным вложением денег я считаю детский дом "Иван да Марья". Меня четыре года не было в крае, а когда вернулся, пошел в детдом, и сразу ясно, что все было правильно, не зря. Вы бы видели, каких мы набирали ребятишек. И какие они сейчас. Иногда, даже страшно за них становится - они совсем не приспособлены к нынешней жизни. Не в том смысле, что чего-то не получают. Наоборот, они получают больше других в образовании и в воспитании. Добрые, чистые. У нас самые лучшие учителя и воспитатели в городе, и дело-то не в деньгах. Есть вещи, которые не купишь. Нам просто повезло, подобралась хорошая команда. Человеческие качества все решают. Вон сейчас строят показательный детский дом в Красноярске. Хорошее дело. Очень много денег. На его фоне уже все городские руководители по десять раз снялись. Но гарантий нет, что детям там будет хорошо. Меня больше всего радует, что в нашем доме все настоящее. Это семья, без всяких преувеличений. Дети и воспитатели понимают друг друга, они равные.
- Но ведь сейчас выгоднее быть сильным и злым...
- Злыми бывают только неудачники и слабаки. Что значит - сильными? Видел я много людей в разных ситуациях. Да что там - в тюрьме, очень показательно. Здоровые ребята, спортсмены, за пару недель становились инвалидами. Никто их не трогал. Человек изнутри ломается, если стержня нет. Мы стараемся, чтобы наши ребята как можно больше умели. И руками работать, и головой. Только это уверенность дает в жизни. И еще - вера, дух. У тебя постоянно есть соблазн, и если можешь ему противостоять, тогда и появляется этот самый стержень, внутренняя сила. Слабые гибнут.
- Почти три года за решеткой вас изменили?
- В чем-то да. Осторожнее стал относиться к людям. Хотя тут скорее речь о том, что они изменились. Жизнь-то одна, что по эту, что по ту сторону решетки. Да, там есть правила, которым можно подчиняться - и тебе будет проще. Только себя потеряешь. Можно оставаться собой. Некоторым те правила нравится, они их впитывают. Очень похоже на эпидемию. Да и удивляться нечему. Человек попадает в жесткие условия. До этого он вообще жил без правил, а здесь ему наглядно показывают - как нужно жить и что за это бывает. Государство не может предложить правил, показать, что такое хорошо и что такое плохо - пустоту занимают уголовные законы.
Хотя... Странно, но у меня нет плохих воспоминаний о Лефортово. Какой-то заповедник социальной справедливости. Там не имеет значения, кто ты, сколько у тебя денег и чинов. Для всех одни правила. В камере были полковники КГБ и ФСБ, чеченские генералы и еще какие-то люди - ни для кого никаких поблажек. Да что там, зубы у них лечил. А кабинет стоматологический наверное еще со времен Берии не обновлялся. Купил им оборудование новое. Оно простояло не распакованное до того самого момента, пока я не вышел. Только после этого оформили документы.
Мне просто нравится игра по правилам. В любом деле. Только так ты можешь доказать, кто есть на самом деле. Что это за победа такая, если у тебя противник связанный? А у нас в большом бизнесе именно так предпочитают биться.
- Был период, когда вы начали строить церкви и кто-то решил - грехи замаливает...
- Нравится строить. Когда все готово, ты приходишь и вспоминаешь - как страшно было, когда фундамент закладывали, как не верилось, что это можно сделать. И вот все получилось, и оно будет стоять еще сто лет. Не только в этом дело, конечно. Да, я человек верующий. Но говорить об этом не хочу. Сейчас из этого сделали какое-то шоу, хотя мне кажется, что отношение с Богом - дело частное.
Сейчас могут сказать - к земле потянуло. Затеяли мы агропромышленную корпорацию создать. Деревня вымирает на глазах просто. Нельзя этого допустить, так мы совсем без корней останемся. Все говорят, что вкладывать в сельское хозяйство - самый надежный способ лишиться денег. Вот хочу доказать, что это не так.
