Пресс-служба посольства России в Кишиневе передала 6 октября в редакцию ИА REGNUM тезисы выступления посла России в Молдавии Валерия Кузьмина на конференции "Гражданская идентичность и европейская интеграция как факторы развития молдавской государственности" (Вадул-луй-Водэ, Кишинев, 4-7 октября 2011 года). ИА REGNUM публикует полный текст документа.

1. Гражданская идентичность, укрепление государственности и устойчивое развитие национальной экономики - это понятия, связанные друг с другом неразрывно. Молдавия сможет полноценно участвовать в интеграционных процессах на европейском континенте только после формирования стабильных, действенных демократических институтов, направленных на обеспечение уважения принципа верховенства закона и укрепление государственности, а также отвечающих чаяниям гражданского общества в целом, а не отдельных политических и бизнес-группировок. Вместе с тем, отдельные парламентарии и политики в РМ, открыто проповедуя правовой нигилизм, используют его в качестве инструмента политической борьбы, действуя по большевистскому принципу "если закон не разрешает, то его необходимо изменить". Разумеется, когда речь идет о сохранении или расширении своей власти и влияния. Стабильная, благополучная и независимая Молдавия - стратегически интереснее не только для ЕС, но и для России, желающей иметь предсказуемого и надежного партнера, с которым её связывают широкие торгово-экономические и гуманитарные отношения, столетия совместной истории и т.д.

2. Основополагающим принципом европейской модели демократии является соблюдение и уважение фундаментальных прав человека, под которыми понимается, в частности, свобода выражения мнения и открытость правовой системы. В этом контексте хотелось бы напомнить о содержании под стражей уже четвертый месяц российского гражданина Эдуарда Багирова, который обвиняется "в руководстве и организации массовых беспорядков" в молдавской столице в апреле 2009. Какую бы из 3-х основных версий тех трагических событий ("твиттерная" демократическая революция, стихийный протест против авторитарного коммунистического режима и даже провалившийся в итоге заговор коммунистического правительства) мы ни выбрали - продолжающийся арест Багирова, блогера, писателя и публициста, отсутствовавшего тогда в Кишиневе, выглядит абсурдным. Тем более абсурдным, когда реальные участники, которых все хорошо видели в прямом репортаже с площади перед парламентом, не были даже приглашены в прокуратуру для дачи свидетельских показаний по данному делу.

Молдавские следственные органы до сих пор не предоставили каких-либо доказательств его вины. На неоднократные просьбы посольства о посещении Эдуарда Багирова нашим консулом, не говоря уж об его освобождении, мы получаем отказ либо на них реагируют с большим опозданием. Это вызывает недоумение и наводит на мысль о том, что рассмотрение дела Багирова затягивается умышленно, а сам он оказался заложником внутриполитических разногласий в Молдавии.

3. Коррупция, рейдерство, судебный произвол - все это, к сожалению, повседневные явления во внутриполитической жизни РМ. Об этом говорил вице-президент США Джозеф Байден не далее как весной этого года на площади перед Театром оперы и балета. Как посол России, я постоянно отслеживаю до дюжины случаев неправосудных решений в отношении российского бизнеса, бюрократических и иных рогаток в отношении наших НПО, попыток рейдерского захвата имущества российских компаний, в т.ч. на территории РФ. Мы не делаем из этого сенсации, хотя несколько недель вся Молдавия следила за развитием скандала вокруг "рейдерской атаки" на четыре банка страны. Со своей стороны, мы будем спокойно, на твердой основе международного права отстаивать законные интересы российских граждан и бизнеса, хотя, разумеется, изложенные факты в наш век интернета скрыть невозможно, и они весьма вредят инвестиционной привлекательности РМ.

4. Некоторые политические силы и общественные деятели Республики Молдова, ратуя за европейские ценности, на деле проповедуют идеи, далекие от демократических принципов и международных стандартов. Радикальные заявления по типу "человек, родной язык которого русский, не может быть президентом Молдавии" способствуют отравлению межэтнической атмосферы в стране и отдают ксенофобией. Между тем подлинно демократическое государство, напротив, ставит целью обеспечить возможность самореализации граждан вне зависимости от пола, языка, принадлежности к тому или иному этносу. Именно на эти высокие европейские стандарты демократии ориентируется Совет Европы, членами которого являются наши государства.

5. Испокон веков Молдавия являлась частью Европы и никуда из Европы не уходила. Поэтому молдавская государственность нуждается, как сейчас принято выражаться, не в европейском ремонте, а в укреплении её самодостаточности и самобытности, способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. Без построения правого и демократического общества, формирования четко выраженной гражданской идентичности сделать это будет весьма непросто.

