Призыв Владимира Путина к созыву Общероссийского народного фронта на первый взгляд показался несвоевременным - фронтовые страсти, благополучно миновав Россию, отшумели в республиках СССР уже как двадцать лет назад. Собственно они - различные фронты - и были локомотивами дезинтеграции, и обращение к такой форме общественной консолидации даже вызвало определённые негативные эмоции, в первую очередь у жителей постсоветских стран. Большие сомнения вызвали и перспективные идеи Путина как подспорья в предвыборной кампании возглавляемой им политической партии "Единая Россия". Работники предвыборных структур "Единой России" откровенно говорили, что и процедура праймериз, и появление нового, как они любят говорить, бренда практически мешают им работать - сбивают с накатанного пути планы кампаний, приводят к сбою уже запущенных предвыборных технологий, дезориентируют как партийцев, так и электорат. Фактически идея создания ОНФ противоречила всем ранее реализованным усилиям государства по совершенствованию и развитию партийной системы в России.

Можно сказать, что Владимир Путин, создавая надпартийную общественную структуру, занимающую доминантное положение над правящей партией, собственноручно инициировал системный сбой в политической системе России. Для того чтобы решиться на такой шаг в преддверии парламентских и президентских выборов, нужно иметь серьёзные основания, а Владимир Владимирович Путин не имеет репутации человека, склонного к непродуманным и деструктивным шагам. Значит, основания для щадящей ломки политической системы России, и достаточно весомые, были.

Сегодня их обсуждают политологи, в будущем они станут темой дискуссий историков. Для того чтобы не увязнуть в этих спорах, кратко изложу свою точку зрения. На мой взгляд, в российском руководстве всё чётче проявляется понимание, что имплантированная в тело российского общества парламентско-партийная система демократии остаётся чужеродным для народа России элементом, более того, именно партийная система становится неким элементом раскола общества, когда партийные цели и интересы неизбежно начинают вступать в противоречие с ценностями, лежащими в основе Российского государства и являющимися базисом для единства народа России. Партии в таких условиях достаточно быстро превращаются в бюрократические касты с неминуемой последующей стагнацией. В инициативе создания надпартийного Общероссийского народного фронта можно увидеть эксперимент по оздоровлению плохо прижившейся на русской почве, но пока единственно возможной партийной системы традиционными для российского общества вечевыми элементами. Причём стоит отметить, что вышесказанное относится не только к правящей партии "Единая Россия", но и к другим партиям, как парламентским, так и не представленным в Государственной Думе. Не случайно Владимир Владимирович Путин предложил распространить общественные выдвижения кандидатов в органы власти и в практику всех политических партий России. То есть форма Фронта как метода сотрудничества народа и государства по обновлению политических элит, ротации общественного представительства во власти если и является экспериментом, то экспериментом долгосрочным, стратегическим.

Также стратегическим и долговременным является непросто для Российского государства принятое решение об участии в этих процессах не только граждан России, но и всех иностранных граждан, иностранных общественных объединений и даже политических партий, которые разделяют идеи, изложенные Владимиром Владимировичем в его призыве к присоединению к Общероссийскому народному фронту, в который, согласно тексту этого призыва, объединяются "все люди, которые объединены единым стремлением укреплять нашу страну, объединены идеей поиска наиболее оптимальных вариантов решения стоящих перед нами проблем". Фронт создан, чтобы все, кто объединён этим стремлением, "могли действовать в рамках единой платформы", ради того, чтобы "объединить общественные организации, политические партии, граждан, которые разделяют общие ценности, связанные с любовью к Отечеству, ростом благосостояния людей, укреплением могущества нашего государства, поиском справедливых решений в социальной сфере". Таким образом, сама формулировка концепции ОНФ подразумевала, что данная общественная площадка обладает, с одной стороны, достаточно аморфной, а с другой стороны, идеологически однозначной для того, чтобы стать общественным локомотивом для запуска реинтеграционных процессов, разделённых вследствие геополитической катастрофы народов СССР. Именно этот процесс сегодня мы и наблюдаем в рамках реализуемой на площадке ОНФ инициативы "Интернациональной России", в рамкой которой самоорганизовались зарубежные члены Народного фронта.

Впервые идею об интернационализации ОНФ озвучил заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Юрий Шувалов, правда, отметив, что не представляет чёткой программы того, как ОНФ будет выходить из своих границ. Но особенности ОНФ, по определению Владимира Путина, подразумевающие возможность для всех общественных организаций обсуждать вопросы и предлагать решения по развитию страны на равных и получающие возможность и право проводить свои идеи, обеспечили возможность быстрой разработки и создания этой программы путём реализации инициативы участников ОНФ "Интернациональная Россия". Уже 2 июля инициативная группа "Интернациональная Россия" присоединилась к Общероссийскому народному фронту и опубликовала содержание своей инициативы в присоединительной декларации. Участники инициативы "Интернациональной России" обратились к единомышленникам с краткой, но ёмкой декларацией:

"1. Вступая в Общероссийский народный фронт (ОНФ), мы считаем ОНФ созревшей объединительной инициативой для всех, кто не мыслит своего существования без свободной и независимой России - Родины всех её народов.

2. Считаем необходимым укрепить ОНФ утверждением многонациональности России, её этнического и культурного разнообразия, равенства всех составных частей Русского мира.

3. Считаем необходимым укрепить ОНФ утверждением особой ответственности России за свободу и достоинство всех зарубежных соотечественников России - независимо от их политической и национальной принадлежности.

С такими целями мы вступаем в ОНФ и призываем присоединиться к нашим рядам представителей всех народов России и всех российских соотечественников".

Справедливость утверждений "Интернациональной России" проявилась уже на первом инициированном ею мероприятии - прошедшей 19 июня встрече лидера Фронта Владимира Путина с представителями национальных меньшинств и диаспор России.

