Молдавско-приднестровское урегулирование: "Если в 2006 были надежды, что Москва вернётся к роли собирателя земель "большой России", то в 2011 очевидно, что подобной стратегии у России нет". Выборы: "Сторонники "территориальной целостности" Молдавии поддержали Каминского". Российское гражданство: "Россиян, проживающих в Приднестровье, рассматривают как нарушителей не только "компетентные органы" РМ, но и родное посольство".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Если в 2006 были надежды, что Москва вернётся к роли собирателя земель "большой России", то в 2011 очевидно, что подобной стратегии у России нет"

Особое внимание в последние две недели привлекла прошедшая конференция по мерам укрепления доверия в баварском Бад Райхенхалле, сообщает Первый республиканский телеканал. В рамках нее прошла первая официальная встреча президента Игоря Смирнова с молдавским премьером Владимиром Филатом и подписан первый с 2001 года официальный документ - регламент работы экспертных групп. По итогам поездки в Германию Игорь Смирнов дал пресс-конференцию. Любопытно, что, если Филат ограничился на этот счет 10-минутным заявлением, то в Тирасполе пресс-конференция проходила около полутора часов и помимо Игоря Смирнова, в ней участвовали руководители экспертных групп от Приднестровья, а это больше половины Кабинета министров. Уже одно это сравнение позволяет говорить об отношении сторон к прошедшей конференции.

Не все гладко было и в Германии, продолжает Первый республиканский телеканал. К примеру, молдавская экспертная группа по железнодорожному транспорту приехала без руководителя, который видимо не нашел оправдания, почему не выполняются ранее достигнутые договоренности. Сергей Марцинко, генеральный директор ГУП "ПЖД": "Мы высказали наше отношение к тому, как они выполняют нами же подписанный в апреле протокол. Там было сказано, что они обратятся в соответствующие администрации железнодорожного транспорта России и Украины с просьбой о возвращении некоторых пассажирских маршрутов, молдавская сторона взяла на себя обязанность возврата сюда пассажирских поездов Москва - Кишинев, Кишинев - Санкт-Петербург, Кишинев - Ростов, но они даже не обратились туда, мы знаем точно, так как сами написали письма в РЖД и Укрзализныцю".

Кроме пассажирского сообщения, остро стоит вопрос возобновления полноценного движения грузового железнодорожного транспорта, отмечает Первый республиканский телеканал. Для этого приднестровским станциям нужно вернуть международные коды, заблокированные Молдавией в 2004 году, но молдавским железнодорожникам новый конкурент не нужен. Сергей Марцинко, генеральный директор ГУП "ПЖД": "МЖД при возобновлении полноценного движения через Приднестровье, в том числе и молдавских экономических агентов, только лишь теряет, это чистая экономика. То есть их устраивает ситуация, которая сегодня существует, когда грузы идут через Могилев-Подольский, когда они за счет большего расстояния получают больше доходов и возвращаться к нормальной, рациональной схеме у них особого желания нет".

Поэтому заявления молдавских политиков о стремлении и необходимости скорейшего восстановления железнодорожного сообщения через Приднестровье нельзя назвать иначе как художественным свистом, который они исполняют на мастерском уровне, продолжает Первый республиканский телеканал. Аналогичная ситуация и в вопросах связи. Молдавия лишь заявляет о стремлении к разрешению проблем в этой области. Александр Тренчук, и.о. первого заместителя министра информации и телекоммуникаций: "Фактически, при непосредственном контакте с представителями администрации связи РМ о чем-то конкретном договориться не удалось, так как все вопросы молдавской стороной ставятся в ультимативной форме, о том, что должны делать мы, а что должны делать они - этот вопрос не рассматривается".

На своем брифинге молдавский премьер высоко оценил тот факт, что впервые состоялась встреча экспертов в области образования, правда не рассказал, о чем на ней шла речь, отмечает Первый республиканский телеканал. Зато рассказали об этом в Тирасполе. По утверждению Марии Пащенко, началось все с обвинений молдавской стороны в ненадлежащем качестве образования в Приднестровье. Мария Пащенко, министр просвещения ПМР: "Мы сказали, что работаем по российским стандартам по всем уровням образования и имеем совместное соглашение с Рособрнадзором России по содействию за качеством образования. Поэтому никаких оснований у молдавской стороны ставить под сомнение качество нашего образования не было, причем я задала вопрос представителям министерства образования РМ, есть ли у них претензии к российским стандартам образования? Конечно, у них никаких претензий нет, так вот, мы работаем один в один".

Немаловажным аспектом в работе экспертных групп является представительство сторон, продолжает Первый республиканский телеканал. На эту проблему обратила внимание Елена Черненко, руководитель приднестровской рабочей группы по вопросам экономики. Елена Черненко, министр экономики ПМР: "Молдавская сторона не выступает равноправным партнером, допустим в работе экспертных групп, у нас в группе два министра и все остальные члены не ниже заместителя министра, с молдавской стороны - один заместитель министра и остальные менеджеры очень среднего звена".