- Как складываются отношения с новой администрацией?
- В рамках Устава края. Нет, на самом деле, сейчас я могу говорить только как депутат. Нормально складываются отношения. Сейчас рано оценивать кого-то. Новые люди, им года полтора понадобится, чтобы с краем познакомиться. Еще год - чтобы понять, что все гораздо сложнее, чем им казалось. Ну, а там к выборам нужно готовиться.
Внешне вроде бы хорошая команда. Молодые, энергичные ребята. Можно разговаривать на одном языке, и самое главное - кажется, они действительно хотят что-то сделать полезного. Хлопонин не любит проигрывать. Может, и выйдет толк. Вот насчет экономического рывка, который был обещан, у меня большие сомнения. Пару лет назад можно было об этом говорить. Сейчас мало чего от края осталось...
"Росбанк" грозит Сбербанку".
("Континент Сибирь", 15.08.03, Ольга Демидова, Анна Семенова)
Приобретение на прошлой неделе холдингом "Интеррос" банковской группы О.В.К. (Общество взаимного кредитования) уже названо одной из самых удачных сделок в банковском секторе за последнее время. Аналитики считают, что развитая филиальная сеть, которой обладает группа О.В.К., позволит Росбанку занять лидерские позиции в ряде регионов. Как эта сделка скажется на банковском сообществе Сибири, попытались разобраться корреспонденты "КС" Ольга Демидова и Анна Семенова.
Среди сибирских самостоятельных региональных банков "Сибирское О.В.К.", является третьим по сумме активов (на 01.04.03 - 3306 млн. рублей) и вторым по размеру капитала (522 млн. рублей); также он стоит на третьем месте по количеству вкладов населения и на четвертом - по количеству средств предприятий. "Сибирское О.В.К." занимает лидирующие позиции среди самостоятельных региональных банков Сибири, обладает разветвленной филиальной сетью и хорошо развитым розничным бизнесом. После реструктуризации приобретенных активов "Интеррос" планирует создать новую финансовую группу, в состав которой войдут Росбанк, группа О.В.К., страховая группа "Согласие", пенсионный фонд "Интеррос-Достоинство" и про-цессинговая компания UCS. По словам заместителя начальника управления общественных связей Росбанка Виктора Коваленко, сейчас никто не может дать ответ, будут ли Росбанк и О.В.К. составлять единую банковскую структуру или же останутся отдельными банками, поскольку это решение будет принято осенью. "Интеррос" планирует провести оценку эффективности группы О.В.К., а затем с помощью западных финансовых консультантов построить наиболее выгодную модель бизнеса, - говорит представитель Росбанка. - Может быть, банки будут объединены. Вполне возможно, что они останутся работать на одних и тех же рынках, однако между ними будет разделение, некая специализация".
Сибирское банковское сообщество воспринимает перспективы альянса Росбанк - О.В.К. неоднозначно. Валерий Степанов, президент Омскпромстройбанка, считает, что никаких радикальных изменений на рынке не произойдет.
Однако большинство банкиров уверены, что это слияние - несомненно, самое крупное и весомое за последнее время. "Обычно идет поглощение рядовых региональных банков, которые особого веса не имеют", - поясняет Наталья Еременко, заместитель директора красноярского филиала Банка Москвы. Если присоединение О.В.К. к Росбанку не даст большого прироста по абсолютным показателям, то существенно расширит филиальную сеть, так как группа О.В.К. включает в себя шесть самостоятельных банков и около 350 филиалов и отделений по всей России.
Все это, считает независимый эксперт омского банковского рынка Сергей Фролов, поможет Росбанку занять одну из первых позиций в ряде областей Сибирского региона. "Слияние, несомненно, выигрышно: О.В.К. только в Омской области имеет сегодня 17 филиалов. У Сбербанка появится полноценный конкурент. Новый, "объединенный" банк войдет в котировку международных банков, выйдет на международный рынок. "Интеррос" наконец реализует свои здоровые амбиции".
