Часть вторая

2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ

В геополитических планах России все еще по инерции продолжают доминировать экстенсивно-экспансионистские механизмы защиты великодержавных амбиций. Но за период после развала СССР произошли заметные изменения в общей геополитической ситуации в мире и по этой причине Москва вынуждена постоянно вносить коррективы в свою стратегию. Продвижение интересов Кремля на Запад практически стало невозможно из-за планов расширения НАТО на Восток. Значительно затруднены устремления России и на Восток из-за встречных амбиций Китая, Японии. Естественно, что новые геополитические реалии подсказывают естественное направление развития - возможность расширения сферы интересов России в основном на базе реализации южной доктрины. Именно в этом направлении и проявляется в последнее время геополитическая активность Москвы. Приоритетным здесь остается Кавказ. Грузия в 2008 году уже в полной мере испытала на себе военно-политический прессинг России и пребывает в постоянном ожидании новых угроз со стороны северного соседа. Армения уже давно дала добро на долгосрочное военно-политическое присутствие России и перманентными играми с Западом она стремится лишь увеличить собственную выгоду от этой "форпостной роли". Остается Азербайджан, которому пока удается более или менее удачно балансировать между Западом и Россией. Конъюнктурно подыгрывая интересам то одной, то другой стороны, Баку при этом старается не забывать и о своих интересах и не переступать опасную черту "геополитического прогибания". Тем не менее, Москва не оставляет планы усиления присутствия в Азербайджане и располагает широким набором факторов давления на Баку.

Сопротивляясь планам Запада, Москва продолжает настаивать, что южное пространство, включая Азербайджан, остается сферой ее приоритетных геополитических интересов. После относительного краха в Грузии "силового" варианта реализации южной концепции, Россия стала действовать более цивилизованно и обратила большее внимание на иные рычаги воздействия на ситуацию в южном зарубежье - дипломатические, экономические, энергетические, социально-культурные и т.д. В случае с Азербайджаном, в качестве важного прессингового фактора Москва всегда активно использовала и продолжает активно использовать уже рассмотренную нами карабахскую проблему. Вместе с тем, прессинговый потенциал Москвы этим не исчерпывается. Есть традиционная площадка СНГ, есть Габалинская РЛС, есть проблема статуса Каспия, есть миллионная армия трудовых мигрантов, есть нефтегазовые рычаги, есть интенсивная сфера экономики, культуры, политлоббирования и т. д.

СНГ В ПЛАНАХ РОССИИ. В содружество входят почти все бывшие советские республики за исключением прибалтийских и недавно выбывшей Грузии. Азербайджан долго держался в стороне от СНГ и это можно было понять в контексте опасений потерять независимость. Но давление России нарастало и к лету 1993 года оно достигло кульминации: внутриполитическая ситуация стала катастрофичной, а на фронте последовали сокрушительные поражения. В конечном счете, Азербайджан пережил очередной переворот и пришедший к власти Гейдар Алиев был вынужден с одобрения парламента подписать документ о вхождении страны в СНГ. Сторонники этой акции рассчитывали таким образом сменить гнев России на милость и тем самым решить карабахскую проблему. Но эти надежды по сей день не сбылись. Тем не менее, официальный Баку считает тот шаг исторически оправданным: руководство полагает, что именно благодаря вхождению в СНГ удалось предотвратить более опасные процессы. Подобные аргументы невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Впрочем, это уже и не имеет особого значения. Азербайджан почти 18 лет является полноправным членом Содружества и вынужден соблюдать инициируемые Москвой правила игры в этой организации.

