"Передача ФСБ охранных функций Янтарного комбината - идея привлекательная": Интервью внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Александра Багрова ИА REGNUM
Почему при 98 % мирового запаса янтаря в Калининградской области региональная экономика не получает фактически никакой отдачи?
Оценивая запасы янтаря в Калининградской области, называют разные цифры. от 70 до 90%. Цифру 98% я слышу в первый раз, поэтому оставлю ее без комментариев.
Говорить, что экономика области не получает совсем никакой отдачи, было бы неправильно. Мы все-таки платим налоги в местный и областной бюджеты. Но пока что, отдача комбината не соответствует его положению на рынке. Почему сложилось такое положение, трудно сказать определенно. В последние годы комбинат получал основную часть выручки от продажи янтарного сырья и полуфабрикатов. Посудите сами: стоимость обработанного камня возрастает в 3-4 раза! Добавленная стоимость в сырье гораздо ниже, чем в ювелирных изделиях. А ведь налоги платятся исходя из этой суммы. Кроме того, значительную роль сыграла существующая система теневого оборота янтаря. Объемы воровства янтаря на комбинате были огромны. Незаконно вывозился янтарь, причем хорошего качества, крупных фракций. Рынок был наполнен янтарем, добытым на комбинате, но никак не учтенным. Комбинат и государство от продажи такого янтаря, естественно, ничего не получали. Собственно, решение данной проблемы и является одной из главных задач управляющей команды янтарного комбината.
Нельзя пока сказать, что мы полностью перекрыли каналы незаконного оборота янтаря, но что воровать на комбинате стали меньше, это точно. Что, кстати, сразу отразилось на показателях. За 2 последних месяца увеличилось количество янтаря крупных фракций по сравнению со сходным периодом прошлого года.
Конечно, пресечение хищений янтаря не единственная мера, предусмотренная планом внешнего управления. Кроме этого, предполагается возобновление производства ювелирных изделий из золота с янтарем, передача, списание объектов социальной сферы муниципалитету, оптимизация системы оплаты труда и т.д. Если мы будем четко придерживаться утвержденного плана внешнего управления, и нам не будут мешать, то вклад комбината в экономику области возрастет.
Насколько реальна и оправдана передача охранных функций Янтарного комбината ФСБ? Зачем Вы сократили массу работников службы безопасности и отдела режима Янтарного комбинате?
Охранные функции Янтарного комбината ФСБ не передавались. Это неверная информация, хотя идея привлекательная. На данный момент комбинат находится под охраной сил Управления вневедомственной охраны УВД Калининградской области и частного охранного предприятия. Сокращение же службы безопасности и отдела режима комбината произведено для усиления контроля над сохранностью янтаря. У нас были подозрения в том, что служба безопасности комбината сама участвует в хищениях. Сейчас на комбинате полностью пересмотрена система контроля за сохранностью имущества по всей производственной цепочке. Четко расписано место каждого поста и должностные инструкции охранников. В результате в значительной степени увеличился выход крупных фракций (+23 и выше). Мы можем сказать, что усиление охраны требует значительных средств, но затраченные усилия того стоят. Мы будем и далее ужесточать охрану. Необходимость в этом есть - практически каждый день на территории комбината мы задерживаем людей (как посторонних, так и сотрудников комбината). Хочу еще заметить, что по проблеме сохранности имущества янтарного комбината мы работаем со всеми соответствующими структурами, как на областном, так и на окружном, и федеральном уровнях.
Как Вы относитесь к идее разделения янтарного бизнеса на добычу и переработку?
Да, действительно, идею разделения комбината озвучивают разные люди, в том числе представители областной администрации. Мы готовы внимательно отнестись к этой идее, как только будут предоставлены убедительные экономические расчеты целесообразности такого шага. Пока же их нет, есть только громкие заявления, что нужно разделять.. А ведь одно из негативных последствий такого разделения очевидно - это потеря рабочих мест для сотен людей. Мы не можем позволить себе делать безответственные заявления. Кроме того, все наши действия предусмотрены планом внешнего управления. Кредиторы, утверждавшие этот план, на данном этапе нашли идею разделения комбината нецелесообразной. Тем не менее, вопрос с повестки дня не снят, мы изучаем ситуацию. Для принятия такого важного для комбината решения необходимы достаточно убедительные основания и точные расчеты.
В чем причина участившихся аварий на комбинате?