"Росбанк - сам по себе очень крупный, входит в десятку российских банков, В Красноярском крае этот банк также занимает довольно сильные позиции: работая в Норильске, кредитуя краевую администрацию, является вторым по активам и ссудной задолженности, - рассказывает Наталья Еременко из КФ Банка Москвы. - Но в Сибири Росбанк: почти не имеет филиальной сети. После покупки О.В.К. у Росбанка будет то, чего ему недоставало, - большая филиальная сеть и развитый розничный бизнес. Если по абсолютным показателям "Сибирское О.В.К." явно уступает филиалам крупных федеральных банков, то в розничном бизнесе - нет. Нельзя однозначно говорить о конкуренции со Сбербанком, однако после слияния у нового банка есть все шансы занять второе место в нашем крае после Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ".
В филиалах Росбанка и банка "Сибирское О.В.К." предстоящее слияние никак не комментируют, ссылаясь на запрет руководства. По словам заместителя управляющего Омским филиалом Росбанка Геннадия Пичугина, если и будет происходить присоединение О.В.К. к Росбанку, то случится это не раньше конца 2003 года: "Нам даны указания работать в прежнем режиме. Комментировать ситуацию пока рано. Можно лишь многозначительно улыбаться. Но нет сомнений в том, что в результате слияния с О.В.К. Росбанк увеличит свою сеть".
В пресс-службе Сбербанка РФ, со ссылкой на президента банка Андрея Казьмина, заявили, что положительно оценивают процесс слияния двух банков "более развитые филиальные сети позволяют решать более сложные и значимые вопросы".
"Осколки на ушах избирателей".
("Известия-Красноярск", 15.08.03, Максим Царев)
Вчера состоялась встреча руководства Крайизбиркома с представителями крупнейших политических партий и объединений, которые станут главными действующими лицами на предстоящих выборах. Новое избирательное законодательство должно внести существенные коррективы в тактику претендентов на думские кресла, и, скорей всего, мы увидим на предстоящих выборах много нового и интересного. Если говорить о сегодняшнем этапе. то, по всей видимости, период "артподготовки" заканчивается. Руководители политических партий должны перестать играть в "дедов морозов" и обнародовать наконец-то свою позицию.
Пока есть ощущение, что большинство партий и движений так и не сумели выработать вменяемой государственной идеи и больше рассчитывают на свои раскрученные политические бренды. Заявления и обращения носят осколочный характер. "Правые", например, оседлали "конек" реформы действующей армии - это, безусловно, вызовет интерес у части избирателей призывного возраста и их чадолюбивых родителей. "Левые" используют конек "антинародной" реформы ЖКХ, особо не вдаваясь в детали и не предлагая альтернативных путей решения проблемы; аграрии говорят о возрождении села и т.п.
Процесс создания надежной, высокопрофессиональной армии, решение проблемы обветшавшего жилья и требующих незамедлительного ремонта коммуникаций, как и обеспечение достойной заработной платы работникам бюджетной сферы, хорошие пенсии, дороги без ухабов и другие прелести цивилизации по силам лишь сильному, процветающему государству. Поэтому решение, скажем, проблем армии за счет образования или увеличение пенсий путем снижения ассигнований на медицину - тупиковый путь.
Если говорить о комплексной программе, то пока, пожалуй, можно говорить об одном исключении. Партия "Единая Россия", пока еще не обнародовавшая своего меморандума, еще в начале лета заявила о том, что в основу ее программы лягут три главные задачи, поставленные перед обществом Президентом: увеличение к концу нынешнего десятилетия внутреннего валового продукта вдвое, уничтожение бедности как социального явления и разработка собственной национальной идеи.
В принципе, ни одной заявленной "левыми" либо "правыми" проблемы, если заглянуть в первопричины ее возникновения, без решения этих трех задач не решить.
