Зардушт Ализаде: "Моральная сторона курдского вопроса начинает меняться не в пользу курдов"
Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом, арабистом
В принципе, учитывая черты большой игры Запада на Ближнем Востоке, можно представить себе, что они идут поэтапно. Сначала автономию, а потом, после того, как сформируют и сделают устойчивыми какие-то государственные структуры управления, они будут требовать единого Тюркурдистана. Вся история последних двухсот лет на Ближнем Востоке показывает, что западные империалистические государства, используя принцип "разделяй и властвуй", сначала под знаменем защиты христианских ценностей, а сегодня под знаменем защиты прав человека проводят свою политику укрепления и закрепления своей гегемонии в ближневосточном регионе. И вот сейчас курды... С одной стороны имеется недоработка, большие упущения, и иногда даже нарушения прав человека со стороны турецкого правительства. А с другой стороны имеется преступная политика раскола страны, которую проводят курдские сепаратисты. Естественно, поддерживаемые извне. Турецким спецслужбам известно, кто спонсирует и поддерживает курдских сепаратистов. Это делают те государства, которые одновременно сами на своей территории или в других местах грубо нарушают права человека. Эта избирательность защиты прав человека свидетельствует о том, что курдским населением, их демократическими, культурными и гражданскими правами злоупотребляет враждебные, недоброжелательные для Ближнего Востока силы.
ИА REGNUM: Как по-вашему, сумеет ли турецкое государство противостоять созданию курдской автономии у себя на территории?
Вы знаете, история этого насчитывает уже более 40 лет. В свое время Советский Союз очень активно поддерживал курдский сепаратизм, и не только в Турции, но и на всём Ближнем Востоке. Хочу напомнить хорошо забытый факт о том, что в сороковых-пятидесятых годах Советский Союз активно поддерживал курдское движение в Ираке. Тогда отец Масуда Барзани, молла Мустафа Барзани, со своими сторонниками перешел через Иран и прибыл в Азербайджан, в СССР, и здесь нашел пристанище. И в зависимости от ситуации Москва то поддерживала курдов, то их предавала. Это всегда в традициях Русской империи - манипулировать интересами народов, которые мечтают или о большей территории, или о самоопределении, или о том, чтобы урвать кусочек территории чужого государства. То есть это излюбленный прием не только русского империализма, но и любого империализма. Начиная от Древнего Рима, а, может, еще раньше, всегда этот прием использовался.
Теперь, что касается курдского вопроса. Тогда, когда турецкое правительство отказывалось признавать национальные и культурные права курдов, я с симпатией относился к курдским требованиям. Я считал, что, да, они имеют право на свой родной язык, на местное самоуправление. Но когда они стали прибегать к террору, а потом среди них появились люди, которые буквально сотрудничают со странами, враждебно относящимися к Турции, я вижу, что правое дело они смешивают с неправым, и моральная сторона курдского вопроса начинает меняться не в пользу курдов. Быть врагами турецкого государства, быть врагами турецкого народа и считать себя демократами, это невозможно. Я думаю, что единственный выход для них - это соединиться в общедемократической борьбе Турции, в сторону демократизации Турции. А вместо этого что они делают? Они прибегают к террору и сотрудничают со странами, которые враждебно относятся к турецкому государству. Естественно, что к таким людям относиться с симпатией невозможно.
ИА REGNUM: Регулярно в прессе сообщается о том, что турецкие власти проводят на своей территории антитеррористические операции. Возникает вопрос, неужели они не способны обеспечить на всей территории Турции такой порядок, чтобы не было необходимости в проведении масштабных действиях такого характера, чтобы не существовало вооруженных бандформирований?
Проведение антитеррористических акций как раз является составной частью наведения порядка и обеспечения безопасности граждан на своей территории. Какими еще действиями можно бороться против террористов, которые нарушают порядок и стабильность? Только антитеррористическими акциями. Что касается наличия бандформирований, то я хочу ответить словами Жеглова, что правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. Ни одно государство, включая Норвегию, США, Германию, Финляндию не могут гарантировать, что на их территории не могут быть террористические акции. Самый нашумевший террористический акт в истории человечества "11 сентября" произошел на территории могущественного государства Соединенные Штаты Америки. А эффективность государства, правительства заключается в том, чтобы создать трактовку террористических актов, расследовать их, раскрывать, наказывать.
ИА REGNUM: А как вы охарактеризуете деятельность премьера Эрдогана, особенно за последние несколько месяцев?
