Александра Турчанинова: Государственные леса Латвии и её будущая Сахара
Латвия страна, небогатая на природные ресурсы. Однако, наибольший потенциал этой небольшой страны - это лес и экспорт древесины. Принято считать, что страна богата на лесные ресурсы. На июль 2007 находим крайне оптимистичные сведения:
"Лес - одно из основных богатств Латвии. Проведенный Институтом изучения и развития лесных и древесных продуктов мониторинг лесных ресурсов показал, что площади лесных земель Латвии продолжают расти. В 1935 году леса занимали 24 процента территории Латвии, в 1989 году - 38, а в прошлом, 2006 году - 55,7 процента латвийской территории. По данным мониторинга, при ежегодном увеличении объема древесины на 27,2 млн. кубометров средний объем вырубки в Латвии не превышает 12 млн. куб. м. Это означает, что общий объем лесов стабильно возрастает. Около 45 процентов возобновляемых площадей восстанавливаются искусственным способом. Широко используется селекционный посадочный материал, выращенный из семян семенных плантаций, которые в республике заложены на площади около 1000 га. Широко проводятся рубки ухода. От рубок ухода получаемая древесина составляет около 30 процентов от общего объема лесозаготовок". Но остаётся повод для сомнений, ведь латвийцы жалуются на вырубку лесов. Вот что рассказал грибник и рыбак со стажем Иосиф Михайлович Корен, 1956-го года рождения: "Грибы я собираю на протяжении 49 лет, и соответственно почти 50 лет соприкасаюсь с латвийским лесом, а с 18-ти лет начал колесить по Латвийским озерам уже на машине. Так вот сейчас в какой лес не заедешь, везде работают и грохочут мотопилы. Если ехать на машине быстро, то можно и не заметить перемен. А ведь раньше справа и слева в той же Латгалии всегда были сумасшедшие лесные массивы, и меня всегда радовало то, что в Латвии леса выглядели причёсанными, по сравнению с российскими лесами. Если же ехать медленно, то можно обратить внимание на то, что лесная полоса занимает всего тридцать-пятьдесят метров от дороги, а дальше пустошь.
Моё любимое место для сбора грибов - Тукумский район, и ведь раньше там можно было заблудиться, а сейчас уже процентов 30-40 вырублено. В Талси у меня стоят пасеки, и там я могу наблюдать, как хозяйничают шведы над вырубкой лесов.
Думаю, что, если не брать цифры, то процентов тридцать леса по наблюдениям уже уничтожено. В те же столь ненавистные нам советские времена, участки заставляли раскорчёвывать и засеивать их саженцами, то сейчас ситуация иная: в некоторых местах есть саженцы, а в некоторых местах участки даже не раскорчёваны. В принципе весь тот молодняк, который мы видим, это деревья, посаженные 25-30 лет назад, т.е. при советском режиме. Сейчас же современные хозяева, ставшие владельцами земли с лесами, и получившие её от своих прадедов, не думают о том, что нужно что-то оставить и свои внукам и правнукам.
Иллюстрирую конкретным примером. Лет десять назад в Латвию приехал немецкий бизнесмен, который хотел заниматься в этой стране высокотехнологичной деревообработкой, изготовлением конкретных деталей из массива древесины для мебели. А, ведь сейчас портовые терминалы завалены досками и брёвнами! А такое производство, как предлагал немецкий гость, было бы гораздо менее ущербно для леса, но ему нужна серьёзная сырьевая база. Он поездил по лесам и вернулся в Ригу со словами: "При том, что у вас здесь творится сейчас, через 10 лет в Латвии будет Сахара".
Сложно сказать, куда идут грузы, но осведомлён о том, что шведы закупали здесь делянки, а мои знакомые экспортировали древесину в направлении Великобритании. А вот к вопросу о том, как поправить ситуацию, судите сами: деловая сосна вырастает за 40-50 лет. Но Латвия не такой уж полигон для того, чтобы выращивать древесину. Но восстанавливать леса надо, пока есть почва, на которой можно вырастить лес. И должно быть это на законодательном уровне, обязав землевладельцев ухаживать за своим лесом. Ведь если сейчас из Латвии бегут по экономическим причинам, то скоро будут бежать по экологическим".
Иллюстрируем эти наблюдения данными. Во-первых, в этой отрасли постоянно разворачиваются те или иные скандалы. Так, ещё в 2009 году была осуществлена попытка министерством земледелия ЛР протолкнуть весьма интересный проект: разрешить сплошные вырубки в защитных полосах - вокруг столицы и других городов. А в 2010 году незадолго до выборов пошли разговоры о приватизации предприятия "Latvijas valsts meži" (Латвийские государственные леса) на благо
А уже в 2011 году перед новыми парламентскими выборами директор Латвийского научного института леса Юргис Янсонс сообщил, что в Латвии за год вырубается лишь сотая часть всей площади лесов, поэтому нет причин для беспокойства по этому поводу. Об этом стало известно после его интервью в Latvijas avize.
"С учётом мер по улучшению урожайности леса, например, прогрессивного лесоводства или селекции леса, запасы лесной древесины в будущем будут ещё больше", - сказал Янсонс, добавив, что интенсивность вырубки латвийских лесов умеренная.