Сегодняшние обвинения в адрес "единороссов" в том, что у них нет четкой идеи, выглядят достаточно поверхностно. Скорее можно сказать, что "Единая Россия" не желает оседлать коня, не подготовив дорогу. Кроме этого политического движения, никто не осилил главного и обязательного упражнения - подготовку четко прописанной программы партии. Пожалуй, уникальная особенность, не свойственная прежде общефедеральным партиям: началась ее подготовка не внутри Садового Кольца, а с анализа ситуаций в каждом регионе. Странно, что этот естественный ход раньше не использовался в такой огромной стране, как Россия, где каждая территория имеет свои отличительные особенности.
Красноярский край сегодня развивается по "сырьевому пути". Понятно, что это создает свои проблемы - что будет, когда то или иное месторождение иссякнет, например? Кроме этого, крупные добывающие российские компании сегодня активно интенсифицируют производство - внедряют новые технологии, приобретают современное горнодобывающее и перерабатывающее оборудование, избавляются от социальных объектов. Все это ведет к высвобождению большого количества рабочей силы. А это ведет к оттоку населения за Урал, появлению очагов социальной напряженности. Поэтому сегодняшняя задача, которую ставят перед собой красноярские "единороссы", - изменение экономической политики государства по отношению к регионам, расположенным за Уралом. Без развития предприятий, производящих товары народного потребления, объектов туризма, усиления влияния на экономику представителей малого бизнеса и роста их числа невозможно будет решить проблемы ни ЖКХ, ни реформирования армии, ни другие...
Красноярский край - один из крупнейших поставщиков на международные рынки драгоценных металлов. Лидер красноярского отделения партии "Единая Россия" и генеральный директор завода цветных металлов Игорь Тихое на одной из своих пресс-конференций так, например, объяснял свое решение работать в партии:
- Наш завод готов производить не только ювелирные изделия. Мы, например, могли бы наладить выпуск автомобильных катализаторов, "вечных", поскольку они будут изготовлены из благородных металлов. Это ноу-хау, которое с удовольствием бы покупали за границей. Естественно, это бы значительно снизило проблему автомобильных выбросов и в российских городах. Но как выясняется, мы не имеем права их выпускать. На этот вид изделий не существует ГОСТа, и "пробить" этот вопрос я не могу. Подобные проблемы, я уверен, стоят перед десятками руководителей сибирских предприятий. Нас вынуждают покупать западные технологии, а собственные ноу-хау внедрить мы не можем. Сегодня на этом страна теряет миллионы, сотни миллионов. Нужны новые законодательные инициативы, новый подход к развитию экономики страны Нам мешают развиваться бюрократические рогатки, сломать которые производственник может, только работая в законодательном органе власти...
Большинство избирателей, конечно, предвыборных программ не читает, голосуя "по наитию". Но, поскольку новым законодательством возможности использования черных технологий ограничены, отсутствие у некоторых политических партий серьезной базы для работы в Государственной думе начинает бросаться в глаза даже рядовому избирателю. "Голосованию сердцем" на смену идет голосование "головой" -это неизбежно, так как молодая демократия взрослеет.
"Александр Хлопонин: "Мы первыми создаем бюджет развития..."
("Вечерний Красноярск" 15.08.03, Андрей Иваненко)
Будущее волнует всех. Избиратели все чаще напоминают губернатору о данных год назад обещаниях, краевая власть активно разрабатывает стратегию развития. Что нас ждет впереди - именно эта тема стала предметом разговора нашего корреспондента с губернатором Красноярского края.
- Александр Геннадиевич, год назад вы пообещали Красноярскому краю экономическое чудо. Так?
- Нет. Я обещал не чудо, а экономический рывок - это разные вещи. Потом, для экономиста верить в чудеса как-то странно, согласитесь. Во-вторых, не обещал, а говорил, что он возможен в крае, если мы все сделаем правильно. Вот, собственно, такой ответ. Хотя он вас, наверно, не устроит.
- Конечно. Тем более, вы наверняка точно понимаете, что я имел в виду.