6. В современной Молдавии, в т.ч. в парламенте, исполнительной и судебной власти, есть политические силы и люди, которые ставят под сомнение идентичность самого молдавского государства и народа ("молдавская нация - изобретение сталинской пропаганды для оправдания оккупации Бессарабии", "нельзя румынизировать румын, потому что большинство населения Молдавии считает себя румынами" и т.д.)... Таким образом, если мы хотим говорить о гражданской идентичности как факторе каких-либо существенных для Молдавии процессов, скажем, евроинтеграции, то, по-видимому, прежде всего надо реабилитировать идентичность самого молдавского государства, подтвердить его право на существование, на особую самоидентификацию молдавской нации. При этом, разумеется, надо сознавать значительную условность используемого в данном контексте термина "евроинтеграция", ибо Евросоюз, в том числе на недавнем саммите "Восточного партнерства" в Варшаве никаких конкретных перспектив для Молдавии в этом плане не обозначил, а сам ЕС - что можно видеть каждый день по телевидению - находится в состоянии глубокого экономического (Греция, Ирландия, Италия, Португалия) и культурно-гуманитарного (признание Берлином и Парижем "провала политики мультикультурализма") системного кризиса.

7. В этой связи, на наш взгляд, представляет интерес тезис о том, что Бухарестский мирный договор (май 1812 г.) между Российской и Османской империями явился решающим историческим событием, которое предопределило возможность возрождения независимого молдавского государства в конце ХХ века. Для меня как представителя России весьма важно также решительно выступить против распространяемых упомянутыми политическими силами и ориентирующимися на них псевдоисториками домыслов о некоей роковой, фатально-негативной роли России в судьбе "румынской", а по умолчанию и молдавской нации.

В данном контексте следует упомянуть, что среди первых "проект румынского государства" в новое время был выдвинут российской императрицей Екатериной II под названием "великой Дакии". Впоследствии Россия придерживалась принципиальной линии на поддержку создания румынского государства, опираясь на концепцию его дуалистической природы (исторических корней) - воплощенной в факте многовекового существования двух государствообразующих княжеств (Молдовы и Валахии). Как известно, российский управитель Дунайских княжеств генерал Киселев подготовил соответствующий конституционный проект, реализация которого была впоследствии сорвана под влиянием западных держав. Отступление от этой модели стало возможным лишь по итогам известной Крымской войны (когда вся "просвещенная Европа" объединилась с "варварской Османской империей" для того, чтобы остановить "чрезмерное усиление России на Балканах"). Вывод о том, кто и в чем виноват, предоставляется сделать самостоятельно.

9. Другим ключевым этапом становления современной молдавской государственности стало лето 1940 г., когда в результате возвращения ранее незаконно оккупированной королевской Румынией Бессарабии в состав СССР была образована союзная Молдавская Республика. Этот исторический акт по существу и сделал возможным возрождение современного молдавского государства на основе известной Декларации о независимости 1991 г. (хотя в самом этом документе предпринята парадоксальная попытка отрицать эту солидную международно-правовую основу молдавской государственности). Что касается усилий с целью демонизировать т.н. пакт Молотова-Риббентропа в данном контексте, то уместно и достаточно упомянуть, что возвращение тогдашней "Бессарабии" в состав СССР в 1940 году основывалось не столько на некоем "сговоре диктаторов" или политике силы, сколько на действовавшем международном праве. Непреложным историческим фактом является то, что румынская оккупация Бессарабии в 1918-1940 гг. никогда, никаким международным договором не была признана законной. Что касается освобождения Молдавии в августе 1944 года от германо-румынских фашистских оккупантов, от продолжения холокоста и беззастенчивого грабежа со стороны "старших братьев", то это, очевидно, стало результатом разгрома Красной Армией войск гитлеровской коалиции и закреплено в актах союзнических конференций в Ялте и Потсдаме.

10. В качестве заключительного, но необходимого тезиса для понимания данной темы следует озвучить мысль о том, что никакой другой молдавской идентичности, государственности, независимости и суверенитета не было бы без упомянутых событий 1812, 1940 и 1944 гг., о чем убедительно свидетельствуют внутриполитические реалии современной Румынии, но еще более - фанатичное стремление последователей идеологии агрессивного румынизма стереть историческую память молдавского народа, лишить его права даже на собственный язык и самоидентификацию с использованием пресловутого школьного курса "истории румын", ранее изъятого по рекомендации евроструктур как нарушающего права нацменьшинств, и подмены понятий "национальный", "национальная культура", "национальное наследие", "национальный парламент" и т.п. К сожалению, этой идеологией, несовместимой с современными европейскими демократическими стандартами и принципами, через образовательную политику уже в значительной мере заражено молодое поколение молдаван.

Справка ИА REGNUM: 27 августа 1991 года кишиневским парламентом была принята "декларация о независимости Республики Молдова". Этот документ объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", созданной путем присоединения освобожденной от румынской оккупации Бессарабии к Приднестровью, никогда ранее частью Молдавии не являвшееся, а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" де-юре аннулирует пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Оригинал "декларации о независимости" пропал во время поствыборных беспорядков в Кишиневе 7 апреля 2009 года. Проведенное расследование показало, что она была уничтожена во время пожара в архиве здания парламента. "Декларация о независимости" была восстановлена в торжественной обстановке на заседании молдавского парламента 26 апреля 2010 года.