Валерий Подъячий: Состоявшееся НЕДОгосударство как результат реализации украинского проекта
20 лет независимости привели к полному провалу украинского национального проекта. Налицо совершенная несостоятельность Украины как независимого и суверенного государства - итогом олигархического правления и нациократической модели государственного строительства явились экономический крах, массовое обнищание населения, сложная демографическая обстановка и гуманитарно-культурный упадок.
У проекта под названием "независимая Украина" за 20 лет своего существования так и не появилась национальная идея. Большинство жителей Украины не знают, в чем заключается национальная идея страны, либо же считают, что такая идея отсутствует. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного компанией Research and Branding Group. Социологи констатируют, что почти каждый пятый (18%) опрошенный заявил, что на Украине нет национальной идеи. Еще 40% респондентов затруднились с определением национальной идеи. Такая идея могла бы появиться только в случае федерализации страны, поскольку Запад и Центр с одной стороны и Юго-Восток с другой не просто разнятся между собой - у них абсолютно противоположная ментальность. Единство в многообразии - вот, что способно было на некоторое время объединить Украину и отсрочить распад страны. Однако в настоящий момент скрытое противостояние в обществе привело к тому, что независимая Украина так и не смогла стать полноценным государством, поскольку создавалась, прежде всего, в виде стратегического плацдарма против РФ и строилась на русофобских принципах.
В течение двух десятилетий вместо обещанного самостийныками триумфального движения вперёд по пути социально-экономического и духовного развития мы наблюдаем обвальное падение национальной промышленности, сельского хозяйства, образования, медицины и т.д. Вместо амбициозных устремлений к мировым вершинам в когорте высокоразвитых европейских государств на выходе получилась тотальная деградация во всех сферах жизнедеятельности украинского государства. При этом Украина в течение всех лет своей независимости остаётся аутсайдером глобальных процессов, как в международной политике, так и на мировом рынке. До сих пор руководством страны упорно игнорируется очевидный факт, что Украина никогда не сможет стать полноценной частью ни европейской, ни англо-саксонской цивилизаций. Более того, западные государства не считают Украину ни равной им, ни тем более достойной войти в их цивилизационное сообщество. В связи с этим экс-министр экономики
Эксплуатируя риторику пресловутой "многовекторности", официальный Киев всегда стремился превратить транзит углеводородов в объект экономического шантажа, как России, так и
Однако следует отметить, что Партия регионов, опираясь на поддержку олигархов и обладая определённым бюрократическим ресурсом, стремится укрепить украинский проект и выстроить жёсткую властную пирамиду. Вместе с тем, нынешняя команда президента Януковича является преемницей тех проамериканских компрадорских режимов, которые существовали на Украине на протяжении всего периода её независимости. Они исполняли роль наместника Запада и мировых транснациональных корпораций и банков с целью достижения и консервации технико-экономической отсталости Украины и сохранения её зависимости от импорта средств производства, промышленных и продовольственных товаров.
Специализация на экспорте железорудного сырья и стального проката - яркий признак неоколонизации. Около 4/5 металлопроката идёт в страны Запада, что равнозначно выносу их экологически опасных производств на Украину. При этом отечественные отрасли машиностроения, где требуется масса квалифицированной рабочей силы, не работают на полную мощность и металла почти не потребляют. Украина утратила статус технологической державы и низведена до уровня сырьевой полуколонии. Компрадорская модель построения экономики не предполагает задумываться о воспроизводстве ресурсов, технологий, живого труда и среды обитания, а нацелена лишь на получение сиюминутной выгоды в виде прибылей для олигархических кланов. "Реформы смерти", проводимые на Украине за 20 лет с момента развала Советского Союза, вызвали не только разрушение промышленности и АПК как основ жизнеобеспечения. Они привели к подавлению созидательной и гуманитарной деятельности во всех сферах, включая здравоохранение, просвещение, науку, культуру. Внешний государственный долг Украины установил совсем недавно исторический максимум 60 миллиардов долларов.