- В общем, да, поскольку вопрос не новый. Стараюсь ответить максимально точно. Я и тогда говорил, и сейчас повторю - возможности для серьезных положительных изменений в экономике края есть, и мы обязательно эти возможности используем. В прошлогодних предвыборных тезисах декларировалось буквально следующее: полгода необходимо для того, чтобы навести порядок, прекратить разные неправильные вещи, которые в управлении краем продолжались довольно долго. Еще полгода - этап ревизии, детальной оценки возможностей и определения приоритетов. Потом два года тяжелой работы, и на третий - устойчивый экономический рост. По этому плану все и идет.
- Однако некоторые считают, что никаких положительных изменений за время вашего десятимесячного губернаторства вообще не произошло.
- Человеку свойственно многое забывать. Как свойственно и стремиться к лучшему. Это нормально. Давайте вспомним, что год назад в крае были гигантские задолженности по зарплате бюджетникам, врачи собирались бастовать, учителя требовали отпускные. На подготовку к зиме власть никак не могла наскрести средств.
За последний год претензии к власти изменились - прежде требовали зарплату, а сейчас недовольны недостаточным финансированием футбольной и хоккейной команд. Это тоже проблема, которую надо решать, согласен. Но значит, изменения к лучшему все же есть! Причем, заметьте - ситуация нам не благоприятствовала, бюджет текущего года, мягко говоря, проблемный. И тем не менее администрация в этих условиях сокращает краевые долги: на сегодняшний день по кредитам коммерческих банков, полученным в предыдущие годы, нам удалось вернуть 1,3 миллиарда рублей.
Теперь, когда мы привели бюджет к системе, в достаточной мере сбалансировали его доходы и расходы, теперь и мы, и районы можем быть уверены - если край пообещал на какие-то цели 30 миллионов, то именно 30 миллионов, а не, допустим, десять территория и получит. Все равно мало? Ну, хорошо, давайте будем обещать 50, только знайте, что получите все равно 30. Больше нет! Не заработали пока. Поэтому лишнего не планируем, а то, что запланировали - обязательно отдадим, не подведем.
- Такая реклама была: ставьте перед собой реальные цели!
- Это рекламировали верные принципы межбюджетных отношений.
Теперь. Когда НАС упрекают в том, что промышленность края "лежит на боку", сельское хозяйство "на ладан дышит", мне это странно слышать - получается, что именно Хлопонин за эти десять месяцев их и развалил?! Нет, конечно, есть сегодня примеры, когда собственник по тем или иным мотивам приостанавливает производство на частном предприятии, но с этим власти пока бороться сложно. Потом, нередко это обусловлено объективными причинами. Технологии в двадцать первом веке меняются стремительно. Сегодня ты лидер рынка... Момент "проворонил", все - через два месяца вообще неконкурентоспособен. Поэтому в этой части у нас к бизнесу есть вопросы. Если вы получили в собственность промышленный актив, развивайте его. Не рассчитывайте еще десять лет выпускать какую-нибудь "загогулину", которую завтра в Китае или Корее будут делать в пять раз дешевле. Поэтому требование власти - развивайтесь. Выгнать людей, сдать завод под склады и отдыхать от производственной деятельности на Канарах... А властям заниматься тысячами новых безработных? Нет, так не будет.
Власть поддержит предприятие, смотрящее вперед, и сама всегда обязана думать о будущем. Недавно вновь начал работать "Сивинит", цементный завод получил заказы, на "Сибирскую губернию" иностранные коллеги приезжали опыт изучать. Сев мы закончили в целом успешно, несмотря на причитания, нашли в бюджете 120 миллионов рублей на гербициды и протравители, которые безвозмездно передали селу. Сейчас вот еще 216 миллионов из краевого бюджета направляем на приобретение ГСМ для уборочной. Это ведь тоже не на Луне происходит. В политике всякие войны прекратили - нам это не нужно. Прекрасно, что все ветви власти начали координировать свои действия. Потому что всем нам на территории Красноярского края нужен мир. Аксиома - там, где нет мира, нет и денег. С депутатами Государственной думы - красноярцами, - считаю, нашли общий язык: они теперь Тоже помогают нам решать проблемы региона на федеральном уровне. Результат наших совместных действий - 4,3 миллиарда рублей, которые центр гарантирует на выполнение пятидесяти с лишним федеральных целевых программ.