Решить некоторые организационные проблемы в работе экспертов должен наконец-то подписанный сторонами в Германии многострадальный регламент рабочих групп, отмечает Первый республиканский телеканал. Теперь встречи экспертов должны стать регулярными, они будут собираться раз в 2 месяца. Но сможет ли данный документ изменить отношение молдавской стороны к работе экспертов, сказать трудно. Не исключено, что его постигнет судьба остальных документов, подписанных сторонами. В любом случае для Тирасполя поездка на данный форум не прошла зря, по крайней мере, его участники в очередной раз услышали позицию Приднестровья. Игорь Смирнов, президент ПМР: "Напомнили, что мы никогда не входили в состав РМ и не собираемся обсуждать вопросы территориальной целостности РМ, это не наш вопрос, это вопрос граждан Молдавии и попытки включить этот вопрос в повестку дня обрекает на провал любые переговоры. Также мы дали понять, что готовы к любым переговорам на равноправной основе по любым вопросам".

В очередной раз представители Кишинева и Тирасполя, рассказывая об одном событии, приоритеты расставляют каждый по-своему, продолжает Первый республиканский телеканал. Если для Тирасполя это возможность высказаться и постараться решить существующие проблемы, то для Кишинева это попытка склонить Приднестровье к возобновлению официальных переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Владимир Филат, премьер-министр РМ: "Надеюсь, и эту надежду также выразили все участники Германской встречи, что в ходе Московского раунда будет принято решение о возобновлении официальной работы формата "5+2", что поможет нам ускорить реинтеграцию страны. Пользуясь случаем, ещё раз заявляю, что решение приднестровской проблемы абсолютный приоритет нынешнего правительства РМ". В Тирасполе заявили, что вопрос этот в Германии обсуждать отказались, а будет ли возобновлена официальная работа формата, зависит от результатов работы в оставшейся до московской встречи период. По информации некоторых источников, Тирасполь может отказаться от возобновления официальной работы постоянного совещания, сославшись на электоральный цикл, в который Приднестровье вступило на этой неделе.

17 сентября исполняется пять лет с момента проведения референдума (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM). Стали ли мы ближе к России? - задаются вопросом "Профсоюзные вести". Вопросы в нём формулировались так: "1.Поддерживаете ли вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2.Считаете ли вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?" Теперь, пять лет спустя, когда политические страсти по тому мероприятию улеглись, можно спокойно поразмышлять: для чего оно было проведено и какие результаты дало. А, главное, может ли всенародное голосование того времени оказать влияние на будущее Приднестровского государства?

Иногда наши официальные пропагандисты говорят, что референдум был проведён для того, чтобы облегчить Российской Федерации задачу признания ПМР, продолжают "Профсоюзные вести". Действительно, Россия из числа признанных стран к 2006 году оставалась единственным военно-политическим союзником Тирасполя. Но тут есть два момента. Первый. И в 1991-м, когда распался Союз, и в 2006-м, и сегодня официально позиция Кремля обратная приднестровской: руководство РФ признаёт Республику Молдова в границах бывшей МССР. То есть с нами. Второй. В 1991 году в ПМР уже проводился референдум. И тоже о независимости. Результатом явилась статья 1 Конституции республики (тогда ПМССР), определяющая Приднестровье независимым государством.

С юридической точки зрения в дополнительном референдуме нужды не было, пишут "Профсоюзные вести". Раз мы определились с независимостью изначально - в 1991 году - то зачем это было ещё раз подтверждать? Неужели мы не верим в собственную клятву, закреплённую в Конституции? На самом деле тут был нюанс. Первый вопрос референдума-2006 содержал формулировку, которой не было за 15 лет до этого. А именно о "последующем свободном присоединении Приднестровья к Российской Федерации". Какого-то конкретного расчёта у приднестровского руководства здесь, скорее всего, не было. Но подсознательная надежда на то, что после ухода союзника националистов бывшего СССР Бориса Ельцина Москва постепенно вернётся к роли собирателя земель "большой России" - возможно. Если такие надежды и были, то по состоянию на 2011 год, очевидно, что подобной стратегии у России нет. Более того, в ряде случаев на мировой арене её политика выглядит в последние годы даже более уступчивой как к Западу, так и к постсоветским националистам, чем при "царе Борисе".

Тут можно заметить: но ведь российская армия по-прежнему стоит на берегах Днестра, а российская дипломатия, как и раньше, исходит из того, что модель урегулирования конфликта на Днестре - дело самих договаривающихся сторон, что позволяет на практике сохранять приднестровскую независимость, продолжают "Профсоюзные вести". Это так. Однако эти действия не совпадают с официальным тезисом Москвы о "территориальной целостности" РМ. Такое противоречие делает уязвимыми как Россию, так и нас. Невозможно до бесконечности тянуть время, а, например, санкции против молдавского вина объяснять не политикой Кишинёва, но какой-то ерундой, обнаруженной в бутылках. Рано или поздно давление на Москву и Тирасполь может усилиться до такой степени, что придётся либо прямо сказать о своих целях, либо этому давлению поддаться и выводить войска. И что дальше?