Показатель успешности любого государства обусловлен в первую очередь выполнением такой его важнейшей внутренней функции как создание условий для развития производства на основе признания и защиты разных форм собственности. Вместо этого антинародные режимы, управлявшие Украиной, за 20 лет независимости планомерно выполняли установки Международного валютного фонда и
На сегодняшний день на Украине более 40 млн. га сельскохозяйственных угодий, при этом около 27 млн. га земли распаёвано и находится в частной собственности у 7 млн. крестьян, подавляющее большинство из которых не в состоянии без средств производства обрабатывать свои наделы. Если производство зерна и подсолнечника пока поддерживается на уровне 2/3 к уровню 1991 года, то поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец, а также производство картофеля, овощей, фруктов, льна и других культур резко сокращено. Эти виды продукции, таким образом, постепенно исключаются из комплекса жизнеобеспечения, а крестьяне, занимающиеся их производством, становятся безработными. По сути, решена задача неоколонизации - сохранение производства одного-двух видов сельхозпродукции на экспорт. Подобное "реформирование" АПК и появление "собственников" по американским рецептам привело к тому, что во многих сельскохозяйственных районах смертность в 3 раза стала превышать рождаемость.
К внутренним функциям государства относится и охрана окружающей среды, однако экологическая ситуация в стране вызывает серьёзное беспокойство. В 2008 году под патронатом
К внешним функциям государства относится оборона страны от нападения извне, но украинская армия находится в плачевном состоянии и представляет угрозу не столько для потенциального агрессора, сколько для собственного населения. За все годы независимости Вооружённые силы не получали на своё содержание полную сумму, определённую Законом Украины "Об обороне" - 3% от ВВП. Они финансировались по остаточному принципу, в пределах 0,9 - 1,2% от ВВП. Техническое состояние вооружений и военной техники Вооружённых сил Украины приближается к критическому. В Сухопутных войсках по данным экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения более 90% вооружений и военной техники уже исчерпали свой ресурс.
- апрель 2000 года - в Броварах ракета попала в жилой дом, три человека погибли;
- октябрь 2001 года - ошибочно сбит пассажирский самолет
- июль 2002 года - на Скниловском аэродроме во Львове во время авиашоу разбился самолет
- октябрь 2003 года - в Артемовске Донецкой области пожар на артиллерийских складах, есть раненые;
- ноябрь 2004 года - в Мелитополе Запорожской области пожар на артиллерийских складах, есть погибшие и пострадавшие, нанесен огромный материальный ущерб;
- июль 2005 года - в Фёдоровке на территории Автономной Республики Крым пожар на артиллерийских складах, понесены значительные материальные убытки;
- ноябрь 2005 года - в 169 учебном центре "Десна" Министерства обороны Украины во время стрельбы по учебному корпусу из танка два военнослужащих погибли, один тяжело ранен.
К функциям государства относится создание условий и демократических институтов для выявления, учёта и координации интересов различных социальных групп общества. При этом государство становится средством компромисса между различными общественными силами. Оно должно осуществлять управление от имени гражданского общества и в его интересах, используя такие инструменты демократии, как парламентаризм, свободные выборы, федерализм, независимое правосудие. На сегодняшний день на Украине нивелируется роль этих институтов при проявлении некоторых негативных тенденций.