В ходе обсуждения межнациональных отношений на площадке Общероссийского народного фронта представители национальных организаций наглядно доказали, что решения "национального вопроса" для российских народов и проживающих в России диаспор, сепаратно, в рамках отдельно взятого современного Российского государства не существует, поэтому проблематика Русского мира, соотечественников, проживающих за рубежом, сегодня является уже не внешнеполитической, а вопросом внутренней стабильности России. Выступления участников встречи доказывали, что этническое самочувствие народов России и проживающих в ней крупных диаспор напрямую связано с той политикой, которую Россия проводит на постсоветском пространстве. Из выступлений многих участников встречи с Путиным выкристаллизовалась суровая и горькая очевидность - не только русский народ, но и все российские народы, а также ставшие у нас в России после "крупнейшей геополитической катастрофы" - краха общего государства - иностранцами жители бывших советских республик, ощущают себя разделённым многонациональным народом. Частые в их выступлениях апелляции к временам СССР говорят о том, что найти лекарство от их боли, боли потери единства с русской цивилизацией, в рамках провозглашаемой рядом политиков концепции России как государства, существующего двадцать лет, невозможно". Встреча показала, что этническая ментальность народа России имеет глобалистский характер, рождённый всей историей русской цивилизации, не умещающийся в воскрешённый современной политической и деловой элитой ельцинский концепт "новой России". В этом причина того, что неожиданно, особенно для премьер-министра, на совещании по якобы сугубо внутрироссийскому вопросу межнациональных отношений в стране большинство участников поднимали внешнеполитические проблемы. Так, глава немецкого объединения говорил о желании сохранить себя как часть Русского мира у четырёх миллионов немцев-россиян в Германии, представитель еврейских организаций напомнил премьеру о почти четверти населения Израиля - русских евреях. Поднял проблему российских соотечественников и представитель корейского национального меньшинства, что тоже не удивительно - огромное количество русских корейцев сегодня осталось в Средней Азии, в Прибалтике. Представитель украинцев, живущих в России, призвал власти РФ к борьбе с фашизацией Украины путём организации телеканала на украинском языке, который бы транслировался на территории Украины в режиме трансграничного иновещания, и предложил использовать для реализации этого проекта опыт и знания русских украинцев. Даже представители народов Кавказа говорили с Путиным не о проблемах "мигрантов" в Москве, а о судьбе лезгинского анклава в Азербайджане - о наших оставленных там соотечественниках, которые не отказываются от российского гражданства, желая умереть россиянами. Таким образом, представители "российских" народов напомнили власти об исторической роли России и необходимости проведения Россией ответственной, можно сказать, цивилизаторской внешней политики на территории постсоветского пространства и всех государств проживания людей, относящих себя к Русскому миру.

В рамках инициативы "Интернациональной России" к Общероссийскому народному фронту присоединились более ста организаций, и наиболее знаковым стало присоединение к ОНФ двух украинских политических партий. Первой из которых стала Прогрессивная социалистическая партия Украины, руководимая Натальей Витренко и дополнившая декларацию "Интернациональной России" следующим пунктом: "Считаем, что волеизъявление граждан бывшего СССР на референдуме 17 марта 1991 года о сохранении Союза не утратило юридической силы и указывает путь спасения наших стран и народов. Поэтому мы вступаем в ОНФ, чтобы выполнить волю наших народов". Со стороны ОНФ в адрес Натальи Витренко выступил с приветствием заместитель руководителя штаба ОНФ, пресс-секретарь лидера ОНФ Владимира Путина Дмитрий Песков, который отметил, что в ОНФ рады присоединению к Фронту единомышленников из-за рубежа, покончив тем самым с дезинформационными заявлениями ряда видных "единорогов", пытавшихся представить ОНФ как структуру для внутреннего российского употребления.

Сегодня и ОНФ, и "Интернациональная Россия" ещё только проходят процесс становления, оформления, но уже можно утверждать, что эта общественная площадка станет мощной точкой опоры для тех, кто, по яркому выражению Дмитрия Кленского - одного из авторов инициативы "Интернациональной России", не ставит целью поддержать ту или иную политическую партию в России, а... ставит на ту силу, которая имеет шанс спасти Россию, весь Русский мир в сегодняшних реальных условиях".

Я хотел бы обратить внимание на то, что решению о том, что к ОНФ могут присоединяться не только соотечественники - граждане России, но и все, кто считает Россию своей Родиной и готов к труду на её благо, предшествовала жёсткая дискуссия с видными и влиятельными членами парламентской фракции "Единой России" Константином Косачёвым и Отари Аршба, которые стремились не допустить в ряды ОНФ живущих вне России, заявляя, что ОНФ создан исключительно для того, чтобы помочь им снова избраться депутатами Госдумы. То, что штаб ОНФ позволил им остаться при личном мнении и приветствовал присоединение сторонников из-за рубежа, является мощным сигналом того, что Фронт не является предвыборной структурой "Единой России", а будет играть роль влиятельной гражданской силы, объединяющей все разделённые народы русской цивилизации. Силы, опирающейся на народное волеизъявление и тесно взаимодействующей с российской властью. Силы, имеющей в своём распоряжении такие инструменты, как парламентская фракция "Единой России" в Государственной Думе и возможность критического обсуждения решений правительственных структур РФ на дискуссионных площадках ОНФ. Лично я считаю ОНФ идеальным механизмом для осуществления взаимодействия России со всеми народами, причастными к русской цивилизации для запуска реинтеграционных процессов и объединения постсоветского пространства на новой основе. Мне кажется, что и лидеры ОНФ осознают открывающиеся через международный характер ОНФ цивилизационные и геополитические - перспективы.