Интервью ИА REGNUM с послом Польши в Армении Здиславом Рачиньским.

ИА REGNUM: В июле состоялся региональный визит президента Республики Польша Бронислава Коморовского в Закавказье. Каковы главные результаты встреч президента и членов польской делегации в Армении. Когда можно ожидать первых результатов договоренностей, достигнутых в ходе визита в Армению?

Официальный визит главы государства скорее является знаковым политическим событием, отражающим состояние отношений между двумя странами и закладывающим новые перспективы на будущее. Визиту президента Польши в Армению предшествовали интенсивные политические контакты высокого уровня: визит премьер министра г-на Туска, визит министра иностранных дел г-на Сикорского, поездки в Варшаву секретаря Совета Безопасности Армении г-на Багдасаряна, шефа Полиции Армении г-на Саргсяна... Последние два года польско-армянские отношения развиваются по восходящей и достигли уровня стабильного доверительного партнерства двух стран. Для Польши Армения является важным партнером на Южном Кавказе, незаменимым элементом стабильности и сложившегося порядка в регионе. Мне кажется, что и в Армении созрело понимание новой роли Польши в европейских делах, в особенности - в восточном измерении внешней активности Европейского Союза.

Вы абсолютно правильно сделали упор на региональном характере визита Президента Польши. Визит г-на Коморовского в трех южнокавказских столицах состоялся в первом месяце, когда Польша председательствует в Совете Европейского Союза и перед варшавском саммитом 27 стран ЕС и шести стран "Восточного партнерства". Тем самим был дан однозначный и сильный сигнал, что Польша в период своей президенции будет уделять повышенное внимание отношениям ЕС со странами восточного соседства и что считает все три южнокавказские государства европейскими соседями ЕС. Во всех трех столицах Президент Коморовски озвучил послание, что Польша и впредь готова и сама способствовать углублению реформ и модернизации в этих странах, и подбадривать партнеров из ЕС для содействия преображениям в странах ВП.

ИА REGNUM: Каким Вам видится наиболее реалистичное решение карабахской проблемы? На пресс-конференции в Ереване 23 мая вы заявили, что для осуществления миротворческой миссии в зону конфликта могут быть направлены миротворцы ЕС, поскольку миротворческие силы НАТО в зоне карабахского конфликта будут неприемлемы для соседних стран, таких как Иран и Россия. По-Вашему, миротворческие силы каких стран были бы приемлемы как для сторон конфликта, так и для соседей?

Мне кажется, что основные параметры будущего урегулирования карабахской проблемы известны и в главном апробированы всеми заинтересованными сторонами. Проблема должна быть решена исключительно мирными средствами, по согласию всех сторон, при уважении принципов международного права и так, чтобы это открывало возможность всем странам региона гармоничного взаимодействия в будущем. Как известно, переговоры ведутся при посредничестве стран Минской группы ОБСЕ, с большой активностью стран-председателей (Франции, России и США). Очевидно, что и ОБСЕ является той организацией, которая, на сегодняшний день, наиболее подходит для формирования миротворческих сил. Но проблема находится на той стадии урегулирования, что говорить о составе миротворческих сил преждевременно хотя, разумеется, в какой-то момент вопрос этот встанет на повестке дня.

Во время пресс-конференции 23 мая вопрос был поставлен в гипотетическом ракурсе и такого же характера был мой ответ: да, я вполне могу себе представить, что учитывая возрастающую вовлеченность ЕС в дела Южного Кавказа и заинтересованность государств региона в беспристрастном посреднике-миротворце, в каких-то обстоятельствах Европейский Союз не сможет и не должен уклониться от ответственности за поддержание мира и содействие возвращению стран региона в созидательное русло взаимного сотрудничества в своем непосредственном соседстве.

ИА REGNUM: Еще в 2006 году маршал Сената Польши Богдан Борусевич заявил, что Польша может стать посредником в деле нормализации армяно-турецких отношений. Впоследствии роль посредника на себя взяла Швейцария. Однако, как известно, процесс практически заморозился на стадии подписания протоколов об установлении и развитии отношений между Турцией и Арменией. Как Вы считаете, не стоит ли Польше вновь предпринять попытку стать посредником в армяно-турецком диалоге?