В 2006 году Россия, несомненно, имела свои интересы в нашем референдуме, пишут "Профсоюзные вести". Отношения с Кишинёвом у неё находились в плохом состоянии. В 2003 году президент РМ Владимир Воронин отказался подписывать Меморандум Козака, а в 2005-м россияне безуспешно пытались устранить лидера молдавских коммунистов руками националистической оппозиции. Кишинёв ответил в марте 2006 года ударом по ПМР, когда при поддержке ЕС на границе Приднестровья и Украины был введён таможенный режим, поставивший приднестровский экспорт под контроль молдавских властей. Референдум в этой обстановке, как и в других конфликтных ситуациях, выглядел, подчеркнём вновь, не долгосрочной политической линией, а ситуативной реакцией на враждебные выпады Кишинёва. Как только администрация Владимира Воронина, кусаемая и теснимая националистами, стала демонстрировать большую, чем раньше, лояльность России, Москва стала вспоминать о приднестровском референдуме куда реже...

Но был в акции 17 сентября и особый, "бубновый" интерес, продолжают "Профсоюзные вести". Как и сейчас, в 2006 году близились президентские выборы. Власть встречала 15-летний юбилей республики с тяжелейшими проблемами в экономике и без единого акта признания независимости ПМР со стороны какого-либо государства, включая Россию. Нужен был незатейливый приём для того, чтобы действующий президент страны прошёл на четвёртый срок. Такой приём, рассчитанный в огромной степени на пенсионеров, и был найден в виде референдума 17 сентября. Конъюнктурная задача сохранения власти была решена, но это обернулось куда большими потерями в умах людей и разочарованиями в их сердцах: если мы голосуем за "свободное вхождение" в состав России, то почему она не принимает нас, а говорит об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" Молдавии?

Надо сказать и то, что те, кому была поручена формулировка референдума, подошли к поручению неряшливо, пишут "Профсоюзные вести". Речь идёт об "отказе от независимости ПМР с последующим вхождением Приднестровья в состав РМ". Такая откровенно предвзятая фраза - без указания на статус ПМР в составе Молдавии и т.д. - подрывала доверие к мероприятию в целом и создавала впечатление заданности. А, между тем, не составляло труда придумать что-то более беспристрастное - хотя бы внешне. И, самое главное, следовало понять, что люди спустя какое-то время спросят: мы будем следовать результатам референдума, но не станет ли та же Россия при сближении с Молдавией требовать от нас отказа от результатов акции 17 сентября? Игорь Смирнов, как опытный политик, прекрасно всё это понимал. Поэтому он настоял, чтобы ответственность за реализацию его генеральной линии разделил депутатский корпус всех уровней. Свидетельство тому - съезд депутатов ПМР 31 марта 2006 года. На нём мысли президента излагал и призывал воплощать в жизнь спикер ВС (тогда ещё) Евгений Шевчук. А президент при необходимости говорил о себе как о всего лишь исполнителе депутатского решения. Это был высокий класс игры. С помощью референдума он и победил на декабрьских выборах 2006 года.

Говорят ещё, что референдум положил начало гармонизации законодательных баз ПМР и России, продолжают "Профсоюзные вести". Ссылаются при этом на планируемые отмену поста вице-президента и введение должности премьера. Однако Абхазия в 2008 году была признана Россией, а пост вице-президента в Сухуме существует до сих пор. С этого поста и шагнул к власти на недавних выборах Александр Анкваб. Да и пост премьера есть параллельно. Признают ли нас после введения правительства? Если бы от этого всё зависело...

Самое время спросить: так разве не для сближения с Россией был проведён у нас референдум? - пишут "Профсоюзные вести". Да, именно так и поняли это приднестровцы. За это они и голосовали. Честь и хвала им за это. Только вот сближение с Россией требуется вести ежедневно, без шума, "не путая собственную шерсть с государственной". И лучший помощник в этом - терпение и настойчивость, а не громкие акции. Наше руководство не должно было рисковать моральным настроем людей, которые 5 лет спустя видят, что правовых последствий на мировой арене референдум не возымел. Борьба за независимость не терпит суеты. Нельзя, образно говоря, зажигать сторублёвку народной веры, дабы отыскать на полу копейку сохранения собственной власти, подводит итог издание.

Прецедент признания независимости малых республик, заявивших о своей независимости на постсоветском пространстве, у России уже есть - это прежде всего Южная Осетия и Абхазия пишет "Приднестровье". При этом следует обратить внимание на тот факт, что признание независимости этих республик произошло в результате чрезвычайной ситуации. Для юридического признания Приднестровья или Нагорного Карабаха, по всей вероятности, также необходимо возникновение той или иной чрезвычайной ситуации, не менее экстремальной, что развернулась в Южной Осетии в 2008 году.

В принципе Россия не стремится вопреки мнению Запада признавать суверенитет непризнанных государств на постсоветском пространстве, продолжает "Приднестровье". Однако в экстренной ситуации, как показала недавняя история на Кавказе, такой подход вполне возможен. Случай с Приднестровьем - особенный. Экстремальные ситуации здесь могут возникнуть неожиданно, а могут не возникнуть и долгие годы. Об этом более подробно.

