В текущих российских условиях модель low-cost авиакомпаний несостоятельна: эксперт
Банкротство компании "Авианова", прославившейся дешевыми билетами на внутрироссийские рейсы, заставило аналитиков обсуждать перспективы low-cost сегмента в сфере авиаперевозок. "Еще совсем недавно российским low-cost авиаперевозчикам можно было предсказывать светлое будущее, также были все основания надеяться, что и в нашей стране наконец-то получит развитие данная модель работы авиакомпаний", - прокомментировал эксперт аналитического агентства "Инвесткафе" Кирилл Маркин.
По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", на заседании коллегии
"А что же происходит в гражданской авиации России? Прошло около полугода с момента пламенной речи Сергея Иванова о поддержке отечественных дискаунтеров. И вот парадоксальный результат: 19 августа 2011 года в СМИ появляется информация о том, что
"Очевидно, что без поддержки государства low-cost авиакомпании попросту не выживут. Более того, они даже не смогут появиться на свет. До недавнего времени в сфере гражданской авиации РФ существовало всего два дискаунтера ― Sky Express и Авианова. Впрочем, Sky Express уже переходит на "классическую" для авиаперевозчиков модель работы, - подчеркнул аналитик. - У "Авиановы" дела обстоят значительно хуже. Прошло не многим более двух лет с того момента, когда компания совершила свой первый полет (27 августа 2009 года). С первых дней работы дискаунтер стал предлагать возможность приобрести авиабилет стоимостью 250 руб. Это сразу же привлекло внимание потребителей, поэтому проблем со спросом авиакомпания не испытывала. При этом главным своим конкурентом, как ни странно, оператор называл не других авиаперевозчиков, а
"Авианова активно набирала обороты, проектом занималась отечественная инвестиционная компания А1 (
Существенный отпечаток на дальнейшую судьбу компании наложил конфликт акционеров компании А1 и Indigo Partners, напомнил аналитик. "2 октября 2011 года Авианова прекратила продажу авиабилетов на свои рейсы. По словам первого заместителя генерального директора авиакомпании Константина Тетерина, дискаунтер находится "в тяжелейшем кризисе ликвидности". Позднее г-н Тетерин порекомендовал приобретать билеты у других операторов. На данный момент компанию собираются подвергнуть процедуре банкротства. А в это время Минтранс и Росавиация ведут активную деятельность по реформированию законодательства и существующих норм безопасности. При этом самолеты почему-то продолжают падать. К слову, 9 октября в Краснодарском крае потерпел крушение Ан-2. Может быть это такой хитрый ход, задача которого состоит в том, чтобы доказать всем несостоятельность малой авиации и небольших авиакомпаний? В противном случае на этом фоне пока не очень убедительной выглядит попытка ведомств навести порядок в сфере гражданской авиации", - полагает аналитик.
"Остается еще раз отметить, что в текущих условиях российской действительности модель low-cost авиакомпаний несостоятельна, - резюмировал Маркин. - Необходимы желание и поддержка государства, чтобы данное направление сферы услуг получило стимул к развитию и закрепилось на отечественном рынке. Однако на данный момент работа Минтранса и Росавиации сводится к очевидному схлопыванию гражданской авиации. В результате этого есть все шансы получить олигополию во главе с Аэрофлотом. И теперь уже можно забыть о билетах за 250 рублей и возможности без ущерба для кошелька путешествовать по просторам России".
Для рынка услуг авиаперевозок России наступает новый, переломный момент, уверен эксперт. "Усиление контроля и ужесточение законодательных рамок, а также недовольство работой регулирующих ведомств со стороны населения и правительства заставляют участников данного сегмента рынка вести настоящую борьбу за существование. Сохранить себя и продолжить работу будет под силу только сильнейшим и крупнейшим игрокам. К чему это в итоге приведет, будет понятно только со временем. А сейчас можно только поздравить акционеров Аэрофлота,