Посол России: "Декларация о независимости" Молдавии отрицает основу молдавской государственности
Пресс-служба посольства России в Кишиневе передала 6 октября в редакцию ИА REGNUM тезисы выступления посла России в Молдавии
1. Гражданская идентичность, укрепление государственности и устойчивое развитие национальной экономики - это понятия, связанные друг с другом неразрывно. Молдавия сможет полноценно участвовать в интеграционных процессах на европейском континенте только после формирования стабильных, действенных демократических институтов, направленных на обеспечение уважения принципа верховенства закона и укрепление государственности, а также отвечающих чаяниям гражданского общества в целом, а не отдельных политических и бизнес-группировок. Вместе с тем, отдельные парламентарии и политики в РМ, открыто проповедуя правовой нигилизм, используют его в качестве инструмента политической борьбы, действуя по большевистскому принципу "если закон не разрешает, то его необходимо изменить". Разумеется, когда речь идет о сохранении или расширении своей власти и влияния. Стабильная, благополучная и независимая Молдавия - стратегически интереснее не только для ЕС, но и для России, желающей иметь предсказуемого и надежного партнера, с которым её связывают широкие торгово-экономические и гуманитарные отношения, столетия совместной истории и т.д.
2. Основополагающим принципом европейской модели демократии является соблюдение и уважение фундаментальных прав человека, под которыми понимается, в частности, свобода выражения мнения и открытость правовой системы. В этом контексте хотелось бы напомнить о содержании под стражей уже четвертый месяц российского гражданина
Молдавские следственные органы до сих пор не предоставили каких-либо доказательств его вины. На неоднократные просьбы посольства о посещении Эдуарда Багирова нашим консулом, не говоря уж об его освобождении, мы получаем отказ либо на них реагируют с большим опозданием. Это вызывает недоумение и наводит на мысль о том, что рассмотрение дела Багирова затягивается умышленно, а сам он оказался заложником внутриполитических разногласий в Молдавии.
3. Коррупция, рейдерство, судебный произвол - все это, к сожалению, повседневные явления во внутриполитической жизни РМ. Об этом говорил вице-президент США
4. Некоторые политические силы и общественные деятели Республики Молдова, ратуя за европейские ценности, на деле проповедуют идеи, далекие от демократических принципов и международных стандартов. Радикальные заявления по типу "человек, родной язык которого русский, не может быть президентом Молдавии" способствуют отравлению межэтнической атмосферы в стране и отдают ксенофобией. Между тем подлинно демократическое государство, напротив, ставит целью обеспечить возможность самореализации граждан вне зависимости от пола, языка, принадлежности к тому или иному этносу. Именно на эти высокие европейские стандарты демократии ориентируется
5. Испокон веков Молдавия являлась частью Европы и никуда из Европы не уходила. Поэтому молдавская государственность нуждается, как сейчас принято выражаться, не в европейском ремонте, а в укреплении её самодостаточности и самобытности, способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. Без построения правого и демократического общества, формирования четко выраженной гражданской идентичности сделать это будет весьма непросто.
6. В современной Молдавии, в т.ч. в парламенте, исполнительной и судебной власти, есть политические силы и люди, которые ставят под сомнение идентичность самого молдавского государства и народа ("молдавская нация - изобретение сталинской пропаганды для оправдания оккупации Бессарабии", "нельзя румынизировать румын, потому что большинство населения Молдавии считает себя румынами" и т.д.)... Таким образом, если мы хотим говорить о гражданской идентичности как факторе каких-либо существенных для Молдавии процессов, скажем, евроинтеграции, то, по-видимому, прежде всего надо реабилитировать идентичность самого молдавского государства, подтвердить его право на существование, на особую самоидентификацию молдавской нации. При этом, разумеется, надо сознавать значительную условность используемого в данном контексте термина "евроинтеграция", ибо
7. В этой связи, на наш взгляд, представляет интерес тезис о том, что Бухарестский мирный договор (май 1812 г.) между Российской и Османской империями явился решающим историческим событием, которое предопределило возможность возрождения независимого молдавского государства в конце ХХ века. Для меня как представителя России весьма важно также решительно выступить против распространяемых упомянутыми политическими силами и ориентирующимися на них псевдоисториками домыслов о некоей роковой, фатально-негативной роли России в судьбе "румынской", а по умолчанию и молдавской нации.
В данном контексте следует упомянуть, что среди первых "проект румынского государства" в новое время был выдвинут российской императрицей
9. Другим ключевым этапом становления современной молдавской государственности стало лето 1940 г., когда в результате возвращения ранее незаконно оккупированной королевской Румынией Бессарабии в состав СССР была образована союзная Молдавская Республика. Этот исторический акт по существу и сделал возможным возрождение современного молдавского государства на основе известной Декларации о независимости 1991 г. (хотя в самом этом документе предпринята парадоксальная попытка отрицать эту солидную международно-правовую основу молдавской государственности). Что касается усилий с целью демонизировать т.н. пакт
10. В качестве заключительного, но необходимого тезиса для понимания данной темы следует озвучить мысль о том, что никакой другой молдавской идентичности, государственности, независимости и суверенитета не было бы без упомянутых событий 1812, 1940 и 1944 гг., о чем убедительно свидетельствуют внутриполитические реалии современной Румынии, но еще более - фанатичное стремление последователей идеологии агрессивного румынизма стереть историческую память молдавского народа, лишить его права даже на собственный язык и самоидентификацию с использованием пресловутого школьного курса "истории румын", ранее изъятого по рекомендации евроструктур как нарушающего права нацменьшинств, и подмены понятий "национальный", "национальная культура", "национальное наследие", "национальный парламент" и т.п. К сожалению, этой идеологией, несовместимой с современными европейскими демократическими стандартами и принципами, через образовательную политику уже в значительной мере заражено молодое поколение молдаван.
Справка ИА REGNUM: 27 августа 1991 года кишиневским парламентом была принята "декларация о независимости Республики Молдова". Этот документ объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", созданной путем присоединения освобожденной от румынской оккупации Бессарабии к Приднестровью, никогда ранее частью Молдавии не являвшееся, а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" де-юре аннулирует пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Оригинал "декларации о независимости" пропал во время поствыборных беспорядков в Кишиневе 7 апреля 2009 года. Проведенное расследование показало, что она была уничтожена во время пожара в архиве здания парламента. "Декларация о независимости" была восстановлена в торжественной обстановке на заседании молдавского парламента 26 апреля 2010 года.