В сложившейся современной международной обстановке, и особенно в условиях, когда США и НАТО оказывают максимальное психологическое и материальное воздействие на внешнеполитические курсы оторвавшихся от России Украины и Молдавии, в ситуации, когда в странах бывшего Варшавского Договора, пополнивших НАТО и находящихся в непосредственной близости от российских границ, процветают антироссийские настроения, когда под прикрытием якобы безобидной американской национальной ПРО вблизи российских границ накапливаются стратегические наступательные вооружения, территория небольшой, но очень важной в военно-стратегическом плане, ориентированной на Россию Приднестровской Молдавской Республики стала очень привлекательной не только для США и НАТО, но и для самой России, пишет "Приднестровье". Расположенная в центральной части Юго-Восточной Европы, территория Приднестровья, при условии ее использования в военно-стратегическом плане, позволяет осуществлять контроль за развитием событий не только в Причерноморским бассейне, но и в Средиземноморском, что в условиях современного развития средств массового уничтожения и противостояния Восток - Запад архиважно. В настоящее время между НАТО (США) и Россией идет негласная борьба за влияние на этом маленьком, но очень важном в центре Юго-Восточной Европы "клочке земли".

Вот почему в последние годы к нам в Тирасполь зачастили гости из Вашингтона и Брюсселя, Берлина и Вены, а также представители самых разнообразных европейских структур прозападного толка, предлагая Приднестровью "золотые горы" и "молочные реки с кисельными берегами" за согласие объединиться с Молдавией, затем вместе с ней войти в состав Румынии и стать составной частью НАТО, продолжает "Приднестровье". В этом случае территория НАТО расширится до западных границ с Украиной, а влияние России ограничится восточными границами той же Украины. Что после этого будет с Украиной, предсказать несложно, если уже сегодня ее президент Виктор Янукович, ссылаясь на членство республики в ВТО, категорически не приемлет предложение РФ стать членом Таможенного союза, уже существующего между РФ, Белоруссией и Казахстаном. О чем это говорит, понять труда не составляет, потому что политику европеизации Украины Янукович продолжает проводить не менее рьяно, чем это делал его предшественник прозападник Ющенко.

К тому же в Приднестровье зачастили так называемые "политические деятели" из России, которые в унисон с Западом пиарят в Приднестровье политиков, рекомендуемых из ЕС и ОБСЕ, для которых западная цивилизация дороже и милей собственной, пишет "Приднестровье". Особенно резко это стало заметно в республике накануне президентских выборов. Не видеть это может только тот, кто не желает это видеть, или тот, кто заинтересован, чтобы не только Приднестровье, но и Великая Россия превратилась в сырьевой придаток к Западу и США на Евразийском континенте. А поэтому отрыв Приднестровья от России и установление в нем режима, "нужного Вашингтону", является той главной задачей, которую пытаются решить российские пиарщики, отщепенцы партии "Единая Россия" в Тирасполе совместно с приднестровскими политиками, работающими в интересах западной демократии. Иначе нельзя объяснить истерическое рвение отдельных приднестровских политиков "обновить" высшее руководство страны и заменить действующего "несговорчивого" президента Игоря Смирнова на более "сговорчивого" с Кишиневом и Брюсселем.

Да, сегодня перед руководством Российской Федерации остро не стоит вопрос о признании независимости Приднестровья, продолжает "Приднестровье". Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров на встрече с министром иностранных дел и европейской интеграции Юрием Лянкэ в конце марта текущего года даже констатировал факт, что позиция РФ основана на договоренностях Медведева и Меркель в 2010 году, согласно которым Берлин в лице канцлера Германии настаивает на федерализации Молдавии. Но тот факт, что во время состоявшейся в июне последней встречи в Москве участников формата переговоров "5+2" Россия не настаивала на согласии приднестровской стороны рассматривать подобный проект, говорит о том, что российское руководство думает и о будущем. А будущее - это, прежде всего, внешнеполитический курс Украины, последствия румынизации Молдавии и окончательное решение правительства Румынии о размещении на своей территории национальной ПРО США.

Украина целенаправленно устремлена на членство в Евросоюзе с вытекающими отсюда последствиями, пишет "Приднестровье". Молдавия в обозримом будущем готовится объединиться с Румынией. Американская ПРО в Румынии в результате небольшой модернизации способна противостоять не только российским стратегическим наступательным вооружениям, но и наносить ответные ракетно-ядерные удары по российской территории. О возможности такой переориентации ракетоносителей ПРО США в Румынии уже открыто высказываются некоторые российские специалисты в области ракетостроения, утверждающие, что для этих целей необходимо лишь незначительно подкорректировать систему целенаведения ракет. А радиус действия так называемых "антиракет" американской системы национальной ПРО в Румынии позволяет поражать цели над территорией России вплоть до Уральских гор.

Предполагаемое принятие осенью текущего года между Вашингтоном и Бухарестом согласованного решения по размещению американской ПРО на территории Румынии может вынудить Россию на "асимметричный ответ", то есть официально признать независимый статус де-факто существующего уже 21 год приднестровского государства, заключить с ним соответствующее межгосударственное соглашение и разместить на его территории ракетный комплекс, способный нейтрализовать наступательные действия американской ПРО, продолжает "Приднестровье". Однако толчком к признанию Россией независимости ПМР может послужить и другой, не менее реальный фактор: ассимиляция Молдавии и Румынии. Несмотря на многочисленные заявления политических деятелей как из Молдавии, так и из Румынии о том, что в объединении двух румынских государств не заинтересованы ни Брюссель, ни Вашингтон, ни Москва, ни Кишинев, а тем более Бухарест, процесс этот идет семимильными шагами. Де-факто Молдавия и Румыния - это уже единое государство: культура единая, язык единый, два правительства работают в едином направлении, образование единое, многие министерства объединились, полиция единая, румынские вооруженные силы охраняют единое воздушное пространство, сухопутная граница упразднена... Что еще нужно для объединения?