Но данные центрального статистического управления дают иную картину. Так, например, в 1991-ом году было вырублено 4392.2 кубических метров леса, а в 2010 - 12..980.7 кубических метров леса, то есть ровно в 3 раза больше, чем двадцать лет назад.
Если же брать данные по восстановлению леса, предоставленные предприятием "Латвийские государственные леса", то в 2008 году среди всех лесов наметился рост до показателя 40,6 тыс. гектар, а к 2010 году начался спад до уровня 32,2. Такой же спад наблюдается в категории "прочие", куда относятся частные и муниципальные леса - от 29,4 до уровня 17,1 тыс. гектар. По данным предприятия, в 2009 году всего закладка лесонасаждений достигла 3,2 тыс. гектар, из которых 1,1 тыс. гектар зарегистрированы как лесные плантации. При том что вырублено было в 2010 году 105.619 гектаров... В то время как самый высокий показатель вырубки достигал 202.652 гектар в 1997-ом году. С одной стороны вырубили меньше, чем много лет назад, но ведь и темп восстановления лесов слишком низкий, а растут леса не одно поколение.
Отсюда вопрос: куда уходит латвийская древесина. Для древесины есть два пути, по морю и по железной дороге. По информации директора по маркетингу из управления Рижского свободного порта Эдгара Суны в 2010 году из Рижского порта больше всего лесопродуктов было отправлено в порты следующих стран (топ 5, прямо скажем - совсем не обделённых собственным лесом): Швеция, Финляндия, Великобритания, Дания, Германия.
Что же касается железнодорожных перевозок, то география путешествий древесины расширяется путём рельс. За 8 месяцев 2011 года по железной дороге перевезено древесины объёмом в 552,30 тыс. тонн, из которых экспорт составил экспорт древесины 109,04 тыс. тонн, а вот топ стран-импортеров (в том числе тоже не обделенных собственным лесом) по железной дороге выглядит так: Россия - 68,56, Эстония - 9,27, Казахстан 8,78, Узбекистан - 8,10, Афганистан - 6,54.
Древесина является немалой статьей доходов. Так,, по данным журнала "Балтийский курс" в первом полугодии 2010 года из Латвии было экспортировано леса на сумму 434,271 миллионов латов (875,5 миллионов долларов). Это на 43,1% больше, чем за тот же период прошлого года, когда леса было экспортировано на сумму 303,422 миллионов латов (600,8 миллионов долларов).
А вот крупнейшими экспортными рынками, по информации издания лесной отрасли Латвии, были Швеция, Германия и Великобритания. В Швецию экспортировано 16,8% продукции на сумму 72,762 млн. латов, в Германию - 11,7% на сумму 50,841 млн. латов, в Великобританию - 11,3% на сумму 49 млн. латов.
Но, кроме экспорта, как видимой части дохода, есть ещё часть бюджета, которая не лежит на поверхности, а именно внутренний доход от выдачи разрешений на трансформацию лесных земель - штрафы за ущерб, нанесённый природе. Этим занимается Государственная лесная служба, являющаяся органом государственного управления при уже упомянутом Министерстве земледелия Латвийской республики. В её функции входит надзор за соблюдением положений нормативных актов и выполнение программы поддержки, направленные на обеспечение уравновешенного лесного хозяйства.
В цифрах эта выражается так. Для трансформации лесных земель лицо, совершающее трансформацию, получает соответствующее разрешение после ряда бюрократических действий. Так в 2008 году Государственная лесная служба выдала 398 разрешений для трансформации лесных земель на другие виды землепользования обшей площадью 426,16 гектар. Самое большое количество - 258 разрешений - выдано в Главном Рижском региональном лесничестве. За нанесённый ущерб природе в связи с трансформацией лесных земель в бюджет государства перечислено 1.548.181,56 лат.
Что же касается самого предприятия "Латвийские Государственные Леса", то за 2009-ый год предприятие заработало 47,26 миллионов евро (по информации портала balticexpert.com). Стоит отметить, что предприятие оказывает услуги и по транспортировке леса. По словам Томаса Котовича, начальника отдела коммуникаций ГАО "Латвийские государственные леса", у предприятия собственного транспорта нет, однако, посреднические услуги всё же оказывает. Перевозка стоит около 10 долларов за кубический метр при дистанции в 100 километров.
Весьма любопытно отметить, что ранее англоязычная версия катарского телеканала "Аль-Джазира" уже обвиняла Латвию в хищнической вырубке леса, проведя исследование и обнаружив виновного - предприятие "Латвийские государственные леса". Передача называлась "Миф о латвийской древесине". За цифрами отчетов об экспорте кругляка скрывается драматическое опустошение латвийских лесов, сообщили журналисты. Более того древесина при таких темпах вырубки скоро перестанет быть в Латвии возобновляемым ресурсом, подчеркнул иностранный телеканал. Журналисты сравнили вырубку древесины в Латвии с бегом спринтера, а также отметили уникальные виды флоры и фауны, которые погибнут вместе с лесом.
В заключении стоит отметить, что ГАО "Латвийские Государственные леса", как и Государственная Лесная Служба, подчиняются министерству земледелия. У руля - министр от партии "Союз Зелёных и Крестьян", девиз партии - "Мы хозяева на своей земле".