Отставку министра финансов Алексея Кудрина можно сравнить с другой громкой отставкой - бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков.

"Перед президентскими выборами всегда активизируются аппаратные конфликты, - отметил Нейжмаков. - После выборов происходят самые масштабные кадровые перестановки и бюрократические группы стремятся нанести друг другу последние удары, пока не произошло перераспределения их ресурсов. Негласное правило - высшие чиновники не должны бросать друг другу прямых публичных обвинений. В противном случае следует их отставка (но скорее всего - не в никуда, а с переводом на другую должность). Вспомним аналогичную ситуацию перед прошлыми президентскими выборами - с публичными высказываниями Виктора Черкесова против Николая Патрушева".

"А нынешний демарш Алексея Кудрина прошел еще и "с отягчающими обстоятельствами", - констатировал аналитик. - Во-первых, сделал он свое заявление за границей. А критиковать собственное руководство, находясь с официальным визитом за рубежом - поведение, противоречащее международной политической этике. Как говорил один из израильских политиков 1950-х годов, "пока я в Израиле - нет более жесткого критика премьер-министра Бен-Гуриона, когда я за границей - у Бен-Гуриона нет лучшего союзника". Во-вторых, он попытался в личных целях публично разыграть карту "противоречий в тандеме". Можно найти относительно недавнюю аналогию - это отставка Юрия Лужкова".

Возможно, вашингтонские заявления Кудрина объясняются почти "лужковскими" мотивами, полагает эксперт. "Уверенностью, что быстро отправить в отставку его никто не посмеет, в его возможностях нуждаются, а найти и согласовать ему замену трудно. К тому же, Кудрин в команде Собчака, да и в первые годы президентства Путина занимал более высокое положение, чем Медведев. Теперь уже бывший глава Минфина подвергался критике со стороны Медведева-президента, но и тогда выходил сухим из воды, - пояснил Михаил Нейжмаков. - У человека с такой биографией было искушение смотреть на молодого президента свысока. Возможно, он надеялся найти поддержку в верхах даже после такого заявления, получив предложение остаться в Правительстве и гарантии заметной автономии от будущего премьера. В любом случае, причина пикировки между Кудриным и Медведевым - бюрократическая, а не идеологическая. Ведь в недавнем интервью "Russia Today" экс-министр назвал необходимыми те же меры, о которых постоянно говорит Президент или его близкие советники - либерализацию определенных отраслей, сокращение роли государства, реформы ЖКХ, пенсионной системы, здравоохранения".

Сфера финансов - весьма важная, поэтому новый министр будет близок к самому влиятельному участнику тандема, Владимиру Путину, прогнозирует политолог. "Здесь может частично повториться уже упомянутый "лужковский сценарий" - после публичной критики со стороны президента пост занимает человек премьера. Поэтому меньше вероятности, что это будет Аркадий Дворкович, который неоднократно называл желательным вовсе не возвращение Путина в президентское кресло, а второй срок Медведева, - полагает Нейжмаков. - Эпоха Путина полна неожиданными кадровыми решениями, поэтому пока говорить о преемнике Кудрина рано. Кандидатура Татьяны Голиковой, которая в этом случае приходит на память одной из первых, вполне может рассматриваться. Правда, тогда руководству страны не избежать критики от оппозиции, которая припомнит главе Минздравсоцразвития все непопулярные решения в социальной сфере. Но, в конце концов, образу Голиковой далеко до негатива, связанного с Зурабовым. Скорее всего, кандидатура нового министра финансов определится в ближайшем будущем - эта сфера слишком важна (в том числе для международных экономических связей), чтобы Минфином долго руководил исполняющий обязанности".