За 20 лет существования СНГ состоялись десятки саммитов, сотни ведомственных встреч и подписано огромное количество различных соглашений. Тем не менее, СНГ пока не стал действенным инструментом и в целом влачит уже давно странное существование. О Содружестве чаще всего говорят как о "мертворожденной структуре", а в последнее время он трансформировался в неформальный "клуб президентов". В такой ситуации, казалось бы, нет оснований Азербайджану опасаться каких-либо реальных прессинговых угроз от России с этой стороны. Думается, однако, само рождение СНГ и настойчивое стремление Москвы продолжать формальные игры в данном направлении свидетельствуют о наличии более серьезных намерений, связанных с Содружеством. Не следует забывать, что содружество первоначально было спланировано Кремлем с целью удержания постсоветских государств в орбите своих державных интересов. Одно только это обстоятельство служит основанием для серьезного отношения ко всему, что происходит в СНГ.

Важно осознать, что Москва, невзирая на факт формального существования этой организации, связывает с ней определенные великодержавные планы. И потому в Азербайджане многие считают, что Содружество продолжает таить в себе реально значимые угрозы, которые было бы чрезмерным упрощением полностью игнорировать. Даже в своем нынешнем формальном статусе СНГ уже реально фиксирует контуры ключевой роли России. В целом, для России главным остается возможность реализации своих державных намерений по отношению к бывшим сателлитам. Но эти намерения Москва всячески камуфлирует, в том числе и посредством СНГ. Нельзя не учитывать многовариативность нынешней политики Кремля, объективно обусловленное наличием широкого спектра конфликтующих друг с другом планов, намерений и интересов. Россия изнутри раздирается противоречиями, что в конечном счете отражается и на коллизиях СНГ. Поэтому пока она пытается всевозможными тактическими угрозами и посулами как-то сохранить Содружество даже в таком формальном виде. А в будущем, когда появятся подходящие условия, приступить к реализации задуманных намерений.

Игра в СНГ позволяет Москве держать бывших сателлитов в орбите своих интересов и манипулировать ими, руководствуясь теми или иными тактическими соображениями. В этом смысле СНГ представляет для России скрытую возможность реанимации своего державного статуса хотя бы в "усеченном" постсоветском пространстве. Соответственно для Азербайджана и других партнеров это чревато угрозой постепенного "усечения" их независимости.

Одним словом, Москва использует СНГ в качестве тактического треннинга - всевозможными имитационными маневрами пытается подобрать ключи к партнерам с целью удержания их в зоне своих державных интересов. Этой стратегической цели подчинены почти все ее тактические ходы: экономический союз. коллективная безопасность и охрана границ, таможенный союз и др. И почти по всем этим возможным направлениям интеграции в рамках СНГ Азербайджан постоянно ощущает попытку "усечения" своей независимости. Азербайджан участвует в жизни СНГ, исходя прежде всего из соображений дипломатии - не раздражать до предела Москву и не терять завоеванные рубежи независимости. Задача сводится к маневрированию в плане недопущения принятия документов, так или иначе могущих ущемлять интересы страны. В этом плане Азербайджан может рассчитывать на поддержку и понимание многих партнеров "по несчастью" внутри СНГ, также раздраженные державным поведением "старшего брата".

3. УРОКИ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО

ВЫВОД РОССИЙСКИХ ВОЙСК. К празднику Республики 28 мая 1993 года Москва преподнесла Азербайджану неожиданный сюрприз - командующий дислоцированной в Гяндже дивизии генерал Шербак официально заявил о полном выводе российских войск из страны. Впервые с начала 19 века Азербайджан был свободен от непосредственного военного присутствия Кремля. Это событие было уникально и в контексте новейшей истории всего постсоветского пространства. Азербайджан оказался первым и единственным из всех бывших советских республик удостоенный такой "чести". Прибалтийские государства добились этого ценой неимоверных усилий и ощутимой поддержки Запада лишь через полтора года. Причем российские войска уходили из Азербайджана подозрительно поспешно, с явным опережением предусмотренных соглашением сроков. Уже тогда стоило серьезно подумать над возможными последствиями того события. Необходимо было попытаться понять намерения Москвы, скрываемые за этим неожиданным шагом. К сожалению, романтическая эйфория от преодоления военной зависимости от России не позволила трезво оценить скрытые опасности.