- Все же простой человек скорее скажет, что лучше пока не стало.
- Вообще понятие "простой человек", употребляемое в контексте "а мне лично ничего не досталось", я считаю спекулятивным. Вот вам лишь один общеизвестный факт: в крае сейчас порядка 400 тысяч абонентов мобильной связи. Спрашиваю: это какие люди по вашей терминологии - "простые" или "сложные"? Между прочим, расходы на личный мобильный телефон соизмеримы с оплатой услуг ЖКХ за однокомнатную квартиру в Красноярске. И это только один пример, кроме этого можно было бы говорить о росте количества автомобилей или пользователей Интернета. Я не хочу приписывать все эти заслуги нынешней администрации края. Но факты - вещь упрямая. Пусть небольшие, но изменения к лучшему происходят здесь и сейчас.
- Вы извините, но я все-таки опять об экономическом "рывке". Просто в последнее время вы все чаще говорите о тревожной перспективе вроде сокращения в 2004 году расходов на социальную сферу. Что ждет край, на ваш взгляд, в ближайшие год-два-три?
- Для того чтобы исчерпывающе ответить, мне придется углубиться и в историю, и в теорию.
В последние годы практически весь бюджет край тратил на социальную сферу - на то, что не создает прибавочного продукта и в итоге не становится источником пополнения бюджета. Социальные обязательства перед населением важны. С этим бессмысленно спорить. Но ни капельки денег не вкладывалось у нас в развитие, в инвестиционные проекты. И даже когда в крае был профицит, он был просто "проеден". Да, средства потратили на социальную сферу, верно. В 2001-м край в этом отношении жил хорошо. Но край вел себя так же, как тот предприниматель с "загогулиной", который в итоге проиграл в конкурентной борьбе китайцам. Сценарные условия изменились - и мы сразу же перестали быть достаточно кредитоспособны. А собственных новых возможностей для пополнения бюджета не создали. Поэтому так нельзя.
Когда смотришь статистику, видишь интересную вещь. У нас из реального сектора экономики люди уходят. А куда? В бюджетную сферу! То есть опять не в реальный сектор экономики, не на рынок услуг, не в малый и средний бизнес, а в государственные учреждения. Еще один, кстати, пример того, что здесь мы сохранили стабильность. Но в итоге бюджетная сфера все раздувается, раздувается... Новую школу открыли, еще что-то открыли... А это что? Опять увеличение расходов - потому что получается: сначала ты деньги потратил на капвложение, но этим же еще и увеличил текущие расходы следующего года, потому что персоналу нужно платить зарплату, а также за телло-светло и так далее. В результате мы раздули "социалку" до таких размеров, что содержать ее уже нету никаких сил. Поэтому ситуацию надо переламывать.
Первый этап - то, что мы уже сделали, это этап ревизии. Мы, грубо говоря, сказали: стоп, фиксируем количество расходов и живем по доходам. И смотрим - хватает или не хватает. Выясняется, что даже в нынешней ситуации, с натягом, но на текущие расходы хватает. Но если и дальше так жить, будет ЧП. Что нам необходимо сделать? Практически необходимо удвоить валовый региональный продукт.
- Где-то мы уже это слышали.
Это не в ответ на призывы Президента, хотя он все в этом отношении говорит правильно. Это наша насущная необходимость.
Путь, который мы предлагаем, кто-то называет "революционным", кто-то "агрессивным путем развития", кто-то - "программным"... Мне, правда, больше нравится другое название - "интенсивный". Но главное - не название, а содержание. Суть его заключается в том, что наш край, первым в России, формирует бюджет развития своей территории. Именно с его созданием мы связываем наши планы.