Износ оборудования комбината сейчас приближается к 80%. Свободных средств на обновление оборудования у комбината нет. Мы сейчас рассчитываем только на собственные ресурсы, проводим профилактический и плановый ремонт. Существует федеральная целевая Программа развития Калининградской области, согласно которой мы должны получить 107 млн. рублей на обновление и модернизацию оборудования. Но комбинат по этой программе пока не получил ни рубля, хотя с момента принятия программы прошло уже 2 года.
Когда работники начали получать без задержек и в полном объеме зарплату?
В июле были полностью погашены долги по заработной плате перед работниками комбината. На данный момент заработная плата выплачивается строго в срок.
Почему первая партия ювелирных изделий из золота, прошедшая экспертизу в Пробирной палате, столь небольшая? Есть ли средства для приобретения крупной партии драгметаллов?
Мы рассчитывали взять кредит в коммерческом банке со сроком погашения 3 года. Но нам не удалось убедить некоторых чиновников, от которых зависело принятие этого решения, в том, что возобновление ювелирного производства с золотом - жизненно необходимый шаг, и что наша задача, не просто отработать 18 месяцев, определенных судом на внешнее управление, но реально вывести комбинат из кризиса. Мы думаем о будущем.
Но мы нашли возможность приобрести небольшую партию золота и начать производство ювелирных изделий. Наши расчеты показывают, что именно эта ювелирная продукция пользуется наибольшим спросом. В былые годы комбинат получал основную прибыль именно от реализации таких изделий.
Правда ли, что главный федеральный инспектор по Калининградской области Александр Саканов владеет (владел) частью акций "Янтарного комбината"?
Янтарный комбинат имеет статус государственного унитарного предприятия, а не акционерного общества. Если вы имеете в виду ОАО "Русский янтарь", который существовал с 1993 по 1997 год до деприватизации комбината, то ваш вопрос следует адресовать напрямую федеральному инспектору Александру Саканову. Мы такой информацией не располагаем.
Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ принадлежит 99% суммы голосующей кредиторской задолженности. А кому приходится 1 процент?
Один процент распределен между Калининградской общественной первичной профсоюзной организацией работников ГУП "Калининградский янтарный комбинат" (около 1%), а также двумя коммерческими кредиторами, суммарный размер требований которых, около 0,3%.
Опыт внешнего управления Солнечным горно-обогатительным комбинатом в Хабаровском крае сказался в работе с Янтарным комбинатом? Что легче "поднимать"?
Каждый объект оздоровления является источником опыта для внешнего управляющего. Нельзя сказать, что сложнее "поднимать", поскольку, несмотря на общность отраслей "горнодобывающая промышленность" слишком разная специфика, условия, в которых существует предприятие. Кроме того, хабаровское предприятие - общество с ограниченной ответственностью, а Калининградский янтарный комбинат имеет статус ГУП. Соответственно, разные схемы вывода предприятия из кризиса.
На ГОК в Хабаровском крае собрание кредиторов приняло решение о создании нового предприятия, я это решение выполнил. Работа по выполнению плана внешнего управления там проходила при активном содействии администрации Хабаровского края.
И потом, недавно принят новый федеральный закон о несостоятельности и банкротстве, который распространяется на янтарный комбинат, а на предприятие в Хабаровском крае, нет. Поэтому переносить напрямую опыт работы с одного предприятия на другое было бы некорректно.
Есть ли у Вас в Калининградской области служебная квартира? Где проживает Ваша семья, часто ли она бывает в самом западном регионе России?
Я не работаю только в Калининградской области, поскольку достаточно много времени провожу в федеральных государственных органах. Соответственно, в Калининградской области мне проще остановиться в гостинице. Мои сотрудники, которые постоянно работают на комбинате, имеют служебные квартиры. Что касается семьи, то, конечно, мне хотелось бы в отпуск привезти их в Калининградскую область. Но пока не получается.
Досье.
Багров Александр Демьянович, арбитражный управляющий ГУП Калининградский янтарный комбинат. Родился 30 мая 1954 года. Окончил Харьковское Высшее военное авиационное училище лётчиков имени Грицевца (1975), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1987), Высшую финансово-банковскую школу (2000), Московскую академию рынка труда и информационных технологий (2001). Полковник ВВС. В 2002 году являлся внешним управляющим Солнечного горно-обогатительного комбината в Хабаровском крае. 17 марта 2003 года решением арбитражного суда назначен внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Срок полномочий установлен на 18 месяцев и истекает 17 сентября 2004.