Имеется несколько непонятных моментов в эрдогановской политике после последних парламентских выборов. Все дело заключается в том, что Анкара неадекватно реагировала на сирийские события. Это не дело Турции - защищать сирийский народ. Для этого существует сам сирийский народ, есть сирийское правительство, они между собой разберутся. Скажем, когда США вмешиваются во что-то, ведут себя как супердержава, то это понятно. Да, это глобальная сила, она вмешивается. Но что Турции вот так неадекватно, непропорционально реагировать на сирийские события? События в Сирии исследуются самими же сирийскими синктенками, политологами, историками, этнографами. Они тоже признаются в том, что сейчас идет межклановая и межконфессиональная борьба. Идет борьба не за демократию, а за то, чтобы захватить власть и получить доступ к благам, который дает высокая государственная должность в таких авторитарных странах, как Сирия, Азербайджан и другие. Вот это и происходит.
ИА REGNUM: А насколько вероятно, что Турция может быть подвергнута цепной реакции, которая в этом году охватила арабский мир, и сейчас в Ливии идет завершающая стадия смещения Каддафи?
Ну, в Ливии завершается. Могущественные силы
Второй вопрос. Он не давал западным нефтяным компаниям управлять ливийской нефтью. Сейчас, как вы знаете, после падения Триполи акции нефтяных компаний подскочили от 3 до 5 процентов, и они предвкушают дележ ливийского нефтяного пирога. Это второе.
Третье. В лучшем случае, под сильным западным контролем будет переходное правительство, которое будет готовить выборы. Не исключено, что на выборах большое преимущество получат исламисты. И возникает вопрос, как будет Запад сотрудничать с исламистским правительством в Ливии, тогда как исламисты не принимают критерии западной демократии. Равенство полов, права человека - не принимают. Как они будут относиться к этому?
Далее. Они разрушат систему арабского социализма, Джамахирии, то, что сделал Муаммар Каддафи. Я думаю, что там будет такая же система "человек человеку волк", как в Азербайджане и в России. Думаю, что через 10 лет основная масса населения Ливии, те, кто потеряют социальные льготы и не успеют вписаться в систему западного рыночного хозяйства, они будут с ностальгией вспоминать времена диктатуры Каддафи. У нас ведь тоже есть огромная армия людей, которые с ностальгией вспоминают советские времена, хотя они были диктаторскими, антидемократическими, но, тем не менее, социальное равенство обеспечивалось. И сейчас в Ливии нет ни одного миллиардера, появится их несколько. Как в России появилось 72 миллиардера, и в Ливии появятся свои миллиардеры. Вот это еще один будет итог ливийских событий.
Что касается демократии, то для ее наличия необходимо, чтобы общество было структурировано соответствующим образом. Чтобы были традиции демократические. 850 племен в Ливии кроме своих шейхов ничего не знают, никакой демократии, абсолютно. И экспортировать демократию в Ливию - это пустая затея. Нужно исторически очень длительное время, чтобы появились традиции, общественные структуры, убежденность в верховенстве закона. Я же просто опасаюсь, что одного диктатора Каддафи заменит другой диктатор.
ИА REGNUM: Позвольте вернуться к основной теме интервью, касающейся перспектив автономии Курдистана в Турции. Вы сказали о том, что военные операции в Ливии по свержению власти Каддафи происходят с участием сил НАТО. Но Турция обладает второй по мощности армией НАТО. Так вот хотелось узнать ваше мнение о том, будут ли использованы арабские события, чтобы под шумок Запад поддержал курдских сепаратистов в их борьбе против турецких властей.
Не думаю. Турция является членом НАТО и верным союзником США. Она поддержала Запад в ливийском вопросе. Авиация НАТО мощно поработала, обрушив десятки тысяч бомб и снарядов на Ливию, там многое разрушили. Я думаю, что Анкара получила гарантии Запада на участие турецких компаний в восстановлении Ливии за счет ливийских же нефтяных доходов. Это будут десятки миллиардов долларов. То есть Турция свой бонус получит в виде восстановления Ливии. Турция получает бонус по Ближнему Востоку повсеместно. Она имеет на десятки миллиардов долларов контрактов в иракском Курдистане. Турецкие компании там очень хорошо работают. Строят заводы, университеты, мосты, дороги, госпитали. Все, что хотят курды в иракском Курдистане, они им строят. Ежегодный оборот там до 15 миллиардов долларов доходит. Во времена руководства Каддафи Турция имела строительные контракты в Ливии на сумму 25 миллиардов долларов. Я считаю, что Турция сначала артачилась в ливийском вопросе по причине того, что Анкара не хотела, чтобы турецкие компании потеряли большой, емкий и платежеспособный рынок. А потом, видимо, Запад взял какие-то обязательства перед Турцией, что она сохранит свои объемы работ, капвложений, доходов в будущей Ливии, и тогда Анкара согласилась, и Эрдоган напустился на Муаммара Каддафи, что, дескать, друг и брат, пора сматывать удочки. А за всеми этими кампаниями, проходящими под лозунгом защиты прав человека и угнетенных народов, всегда стоят нефтяные, газовые, финансовые, контрактные интересы.