Юридическое признание единства двух румынских государств сдерживает лишь внутреннее противостояние отдельных политических деятелей, и то только в вопросах приднестровского урегулирования, пишет "Приднестровье". Лидеры ПКРМ, например, не желают уходить в Румынию без Приднестровья (у Воронина на этот счет имеются личные интересы) и обвиняют современный правящий альянс в демонтаже государственности Молдавии. Правящий альянс обвиняют в том, что он не принуждает приднестровскую сторону (как это делал президент и лидер ПКРМ Воронин) идти на уступки в вопросах реинтеграции страны. Устами Марка Ткачука председатель ПКРМ Воронин утверждает, что "в последние два года приднестровский вопрос превратился из общенациональной задачи в тему улучшения личных и деловых отношений между несколькими персонами с расширенной "футбольной" тематикой". И не более того. По глубокому убеждению лидеров ПКРМ (с некоторых пор заболевших экстремизмом и потерявших не только власть, но и доверие народа Молдавии), правящий альянс подобную политику в отношении Приднестровья проводит с молчаливого согласия Европейского союза. Ткачук, например, возмущается: "С одной стороны, мы не видим никакой открытой деятельности EUBAM - ни "круглых столов", ни публичных отчетов, ни пресс-конференций (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии. Буркхолдер также опроверг тиражируемую молдавскими СМИ информацию о существовании масштабной контрабанды, в том числе оружия, из Приднестровья - прим. ИА REGNUM). С другой - мы видим, как Кишинев направился в другом направлении от приднестровского урегулирования. Практически не таясь, правящий альянс объявил программу интеграции с НАТО, тем самым став на путь полной дискредитации своего суверенитета в ежедневной внутренней политике. А тип власти, который сложился в Кишиневе за последние два года, мало чем отличается от тираспольского режима".

Сегодня так называемые "коммунисты" Молдавии по-прежнему демонстрируют в отношении приднестровцев свое хищническое звериное лицо, ничем не отличающееся от молодчиков Народного фронта начала 90-х годов прошлого века, продолжает "Приднестровье". ПКРМ, которую пока еще поддерживает престарелый электорат, требует от альянса правых сил в переговорах по Приднестровью строгого выполнения закона РМ от 2005 года "Об основных положениях правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровского региона РМ)" (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), чтобы ни в коем случае Бессарабия не возвращалась в Румынию без приднестровского региона.

Утверждая, что современная власть в Кишиневе отступает от требований вышеуказанного закона и при попустительстве Европейского союза готова вернуть Приднестровью "статус черного оффшора", Марк Ткачук, представляющий "ум, честь и совесть ПКРМ", доказывает, что урегулирование приднестровского вопроса может быть только на основе восстановления "территориальной целостности" Молдавии и предоставления Приднестровью статуса в соответствии с конституционным законом, принятым при президентстве Воронина, пишет "Приднестровье". Комментируя недавнюю встречу главы правительств РМ Филата с президентом ПМР Смирновым в Германии, Ткачук отметил, что "мы не исключаем, что в рамках данной встречи могут быть демонтированы прошлые объединительные проекты, наработанные ПКРМ в сфере внешней торговли, и Приднестровье вновь станет серым оффшором, каким было восемь лет назад до прихода к власти партии коммунистов". Из этого вывод: если правые прорумынские силы не приведут Молдавию в Румынию, на смену им могут вернуться "воронинцы". Возвращение ПКРМ во власть чревато повторением кровавых событий на Днестре, что может стать первопричиной признания независимости ПМР. Если же правящий альянс все-таки примет соломоново решение и до конца своего нынешнего правления приведет Бессарабию в Румынию, то и в этом случае Россия будет вынуждена признать независимость ПМР и объявить ее территорию "зоной особых стратегических интересов" Российской Федерации, как это в ноябре 1995 года президенту Ельцину уже предлагала Государственная дума.

Признание Российской Федерацией независимости ПМР возможно только в случаях экстремального развития событий в молдавско-приднестровских отношениях, продолжает "Приднестровье". В условиях вялотекущего переговорного процесса и при современных взаимоотношениях между Москвой с Брюсселем и Вашингтоном реальность такова, что Россия не заинтересована в признании Приднестровья суверенным и независимым государством. Идеальным для России является сохранение под своим началом всей территории бывшей Советской Молдавии, как единого целостного государства. Это та причина, по которой она выступает за сохранение Молдавии в единстве с Приднестровьем в любом формате. Но так как в обозримом будущем такого так называемого "объединения" не предвидится, для России важно сохранение нынешнего статус-кво на Днестре. Это ей удобно и выгодно. Вот почему современный статус-кво де-факто существующей, но юридически непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, с сохранением на ее территории небольшого контингента своих вооруженных сил, устраивает официальную Москву. Только по этой причине признания нашего суверенитета Российской Федерацией в ближайшее время не предвидится.

