Решение партии "Единая Россия" о выдвижении на предстоящих президентских выборах в России премьер-министра Владимира Путина, а также согласие на то нынешнего главы РФ Дмитрия Медведева, заявившего о своей готовности в последующем работать в исполнительной власти, вызвали широкий резонанс не только в российской и мировой прессе, но и в армянской. Данная новость стала самой обсуждаемой и интерпретируемой в армянских СМИ, и вовсе не потому, что армянское общество пристально следит за развитием политических событий в России, а потому, что многие местные эксперты и политики прямо связывают дальнейшие процессы на армянском политическом поле с ситуацией в России.

В армянских кругах принято отождествлять периоды пребывания у власти президентов Роберта Кочаряна и Владимира Путина, Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева, зачастую проводя параллели между бывшими президентами Армении и России, их политическими взглядами и методами работы. Более того, считают, что Владимир Путин всячески поддерживал курс Роберта Кочаряна в Армении и с его приходом на пост главы России изменится также политическая ситуация в Армении. Именно в этом контексте решение "Единой России" вызвало ажиотаж в Ереване.

Страницы армянских СМИ запестрели прогнозами о том, поможет ли Путин вернуться к власти Кочаряну, провластные политики поспешили опровергнуть всякие домыслы на этот счет. Однако взвешенный анализ внутриполитической ситуации в двух странах все же говорит о том, что возможное президентство Путина в России не поможет возвратить к власти Роберта Кочаряна, если, скажем, к президентским выборам 2013 года в Армении не произойдет резкой смены внутриполитической ситуации или в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта не будет зафиксировано каких-либо экстраординарных подвижек.

Решение "Единой России" о том, что на предстоящих президентских выборах она поддержит именно кандидатуру Владимира Путина стало сюрпризом разве что для определенной части политически не подкованного электората, всем остальным было ясно, что Путин еще до своего ухода с президентского поста позаботился об этом решении "Единой России", иначе почему он в свое время создавал и возглавил эту политическую силу. А вот платформа Роберта Кочаряна "моя партия - мой народ", выдвинутая им во время президентских выборов 2003 года, оказалась не столь уже дальновидной.

Согласись в свое время Кочарян возглавить правящую Республиканскую партию Армении (РПА), сегодня ситуация на внутриполитическом поле Армении была бы совсем иной, и с приходом в президентское кресло Владимира Путина шансы Кочаряна на возвращение в большую политику были бы более чем реальными. А надеяться на поддержку народа в сложившейся ситуации Кочаряну, конечно же, не приходится. Хотя справедливости ради стоит отметить, что ухудшившаяся в последние годы экономическая ситуация в Армении и спад социального уровня населения тенденциозно стали пополнять ряды сподвижников Кочаряна, но отнюдь не настолько, чтобы он на гребне народной волны мог бы вновь возвратиться к власти.

Как уже было замечено, в отличие от Путина у Кочаряна нет надежной политической опоры, поскольку в свое время отказавшись от партийного лидерства он добровольно предоставил весь ресурс и потенциал РПА нынешнему главе государства, лидеру партии Сержу Саргсяну. Конечно, Кочарян может сделать ставку на партию "Процветающая Армения" (ПА), которая, как известно, является политическим проектом второго президента, но в сложившейся ситуации политический потенциал ПА никак нельзя сравнить с потенциалом и весом Республиканской партии.

Впрочем, если Кочарян действительно намерен возвратиться в президентское кресло, как на том настаивают многие эксперты, то он должен уже сейчас работать над наращиванием политического потенциала ПА. Последней необходимо уже на парламентских выборах 2012 года набрать как можно больше голосов, чтобы к 2013 году стать реальной альтернативой РПА в качестве политической опоры в гонке за президентское кресло. И возможно тогда, при поддержке Владимира Путина, если конечно в этом вопросе армянская политическая мысль объективна, Кочаряну удастся вернуться к власти. Это лишь гипотезы, а реальность в настоящее время такова, что поведение Роберта Кочаряна вовсе не свидетельствует о его стремлении активизироваться на политическом поле. В отличие от Путина, путь Кочаряна к президентству лежит через жесткую борьбу за электорат и расширение политического влияния. Причина проста - в отличие от России, в Армении политический тандем не сложился.

Николай Торосян - политический комментатор (Ереван)