К моменту вывода российских войск ситуация в Азербайджане была предельно напряжена. Поражения на армяно-азербайджанском фронте и затянувшееся противостояние между властью и оппозиционным полковником С.Гусейновым предвещали политическую бурю. Мятежный полковник со своим корпусом все это время находился под опекой дивизии В.Щербака. В те дни Гянджа фактически была превращена в оплот всей оппозиции. Спешно покидая Гянджу, генерал Щербак внушительную часть вооружения дивизии оставил мятежному полковнику С.Гусейнову. Вдобавок в его распоряжение были переданы на принципах добровольности и военные советники. Москва, таким образом, практически санкционировала полковника на военный мятеж, что и произошло через неделю.

Существуют по крайне мере три версии столь скоропалительного ухода российских войск:

* динамика событий в Гяндже показала, что, если бы ситуация развивалась в полном соответствии с планами Москвы, то через очень короткое время армия снова вернулась бы в Азербайджан, но уже на основе официального приглашения. С. Гусейнов в ходе путча не очень камуфлировал свои промосковские симпатии. Такой вариант был выгоден Москве и в том смысле, что присутствие дивизии Щербака указывало бы на провоцирование путча Кремлем.

* в случае провала мятежа С. Гусейнова у Москвы был резервный вариант: доведение ситуации в Азербайджане до хаоса гражданской войны и, как естественный итог, возвращение российских войск в страну уже в качестве спасителей и опять-таки по просьбе самого Баку.

* наконец, нельзя сбрасывать со счетов и назидательный маневр, связанный с демонстрацией явных негативов ухода российской армии из новых независимых государств. Москва как бы показывала другим нежелательность настаивания на поспешном выводе войск.

Гянджинский мятеж фактически предопределил судьбу президента А. Эльчибея, последовательно отстаивавшего курс на преодоление зависимости от России. Но ему в какой-то мере удалось сорвать изначальный "чистый план" Москвы. Эльчибей способствовал прибытию Гейдара Алиева в Баку, которому в конечном счете и досталась президентская власть. Москва, понимая невозможность осуществления первого сценария, запустила механизм решительной раскачки ситуации в Азербайджане. На фронте последовали поражения с оккупацией почти 14 процентов территории. Появилась новая угроза сепаратизма со стороны самопровозлашенной А. Гумбатовым "Талышско-Муганской республики". В северо-западных районах усились тенденции "лезгинского сепаратизма". Именно в столь драматичной ситуации руководство Азербайджана было вынуждено войти в СНГ. Гейдар Алиев временно заморозил прозападный курс страны и нефтяное сотрудничество с западными компаниями. Он нанес несколько визитов в Москву. Но все это было для России очень слабой компенсацией за геополитический проигрыш от поспешного вывода своих войск из Азербайджана.

Кремль, используя все рычаги давления, взял курс на возвращение Азербайджана в сферу своих военных интересов. И здесь вскоре обозначились основные направления давления: по линии СНГ - это коллективная безопасность и совместная охрана границ, по линии карабахской проблемы - допуск российских миротворческих сил в зону конфликта и, наконец, четкое определение статуса Габалинской РЛС с возможным предоставлением ей статуса военной базы.