Но жизнь продолжается, и борьба за независимость Приднестровья и признание его субъектом международного права имеет первостепенное значение для всего приднестровского народа, пишет "Приднестровье". Последняя встреча делегаций Приднестровья и Молдавии, состоявшаяся в Германии 8-9 сентября, продемонстрировала, что в этом направлении сделан очередной шаг уже на уровне Европейского союза, подводит итог издание.

Выборы: "Сторонники "территориальной целостности" Молдавии поддержали Каминского"

Сторонники "территориальной целостности" Молдавии поддержали Каминского, пишет "Правда Приднестровья". 17 сентября в Тирасполе состоялся IV съезд республиканской партии "Обновление". Главной сенсацией данного мероприятия стало зачитанное на нем приветствие премьер-министра РФ Владимира Путина в адрес председателя партии, спикера приднестровского парламента Анатолия Каминского. Особый восторг партийцев вызвал тот факт, что Путин обратился к Каминскому именно как к председателю Верховного совета ПМР без всяких оговорок и ссылок на непризнанность.

Однако радость "обновленцев" по этому поводу оказалось недолгой, продолжает "Правда Приднестровья". Не успели партийные пропагандисты как следует раструбить о своем "внешнеполитическом прорыве", как Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Молдова дезавуировал слова высокопоставленного российского чиновника. Как сообщает ИА Regnum со ссылкой на МИД РМ, посол России в Кишиневе Валерий Кузьмин был приглашен 19 сентября в Министерство иностранных дел Молдавии, где внимание посла было обращено на "недавние обращения высокопоставленных российских представителей, направленные представителям приднестровской администрации". В ходе встречи до сведения российского дипломата была доведена озабоченность молдавских властей в связи с использованием в этих обращениях формулировок, которые "могут быть интерпретированы как моральная поддержка сепаратистской политики Тирасполя". Со своей стороны Валерий Кузьмин подтвердил официальную позицию Российской Федерации о необходимости разрешения молдавско-приднестровского конфликта на основе соблюдения суверенитета и "территориальной целостности" Республики Молдова.

После такого заявления российского дипломата, вся история с "письмом Путина" предстает совершенно в ином свете, пишет "Правда Приднестровья". Подтверждается версия, озвученная ранее авторитетными СМИ о том, что Анатолий Каминский по согласованию с Москвой в ходе своей предвыборной кампании будет активно эксплуатировать образ Владимира Путина. При этом журналисты, ссылаясь на осведомленные источники в российском руководстве, утверждали, что оказывая поддержку Каминскому, Кремль рассчитывает его руками разрешить застарелый "приднестровский вопрос". О том, на каких принципах в этом случае будет строиться урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, явствует из недвусмысленного заявления председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Константина Косачева, сделанного им совсем недавно. По словам российского парламентария, члена путинской "Единой России", "У Приднестровья, как у независимого государства, перспективы не очень определенные.... Эта независимость, скорее всего, не обретет широкого международного признания". Однако подобные откровения партнеров, Каминского, судя по всему, не смущают. Прошедший съезд "Обновления", как и ожидалось, выдвинул своего председателя в президенты ПМР. Каминский, в свою очередь, дал согласие баллотироваться, и пообещал продолжить свои "взаимовыгодные отношения с Россией"...

Российское гражданство: "Россиян, проживающих в Приднестровье, рассматривают как нарушителей не только "компетентные органы" РМ, но и родное посольство"

Восемь лет назад в Тирасполе проходила презентация книги известного российского журналиста, тогда депутата Госдумы Анатолия Мостового, пишет "Приднестровье". Книга была посвящена проблемам получения российского гражданства и называлась "Верни гражданство". Помнится, как автор в актовом зале Приднестровского госуниверситета, опираясь на солидную юридическую базу, доказывал, что все без исключения граждане стран СНГ - это граждане России по праву крови. Ключевым аргументом Анатолия Мостового являлось то, что жители бывшего СССР являются потомками граждан Российской Республики, провозглашенной Временным правительством 1 сентября 1917 года. Кому-то этот аргумент может показаться надуманным, но на самом деле он имеет свою логику. Ведь мы действительно дети, внуки и правнуки тех самых граждан Российской Республики (хоть она и просуществовала всего-то два месяца), а значит, получается, что, точно, российские граждане по крови.

В 2003 году, когда к нам приезжал Анатолий Мостовой, проблемы, связанные с принятием российского гражданства, стояли очень остро и болезненно, продолжает "Приднестровье". В Приднестровье по-прежнему было много советских граждан, не обладавших никаким другим гражданством. По закону РФ они имели право на российский паспорт. Но как тогда сложно было его получить! Люди ждали порой 2, а то и 3 года. Очереди были огромные, и это давало возможность для разного рода спекуляций. Находились "посредники", которые за "дополнительную плату" предлагали "ускорить" и "подвинуть дело". Кое-кто неплохо заработал на этом, в том числе и у нас в Приднестровье.