Алгоритм предлагаемых действий следующий. В 2004 году мы не увеличиваем расходы на "социалку", секвестрируем все программы, связанные с капитальными вложениями в социальную сферу. Допускаем в ней только инвестиции, направленные на оптимизацию. Что это означает? Допустим, вкладываем деньги в переселение людей из Туруханского района, которые ничем не заняты, в другие районы края. Это означает, что, вкладывая деньги сейчас, мы в перспективе сократим расходы на содержание Туруханского района, которое обходится в безумные деньги. Это же не Сочи. На Севере человек должен находиться, только если в этом есть какой-то смысл. Он или что-то строит, или что-то производит, чего нельзя произвести в более комфортных условиях. Безработный в Туруханске - нонсенс.
Еще. Вот, например, во воем мире детишек возят в школу на автобусах, собирают их со всей округи и возят. Надо отроить дороги, коммуникации. А мы везде строим школы! Школ много, а хороших учителей не хватает, качество образования страдает. Опять же, во всем мире в отдаленных районах работают врачи общей практики, то есть не десять врачей узкой специализации находится в поселке, а один общей практики. В старой России это была система земских врачей, которые "вели" семьи, знали их досконально - кто когда и чем болел, как росли дети, чем страдали бабушка с дедушкой. А при необходимости они направляли на консультации к конкретным специалистам. Наверное, стоит подумать над внедрением подобной системы, но при этом, чтобы такой врач общей практики получал не 2 тысячи, а, скажем, 10 или 15 тысяч. Вот это и есть социальные инвестиции.
- И все же, вы знаете, люди очень настороженно относятся к планам так называемой оптимизации социальной сферы, которая почему-то всегда заканчивается секвестром, то бишь сокращением.
- Не надо бояться этих мер! Необходимо согласиться с некоторыми ограничениями в 2004 году. Причем очень важно понять - ограничения эти не будут касаться денежных выплат населению. А вот со вводом новых школ, больниц давайте подождем! При этом еще раз - зарплата как была, так и будет. Мы не собираемся экономить на ней или сокращать ее! Все это один из главных источников формирования бюджета развития. Еще один источник - сверхнормативные доходы. Мы планируем бюджет, в том числе исходя из прогноза цен на цветные металлы. Цена вдруг выросла, предприятия больше заработали - больше денег перечислила в бюджет. Велик соблазн потратить дополнительные деньги на сиюминутные нужды, но давайте не будем горячиться. Это тоже - в бюджет развития.
Следующее - увеличение государственного долга края. Этого тоже не надо бояться. У нас есть возможность по нормативам 15 процентов консолидированного бюджета края сделать бюджетным дефицитом. Что такое дефицит бюджета? Это значит, что часть денег мы можем привлекать в виде кредитов. Кредит под дефицит - это и есть государственный долг. То есть мы увеличиваем дефицит максимально, ставим 4 миллиарда вместо 2 нынешних, из которых 2 идет на покрытие текущих расходов, а еще 2 направляем на инвестиционные программы. Или более радикально. Верстаем бюджет, в принципе бездефицитным, и ставим дефицит в те же 4 миллиарда. И все 4 - на инвестиции.
- Ну, и куда власть намерена направить этот бюджет развития?
- Вариантов множество. Например, инвестировать в виде денежных средств в совместные проекты по принципу: ваши 800 миллионов, наши 200.
Или в виде налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса, но при обязательном соблюдении ряда условий. Что они выйдут из "тени". Что налоги они будут платить на территории Красноярского края. Тогда мы даем им льготу со всех оборотов и упрощаем систему налогообложения. Мы даем им новую систему учета: десять доходных статей, десять расходных статей. Сальдо появилось, вот с него и платите 5 процентов. И живите спокойно, никто вас больше трогать не будет вообще в этой части. Мы говорим: тогда ты имеешь право получить кредиты для развития без процентов фактически на три года и имеешь право льготу по налогам получить.