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ. После относительного провала плана, связанного с поспешным выводом российских войск из Азербайджана, Москва стала открыто и настойчиво добиваться от Баку согласия на их возвращение. Понимая, что Азербайджан не готов на прямое предоставление военных баз, Кремль пытался добиться своего завуалированными формами давления. В сентябре 1993 года Азербайджан был вынужден войти в СНГ, что позволило Москве воспользоваться этим фактором. С тех пор, вплоть до начала путиновской эры, шло последовальное давление на руководство Азербайджана с целью подвести его к принятию доктрины коллективной безопасности и совместной охраны внешних границ СНГ. В контексте чеченской войны (Москва периодически обвиняла Баку в потворстве "боевикам") особую актуальность приобрела проблема границ. Она все время была центральной на саммитах лидеров СНГ и инициировала специальные переговоры силовых министров. Можно вспомнить, например, визит министра обороны П. Грачева 9 июня 1994 года. Еще до прибытия в Баку он сделал ультимативное заявление, что заставит руководство Азербайджана дать четкое разъяснение своей позиции. Тогда Г. Алиев моментально вылетел в Стамбул, где провел конфиденциальные переговоры с Кристофером, а также с руководством Атлантического Союза и Турции. По возвращении в Баку он встретился с Грачевым и дипломатично намекнул ему, что Азербайджан не готов к чрезмерно тесному военному сотрудничеству с Россией. К тому времени Кремль добился от руководства Грузии и Армении официального согласия на наличие российских военных баз. В "кавказскую военную доктрину" России не вписывался Азербайджан, что вызывало особое раздражение Кремля.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ТРАНСПОРТНАЯ) БЛОКАДА. Объективно распад СССР и провозглашение независимости бывшими советскими республиками привел к разрушению единого экономического пространства. С этой точки зрения ухудшение в 90-е годы экономического сотрудничества между Азербайджаном и Россией было естественным следствием процесса суверенизации. Тем не менее, экономика Азербайджана практически до середины 90-х годов была прочно завязана на Россию. Даже новая национальная валюта (манат), введенная в оборот летом 1992 года, была тесно привязана к российскому рублю. И в целом инфляционные процессы в России автоматически сказывались на ситуации в Азербайджане.

Экономическое сотрудничество двух стран начало резко ухудшаться с августа 1994 года в контексте нагнетания напряженности в Чечне. С этого времени Кремль практически объявил одностороннюю транспортную блокаду Азербайджану. Мотивировалось это решение тем, что Азербайджан оказывал содействие "чеченским сепаратистам". Это решение Москвы было равносильно объявлению экономической блокады, поскольку именно на Россию приходилось тогда почти 70 процентов экспорта Азербайджана. Блокада ударила по всем странам Южного Кавказа. Закавказье к тому времени потеряло из-за абхазского конфликта западные коммуникационные связи с Россией и теперь прерывалась связь через Азербайджан. Негативные его последствия для Азербайджана были очевидны. Экономика Азербайджана в результате блокады оказалась по сути парализована.

Отметим, что в течение всего периода правления Ельцина отношения между Москвой и Баку были по всем направлениям достаточно напряженными и Кремль искал любую возможность для усиления давления на Азербайджан. Транспортной и экономической блокадой Кремль старался побудить руководство Азербайджана к уступкам в вопросах реанимации российского военно-политического присутствия в стране. Несомненно, что транспортная блокада серьезно обострила экономическую ситуацию в Азербайджане. Но запущенный Россией "чеченский бумеранг" в конечном счете принес Азербайджану и определенные стратегические позитивы. Страна была обречена на вынужденное преодоление коммуникационной изоляции от внешнего мира: постепенно стали налаживаться интенсивные транспортные связи с Грузией (выход на Турцию и по Черному морю на Европу), через Каспий со странами Центральной Азии, с Ираном и через Нахичевань с Турцией. Все это способствовала постепенной переориентации экономики страны на другие каналы интеграции (Турция, Иран, Грузия, Туркменистан, западные страны и т.д.). Наконец, национальная валюта - манат стал обретать реальную независимость от российского рубля. В целом экономическое давление России имело для Азербайджана явные тактические минусы с несомненными стратегическими плюсами. Так, в частности, "чеченский бумеранг" обоюдоостро сработал и в столь важном направлении, как нефтяное партнерство двух стран. Россия, скованная чеченским кризисом, всячески тормозила реализацию нефтяных планов Азербайджана, но тем самым косвенно катализировала переориентацию Баку на поиск иных энергетических партнеров.