Но ладно, не будем поминать старое, а тем более, как говорится, показывать пальцем, пишет "Приднестровье". В 2006 году ситуация изменилась, так как в Тирасполе открылся российский консульский пункт выездного обслуживания. Поначалу, да, точно так же был ажиотаж. Но людям уже не нужно было ехать в Кишинев, выстаивать там сутками у стен посольства, чтобы сдать документы. Стало легче, и острота с получением российского гражданства снялась.

Однако сегодня эта тема вновь выходит на первый план, хоть уже и не в таких масштабах, продолжает "Приднестровье". Дело в том, что, как известно, с 1 июля российский консульский пункт в Тирасполе прекратил предоставлять российское гражданство. Эта работа вновь перенесена исключительно в Кишинев. В Приднестровье и общественность, и власть задают вопрос - почему? Задают этот вопрос и посетители интернет-форумов, которые снова столкнулись с необходимостью ездить в Кишинев и всеми вытекающими отсюда трудностями.

На брифинге российского консула Дмитрия Баранова, состоявшемся 6 сентября в Тирасполе, мы предположили, что, несмотря на интенсивный процесс принятия российского гражданства, в Приднестровье еще остаются люди, которые не успели или по другим причинам не смогли этого сделать, пишет "Приднестровье". Сообщения на интернет-форумах и звонки непосредственно в редакцию газеты подтверждают эту догадку, как подтверждают и то, что таких людей у нас в республике не так уж мало. Если нет такого наплыва желающих получить российское гражданство, как в 2006 году, то, наверное, можно было бы изменить график приема документов в российском консульском пункте в Тирасполе, но не прекращать работу по предоставлению гражданства вовсе.

Мы не говорим уже о том, что сокращение функций российского консульского пункта в Тирасполе имеет и психологический эффект, продолжает "Приднестровье". Люди спрашивают - Россия уходит из Приднестровья, как же так? Вроде мы все говорим, что мы вместе с Россией, и Россия вроде бы этого не отрицает, но что происходит на самом деле? Трудно ответить на этот вопрос, руководствуясь лишь заявлениями представителей посольства РФ в РМ. Уже писалось о том, что приднестровская молодежь, побывавшая на форуме "Селигер-2011", попыталась выяснить, что же действительно происходит, непосредственно у российского премьера, лидера партии "Единая Россия" Владимира Путина. Он сказал, что ничего о прекращении процесса предоставления российского гражданства в Тирасполе не знает. Это мы к тому, что российский консул в Молдавии Дмитрий Баранов ссылался именно на решение руководства России по поводу выездного консульского пункта.

Совсем скоро в Москве состоится съезд "Единой России", и туда приглашен лидер партии "Обновление" Анатолий Каминский, пишет "Приднестровье". На съезде "Обновления", который прошел в минувшие выходные, Каминский высказал мнение, что в истории с российским гражданством произошло какое-то "недопонимание", и пообещал, что вновь поднимет этот вопрос перед руководством России. Что ж, ждем результатов.

Между тем российский консул Дмитрий Баранов на брифинге 6 сентября в Тирасполе "обрадовал" россиян, живущих в Приднестровье, еще одной новостью, продолжает "Приднестровье". Он призвал их приобретать вид на жительство в Республике Молдова. Консул говорил о том, что надо уважать молдавские законы, и что вид на жительство (ВНЖ) можно совершенно беспрепятственно получить на Варнице, в Новых Аненах, Штефан-Водэ, Криулянах, Резине, Устье и Кошнице. О том, что это можно сделать "совершенно беспрепятственно", Дмитрию Баранову сообщили "представители компетентных органов РМ". Прошло две недели, и мы можем судить о реакции приднестровских россиян на это. Люди задают вопрос - а зачем мы, поколениями жившие на территории Приднестровья, должны непонятно где и у кого спрашивать разрешения на проживание у себя на родине?

Молдавские компетентные органы, конечно, могут сообщить российскому посольству все что угодно (на то они и "компетентные органы"), пишет "Приднестровье". Но дело посольства - хоть в какой-то мере убедиться, так ли это или не так. На сайте Центра информационных ресурсов Registru можно найти сведения о том, что оформление вида на жительство в Молдавии стоит 350 леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM). Однако, как рассказывают наши и не только наши читатели, это еще далеко не все. Для получения вида на жительство необходимо большое количество документов. Все свидетельства, выданные в Приднестровье, Молдавия не признает (хоть вроде бы и есть соглашение о взаимном признании документов, подписанное еще в 2001 году Владимиром Ворониным). Надо ехать и проводить их легализацию в Молдавии. А это - несколько поездок и немалые траты, большие, чем 350 леев.

Добавим к этому подход молдавских чиновников, продолжает "Приднестровье". Среди них попадаются, конечно, разные люди. Но те наши читатели, с которыми удалось побеседовать в свое время на эту тему, однозначно отмечают - за последние два года правления прорумынских партий в различных официальных учреждениях Молдавии в целом стали хуже относиться к жителям Приднестровья, особенно к тем, кто не знает молдавского (или, как они говорят, румынского) языка. В нотариате и паспортных столах недовольно морщатся, когда заговариваешь по-русски. Одного из наших читателей, пожилого уже человека, прямо спросили, когда он наконец удосужится выучить румынский язык. В этих случаях лучше не говорить в оправдание, что вы из Приднестровья. Чиновник вам отвечает - "выйдите", "ждите", еще что-то, и все это на румынском языке. Если вы и решите тот вопрос, который привел вас в молдавское официальное учреждение, то лишь после волокиты и хождений по мукам.