По большому счету, с этим связана какая проблема? В крае у нас тысячи предприятий с небольшим оборотом. А предприятий с оборотом в миллиард - единицы. Однако 99 процентов налоговых поступлений дают крупные предприятия. И только 1 процент - малый и средний бизнес. Задаю вопрос: когда мы даем льготу малому и среднему бизнесу или говорим - вообще не платите налоги, чем мы рискуем? Всего 1 процентом налоговых доходов. То есть практически ничем. А выиграть можем многое.
Когда малый и средний бизнес легализует свой доход? Когда у бизнесмена оборот начинает выкатывать за миллион долларов в год. Потому что деньги у него появились, он хочет купить себе хорошую квартиру, хорошую машину, но понимает - деньги хоть и появились, а не может он! Потому что если у тебя нет официального дохода, то не подо что брать кредит в банке, налоговые органы поинтересуются, откуда деньги на квартиру. И он начинает легализовываться. Конечно, это и экономическая проблема, и, во многом, психологическая, но одна из первостепенных задач нынешнего этапа - стимулирование малого бизнеса, вытаскивание его из "тени", "выталкивание" в обороты от 1 миллиона до 5. Это, между прочим, и важнейшая социальная задача: "белая" зарплата дает налоги, дает реальные отчисления в пенсионный фонд, что позволит работникам в староста получать достойную пенсию, дает возможность, наконец, брать в банках кредиты на строительство жилья.
Еще одна форма инвестиций, точнее, главные государственные инвестиции - это инфраструктура. Государство не имеет права вкладывать деньги в бизнес. А вот развитие инфраструктуры - это создание условий для развития, в том числе и бизнеса. Это строительство дорог, это нефтепроводы, ЛЭП, ЖКХ и так далее. У банков сегодня денег очень много, но они не знают, что с ними делать. Они не верят муниципальной власти, нам, они боятся, потому что нет стратегии. Но есть банк или другой инвестор видят, что государство начало строить дороги, скажем, в Богучанском районе, то большие деньги в лесную отрасль приходят сразу же. Потому что рентабельность вырастает в разы. Объемы растут, все растет.
Следующий пункт. Инвестиции в инновационные технологии. Что сегодня в науке происходит? Наука говорит: дай денег! Ну, дал, и что дальше? Дальше нет ничего. Проблема нашей науки в том, что они разработают какую-нибудь полезную, в принципе, вещь, а до стадии промышленного внедрения не доводят. Инвестировать средства в науку мы будем в соответствии с мировой практикой - через специальные фонды. Логика инвестора проста: я знаю, что ты ученый, знаю, что ты грамотный ученый, а у меня есть деньги. Я вложу в такой фонд, допустим, 50 миллионов рублей. Я знаю, что из двадцати проектов один "выстрелит". Мне важно получить доход от своего вложения в этот фонд. Создайте технологию и продайте, а я получу свою часть прибыли в той пропорции, в которой вложил туда деньги. Да, я рискую. Но если один проект "выстрелит", то рентабельность у науки очень высокая.
Вот так и будет функционировать бюджет развития. Мы создадим департамент проектного финансирования. И давайте, коллеги, приходите в этот департамент и доказывайте, что ваш проект рентабельный, что он выгодный вам и краю. Доказали - получили. При таком интенсивном развитии, если мы вложим и привлечем в инвестиционные проекты 5-6 миллиардов рублей, мы имеем все шансы к 2010 году увеличить валовый региональный продукт края с учетом инфляции до 700 миллиардов. Сейчас он составляет 254 миллиарда.
Это и будет тот рост благосостояния, о котором я говорил! Волшебной палочки не бывает. И я не волшебник, а менеджер.
- И когда, Александр Геннадиевич, все это может произойти?
- Еще при вашей жизни! В 2006 году бюджет развития принесет первые результаты.