Ликвидация бесплатных парковок в центре Москвы повлияет на ликвидность офисных объектов: эксперты
Мэр Москвы
Согласно общепринятым правилам, сегодня норма обеспеченности БЦ машиноместами составляет одно место на 100 кв. м арендуемой площади, отмечают специалисты. Платные уличные парковки около офисных центров создадут дополнительные машиноместа, однако эта мера сделает условия более комфортными лишь для сотрудников с высоким достатком, уверены они. "С одной стороны, при цене за парковку в 200-300 рублей в час работники с невысоким уровнем достатка вынуждены будут пересесть на общественный транспорт, либо ставить машины во дворах, что приведет к коллапсу, - прокомментировал директор по развитию департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty
Таким образом, делают вывод эксперты, еще больше повысить свою привлекательность для потенциальных арендаторов могут северо-западное направление в районе Ленинградского проспекта и юго-запад Москвы (начиная с Хамовников и Гагаринского района и заканчивая ст.м. "Пр. Вернадского" и "Калужская"), где уже сейчас развиты деловые кластеры, полагают специалисты. Увеличится спрос и на офисные площади по Кутузовскому проспекту, пользующиеся популярностью у многих топ-менеджеров из-за близости к месту жительства. Кроме того, дефицит бесплатных парковочных мест может повысить интерес собственников к особнякам в ЦАО, имеющих огороженную территорию с определенным количеством машиномест для арендаторов.
А вот торговой недвижимости Москвы запрет на бесплатную парковку в центре и прилегающих к нему районах ничем не грозит, уверены эксперты. "Большинство торговых центров обеспечены собственной стоянкой для машин, которая при средней стоимости 100-150 рублей пользуется спросом у автомобилистов, поэтому потоки посетителей в ТЦ останутся на прежнем уровне, - пояснил директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. - Наличие парковки на улице играет важную роль для магазинов в сегменте стрит-ритейла, но и здесь серьезных движений не будет ни по арендаторам, ни по ставкам. За редким исключением основное количество парковочных мест здесь занимают не машины покупателей того или иного товара, а все-таки автомобили местных жителей и офисных сотрудников. Большинство арендаторов торговых помещений - как ТЦ, так и стрит-ритейла - после введения платных парковок могут снять нагрузку с покупателей в виде платы за стоянку при условии совершения покупки в них. А бренды высокой ценовой категории в состоянии арендовать 3-5 парковочных мест для покупателей даже за 300 рублей в час".