Действительно, Польша, имеющая очень хорошие отношения и с Арменией, и с Турцией, с которой так же, как с Арменией, связывают нас исторические узы дружбы и которая является нашим союзником по НАТО, могла бы роль посредника выполнить. Но сейчас, после подписания цюрихских протоколов, не кажется мне, что Армения и Турция нуждаются в посредничестве. Лидеры двух стран знакомы друг с другом, имеют опыт личного общения, между Турцией и Арменией развивается торговля (правда, опосредованно), есть контакты неправительственных организаций, туристические связи, действует прямое воздушное сообщение... Вопрос сегодня в том, чтобы активизировать замороженный политический процесс и ратифицировать подписанные ведь и никем не отозванные соглашения. Иницируя процесс нормализации с Турцией президент Саргсян проявил и политическую дальновидность и мужество. Думаю, что и другим политикам следует проявить такие же качества.

ИА REGNUM: 29-30 сентября в Варшаве состоится саммит программы ЕС "Восточное партнёрство". Известно, что Польша показывает членам программы "Восточное партнёрство" перспективу их членства в ЕС. Это значит, что сегодня, когда новые члены ЕС добавили ему экономических проблем, ЕС готов расширяться далее не только в теории, но и на практике?

Польша последовательно высказывается за открытый характер ЕС, подтверждением этому будет вступление в ЕС Хорватии в период председательства Польши. Но надо смотреть на действительность трезво и называть вещи своими именами. Скажите честно, которая из стран "Восточного партнерства" отвечает сегодня копенгагенским критериям? То-то.. Приглашая шесть стран к программе "Восточного партнерства", называя их европейскими соседями ЕС, предлагая помощь и содействие в реформированию, углублении демократии, сближению к ЕС, Европейский Союз открыл перед этими странами шансы и возможности. "Восточное партнерство" - это приглашение и предложение. А как воспользуются ними страны-партнеры - это уже их дело, их старания, их ответственность перед своими обществами. ЕС - это не альянс который затягивает к себе всех желающих, несмотря на уровень демократии, стабильность государственных институтов, уважение прав личности... Это не империя, которая своей целью ставит экспансию. Это клуб демократических государств свободных обществ.

ИА REGNUM: Польша желает, чтобы одна из целей "Восточного партнерства" - либерализация визового режима - была заменена перспективой полной отмены виз. Удалось ли Польше согласовать эту идею с другими странами ЕС и будет ли эта идея отражена в декларации по итогам саммита "Восточного партнёрства"?

Действительно, Польша выступает за постепенную либерализацию визового режима с конечной целью его упразднения. Свобода личности, которая предполагает также свободу передвижения, является ведь основой, и не только в политическом, но также фундаментальном - философском, цивилизационном смысле, великого проекта под названием Европейский Союз. Учитывая экономические и социальные реалии в странах-партнерах, либерализация визовой политики ЕС по отношению к гражданам этих стран будет наступать поэтапно. И эта поэтапность решений, гибкое реагирование на изменения найдут свое отражение в Декларации Варшавского саммита.

Что касается Армении, мы хотели бы, чтобы переговоры о облегчении визового порядка начались еще в этом году. Хочу добавить, что существующие законы дают странам ЕС и сегодня возможность гибкого ведения визовой политики. К примеру, посольство Польши в Ереване очень широко применяет практику освобождения от полной платы за визу, упрощает саму процедуру, а одновременно - очень тщательно следит за тем, чтобы закон был соблюден.

ИА REGNUM: В Польше стартовала предвыборная компания. Насколько важное место на этот раз внешнеполитические вопросы занимают в дебатах? Изменится ли восточная политика Польши, в том числе в части "Восточного партнерства", если по итогам выборов победу одержит иная партия, а не правящая сегодня "Гражданская платформа"?

Внешнеполитические вопросы в Польше, как и в большинстве других стран, не занимают очень весомого места в предвыборных дебатах. Отчасти может быть поэтому, что - как показывают публичные дискуссии лидеров партий - главные политические партии не сильно отличаются друг от друга в вопросах внешней политики и оппозиция по сути дела не предлагает качественно новых подходов. Различия касаются преимущественно способов ведения политики, не её направлений. Так что, я уверен, любое демократическое правительство, которое будет сформировано после выборов будет продолжать ту внешнюю политику, которую Польша довольно последовательно реализует последнее двадцать лет.