Так огромная часть украинских граждан не участвует в политической жизни страны. Имеет место абсентеизм, т.е. уклонение избирателей от участия в выборах в представительные органы разного уровня. Рост абсентеизма во время последних выборов в местные советы (в Крыму к избирательным урнам пришло только 47% избирателей) может рассматриваться как признак политического кризиса, реакция населения на альтернативы, предлагаемые политиками. Безразличие к выборам каждого второго избирателя, по мнению украинского политолога
По данным КМИС (Киевского международного института социологии) около 70% населения Новороссии и Крыма считают, что политические взгляды жителей Западной Украины близки к фашизму. Растоптанный необандеровцами День Победы во Львове - это повод задуматься о цивилизованном разводе по примеру Чехословакии. Для Крыма и Новороссии нахождение в государстве, где унижают великий Русский народ оскорбительно и недопустимо. В этом случае нельзя не согласиться с Президентом РФ
К сказанному нужно добавить, что обанкротившийся режим экс-президента
При Ющенко были развёрнуты политические репрессии против инакомыслящих и тотальное наступление на основные гражданские свободы. Это выразилось в фабрикации заказных уголовных дел о "сепаратизме" против пророссийских активистов в Крыму, Закарпатье и Донецке, которые до сих пор "новой" властью не закрыты. "За время независимости власть должна была научиться вести диалог с обществом, и в соответствии с мнением которого, решать межнациональные, региональные проблемы, в том числе вопросы федерализации, а не перекладывать их "решение" на плечи СБУ, что говорит не о силе, а о слабости государства" - констатировали в связи с этим известные представители крымской науки Олег Котолупов и
К тому же нынешний правящий режим усиленно пытается свести к минимуму политические права граждан и для достижения этой цели делает акцент на карательные меры и принуждение. Властью ставится под сомнение такой базовый принцип правового государства как приоритет прав человека над законами государства. По этому поводу
Общественно-политическую ситуацию, сложившуюся на Украине в эпоху президентства
Раскрывая феномен этого периода независимости, Олег Котолупов и Павел Хриенко отмечают, что Кучма пытался "сохранить видимость хороших отношений с Россией, в то же время постоянно заявляя о европейском выборе. Лавировать между двумя центрами... позволяла относительная экономическая стабильность, которая базировалась на советском наследстве. Однако с годами возможности этого наследства сокращались, требовались огромные инвестиции на техническое перевооружение основных фондов, требовалась перестройка всей экономики. Но из-за... постоянной смены исполнительной... власти, руки, как говорится, до экономики не доходили, и развитие её шло по инерционному пути. Кроме того, серьёзно заниматься экономикой невозможно, не сделав политического выбора. Либо экономика Украины интегрируется с экономикой Евросоюза, либо с экономикой России".
До сих пор Украина так и не определилась с собственной геоэкономической идентификацией. При этом у Партии регионов нет также и никакого политического проекта обустройства Украины и сохранения культурно-цивилизационной идентичности Юго-Востока. Государство в лице своего руководства демонстрирует полную неспособность решений этих ключевых проблем, от которых зависит принципиальная возможность выполнения его функций. Основной функцией любого государства должна быть охрана интересов человека, защита его прав и свобод, обеспечение каждому члену общества надлежащих условий жизни на началах свободы, справедливости и солидарности. Иные функции государства в той или иной мере подчинены осуществлению вышеназванной. Соответственно и целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Главная задача государства - осуществление солидарных интересов людей. Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека, даёт ему возможность развивать лучшие стороны своей природы. Советское государство при всех его недостатках в той или иной мере отвечало данным требованиям и подавляющее большинство его граждан, несмотря на несогласие с коммунистической идеологией, считали СССР своей страной. Сегодняшнее украинское государство для большей части собственного населения является чужим. Оно не выполняет те функции, которые надлежит обеспечивать любому государству. Более того, в том виде, в котором существует это государство, оно и не в состоянии защищать своих граждан. Украина управляется как закрытое акционерное общество, в котором контрольный пакет акций в настоящий момент у регионалов и сотрудничающих с ними олигархов. Оно обслуживает интересы только правящей национал-бюрократической и олигархической верхушки. Современный украинский проект весьма привлекателен исключительно для его "хозяев". Для простых же жителей Украины этот государственный проект за 20 лет себя полностью исчерпал и в дальнейшем не сулит ничего хорошего. Думаю, что ввиду невозможности его реформирования актуальна и правомерна постановка вопроса о роспуске и упразднении украинского государства как несостоявшегося. Как именно и в какой последовательности будет осуществляться этот процесс? Это находится уже в юридической плоскости и является отдельной темой для обсуждения.