Что же получается после заявления российского консула? - пишет "Приднестровье". Получается, что 160 тысяч граждан России, проживающих в Приднестровье, должны массово ехать на правый берег за молдавским видом на жительство. А иначе они - правонарушители, которых молдавская полиция должна отловить, забрать паспорта и оштрафовать на сумму от 60 до 100 долларов. Так уже было. Случаев, когда молдавские пограничники отбирали у российских граждан паспорта, тоже уже достаточно. Самое плохое в этом всем - что россиян, проживающих в Приднестровье, рассматривают как нарушителей не только "компетентные органы" РМ, но и родное посольство. Оно недвусмысленно дает понять: дорогие граждане, ваши проблемы со свободой передвижения - это только ваши проблемы, решайте их сами, а мы не будем в них серьезно вникать. Никто не примет в расчет, что вы живете в Приднестровье.

По крайней мере, такие выводы можно было сделать из общения с российским консулом 6 сентября, продолжает "Приднестровье". Проблема, безусловно, требует решения, и тот путь наименьшего сопротивления, которым идет российское посольство в Молдавии, не годится. Да, есть общепринятые нормы и правила миграционного законодательства. Все это понятно. Но нужно учесть, что в нашем регионе существует неурегулированный конфликт, что конфликт этот влияет на повседневную жизнь нашего населения. Нужно помнить, что молдавское общество все более проникается тезисом о том, что Россия и ее граждане - это "враги и оккупанты". И оно и дальше будет проникаться, потому что в Молдавии есть такие политики, как Михай Гимпу, Дорин Киртоакэ и Влад Филат. И вот в этих условиях российское посольство хочет, чтобы приднестровские россияне ехали на правый берег и выстаивали очереди на получение молдавского ВНЖ. Разве это правильно, господа дипломаты? Разве это достойно такого государства, как Россия?

На упоминавшемся уже сайте Registru есть любопытная информация, свидетельствующая о том, как о пребывании своих граждан в Молдавии позаботилось правительство США, пишет "Приднестровье". Даже по временному виду на жительство, например, американский гражданин сегодня может находиться в РМ в течение не одного, а пяти лет. Много вы видели граждан США в Молдавии? Но тем не менее их правительство все равно сделало так, чтобы им было комфортно. Проблема свободы передвижения российских граждан, проживающих в Приднестровье, сегодня требует внимания всех участников молдавско-приднестровских переговоров, продолжает "Приднестровье". Тем более что касается она не только россиян, а и украинских граждан, которых в нашей республике ни много ни мало, а почти 100 тысяч. Совместными усилиями участников формата "5+2" нужно создать механизм, при котором приднестровские россияне и украинцы не опасались бы преследований молдавской полиции, не чувствовали бы себя ущемленными и без вины виноватыми, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: C 1 июля 2011 года посольство Молдавии в Кишиневе прекратило приём документов на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в столице ПМР Тирасполе, объяснив это "снижением потока желающих". 6 сентября заведующий консульским отделом посольства России в Кишиневе Дмитрий Баранов провел пресс-конференцию в Тирасполе, в ходе которой снова попытался продвинуть тезис о том, что "масса граждан", которые могли претендовать на гражданство РФ в Приднестровье "иссякла". Он заявил, что число граждан РФ в Приднестровье давно превысило "расчеты" посольства РФ в Кишиневе. "При открытии выездного пункта консульского приема в Тирасполе российская сторона исходила из того, что в Приднестровье проживает до 130 тысяч лиц, у которых есть основания для принятия гражданства РФ. По состоянию же на 30 июня 2011 года на консульском учете в посольстве состояло уже порядка 160 тыс. граждан РФ, проживающих в Приднестровье", - заявил дипломат.

22 августа председатель Союза молдаван Приднестровья Валериан Тулгара, комментируя ИА REGNUM решение посольства России в Молдавии о прекращении приёма документов на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в столице ПМР Тирасполе, сообщил об участившихся обращениях приднестровцев в Союз молдаван ПМР с просьбой помочь в разрешении проблем, с которыми они сталкиваются, "начиная с ворот посольства РФ в Кишиневе", и призвал восстановить деятельность выездного консульского пункта российского посольства в Тирасполе, а также расширить перечень его консульских услуг. Ранее, 12 августа ИА REGNUM опубликовало репортаж с места событий, опросив стоявших в очереди у здания посольства РФ в Кишиневе приднестровцев, вынужденных ради того, чтобы подать документы на получение российского гражданства, специально приезжать в соседнее государство, которое к тому же не очень гостеприимно к ним настроено. После этого, в вопросе о том, почему посольство РФ перестало выдавать гражданство России в Приднестровье, пообещал разобраться премьер-министр России Владимир Путин.