Для внешней политики Азербайджана последних лет характерны периодические конъюнктурные колебания - то в сторону России или Ирана, то в направлении США, Турции или евроинтеграции. Под стать этим колебательным движениям каждый раз наспех выстраивается соответствующая модель сугубо имитационного поведения - актуализируются то одни, то другие лозунги, обязательства, ценности и приоритеты. Правда, при этом, почти неизменной остается суть правящего авторитарного коррумпированного режима, органически неприемлющего во внутренней политике атмосферы открытости, толерантности, плюрализма, свободы и демократии.

В последние месяцы, после относительного краха промосковских миротворческих ожиданий и актуализации энергетической востребованности Азербайджана в планах Запада, официальный Баку, видимо, решил вернуться вновь на полузабытую тропу евроинтеграции. Соответственно этому конъюнктурному крену изменилась до некоторой степени и география визитов, и тонально-тематический характер официальной пропаганды. Глава государства явно проигнорировал сентябрьский саммит СНГ, воздержался от поездки в Нью-Йорк на Ассамблею ООН, но зато принял активное участие в работе варшавского саммита "Восточное партнерство" и придал очень позитивное значение двухчасовому и особо ничем не памятному визиту президента Саркози в Баку. Официальная пропаганда и СМИ стали наперебой говорить о важности и преимуществах евроинтеграции, усилили внимание к темам углубления партнерских отношений с ЕС, НАТО и другими международными структурами, принялись активно доказывать соответствие политико-экономических реалий страны высоким европейским стандартам.

Между тем, сравнительные оценки, которые звучали и на форуме ЕС "восточное партнерство, и в выступлениях президента Франции в ходе кавказского турне, и в заявлениях президента Польши Коморовского, посетившего ЮК накануне Варшавского саммита, свидетельствуют о том, что Азербайджан по темпам евроинтеграции заметно уступает своим соседям - Грузии и Армении. Согласно неформальному рейтинговому восприятию стран ЮК в европейских политических кругах: Грузия рассматривается как страна общих ценностей и развивающейся демократии, Армения - как страна общих ценностей, но отсутствия демократии, а Азербайджан - как авторитарная страна без общих ценностей и демократии. Президент Франции Саркози, по сути, повторил то же самое, признав Грузию европейской страной, Армению - ценностной и предложив Азербайджану принять ценности толерантности, свободы, прав человека и демократии.

Официальный Баку, в свою очередь, заявляет о своей полной поддержке программы ЕС "Восточное партнерство" и заверяет всех о готовности выполнить все взятые обязательства. В то же время, власти страны выражают активное несогласие с тем, что по темпам евроинтеграции, демократизации и освоения общих ценностей Азербайджан хоть в чем-то уступает своим соседям. Напротив, по мнению официального Баку, Азербайджан столь стремительно развивается во всех сферах и направлениях, что может служить образцом для подражания не только своим соседям, но и многим европейским странам.

Показательно, что свою приверженность европейским ценностям и демократии официальный Баку доказывает весьма парадоксальным образом. Сразу вслед за возвращением главы государства с Варшавского форума последовали ничем не обоснованные и беспрецедентно суровые приговоры целой группе активистов оппозиционных партий и молодежных организаций за участие в несанкционированном митинге 2 апреля сего года. Судебные процессы еще далеки от завершения и потому следует ожидать новых суровых приговоров. Вслед за этим, последовала нелепая акция по блокированию возможности проведения инициированного "Фондом Фридриха Наумана" международного форума, посвященного 100-летию ведущей оппозиционной партии Мусават - мероприятие, с участием гостей из многих стран, было проведено в единственно дозволенном для оппозиции месте - штаб-квартире самой организации. Отметим также, что в эти дни мэрия Баку отказывается дать разрешение влиятельной Общественной Палате Азербайджана на проведение сугубо праздничного шествия, посвященного 20-летию независимости страны, отмечаемого 18 октября.

Судя по всему, власти Азербайджана весьма своеобразно понимают суть "восточного партнерства". Видимо в понятие "восточное" они вкладывают не столько территориальное (восточнее от ЕС) или актуальное (еще не ЕС), а извечное дихотомическое (Восток - это Восток, Запад - это Запад) или историко-политическое и культурологическое (тяга Востока к деспотии и патернализму) значение. При таком понимании программа партнерства Азербайджана с ЕС приобретает какой-то особый, специфичный и во многом извинительный "восточный колорит", допускающий многие изъяны в сфере демократии, законности, толерантности и прав человека. К слову сказать, не этот ли "восточный колорит" имел в виду посол США в Азербайджане Мэтью Брайза, констатировавший на днях с иронией, что в политическом и в экономическом отношении современный Азербайджан словно раздроблен на ханства и в целом напоминает феодальное ханство?! Возможно, с таким особым, "усеченным" пониманием "восточного партнерства" для Азербайджана будут еще долго вынуждены мириться и пока что вполне мирятся влиятельные господа из ЕС?! Ведь на кону опять солидные энергетические ставки. И кому теперь есть дело до демократизации "ханского" Азербайджана?!