Справка.
Калининградский янтарный комбинат создан в 1947 году на месте крупнейшего месторождения янтаря - Пальмникенского. В 1996 году зарегистрировано как государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат". Предприятие находится в ведении Министерства финансов. В соответствии с Уставом основными видами деятельности предприятия являются:
- добыча и переработка янтаря, других полезных ископаемых, организация производства на его основе;
- изготовление и реализация продукции из драгоценных металлов, цветных металлов и янтаря;
- прием и переработка лома и отходов, содержащие вторичные драгоценные металлы;
- осуществление фирменной розничной торговли.
ГУП "Калининградский янтарный комбинат" является основным промышленным предприятием по добыче и переработке янтаря-сырца.
Добыча ведется методом гидромеханизации. После проведения вскрышных работ образованный добычным экскаватором конус из "голубой глины" разбивается водой. Крупные фракции янтаря (выше +32 и уникальные камни весом более 1 кг) добываются из образовавшейся "лужи" вручную, сачками. Оставшаяся смесь из песка, воды, голубой глины и янтаря с примесями грязи по герметичной трубе откачивается насосом на обогатительную фабрику. На обогатительной фабрике янтарь-сырец обогащается: отмывается, сушится, сортируется, взвешивается. Вскрышные работы проводятся с применением экскаваторной техники. Добыча янтаря ведется на 2 карьерах: Пляжевый участок Пальмникенского месторождения и Приморское месторождение. В прошлом Пляжевый участок обеспечивал до 65% добычи янтаря с наименьшими затратами в связи с небольшой глубиной залегания янтароносного слоя. Пляжевый участок Пальмникенского месторождения находится в стадии доработки. Основные перспективы работы комбината связаны с разработкой Приморского месторождения. Первая разведка Приморского месторождения была проведена в 1948 году. Балансовые запасы янтаря Приморского месторождения по состоянию на 01.01.2000 г. составили 165693 тонны. Начало разработки этого месторождения. 1976 год. Взято за это время порядка 6000 тонн. Приведенные данные свидетельствуют о высоком потенциале сырьевой базы комбината, который обеспечивает возможность в течение длительного периода осуществлять его эксплуатацию. Только в границах действующего карьера сконцентрированы запасы, обеспечивающие его работу более чем на 100 лет.
Условия добычи на Приморском месторождении сложные, глубина залегания янтароносного слоя 50 - 60 м, пласт плотный. Себестоимость добычи янтаря на Приморском месторождении выше в 3 раза, чем на Пляжном. Кроме того, существует ряд проблем капитального характера, связанных с организацией эффективной разработки Приморского месторождения:
- необходимо обустройство дополнительных водопонижающих скважин, замена устаревших трубопроводов;
- необходимо возобновить отработку первого подступа методом гидромеханизации, для чего необходимо закупить новое дорогостоящее оборудование.
Нынешнее состояние
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 29.11.2002 г. в отношении ГУП. Калининградский янтарный комбинат. введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Багров А.Д.
17 марта введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим назначен Багров А.Д.
3 июня собранием кредиторов утвержден План внешнего управления.
Более 99% кредиторской задолженности предприятия контролируется ФСФО России. К моменту введения внешнего управления комбинат находился в глубоком кризисе, основными чертами которого стали:
- огромные долги по обязательным платежам и налогам;
- износ оборудования по оценкам специалистов составляет 79%;
- невыплаты заработной платы;
- невозможность реализовать готовую продукцию, в результате чего на складах предприятия скопилось огромное количество не пользующихся спросом ювелирных изделий;
Основными причинами, приведшими к кризису, стали:
- свертывание ювелирного производства, прекращение производства ювелирных изделий из золота; основная доля прибыли от реализации продукции происходила за счет роста продаж янтаря-сырца, что привело к увеличению конкуренции и потерей предприятием статуса "предприятия народно-художественных промыслов" и соответствующих налоговых льгот;
- слабый контроль за сохранностью добываемого и перерабатываемого сырья; - отсутствие четкой стратегии производства и сбыта продукции;
- неплатежи жилищно-коммунальных организаций за указанные услуги по теплоснабжению поселка.
Но самой серьезной проблемой, которую предстояло решить новому руководству, стала сложившаяся на предприятии система масштабных хищений янтаря на различных этапах производства, а также вовлеченность управленческих кадров предприятия в хищения.
Меры, предпринятые внешним управляющим: 3 июня 2003 года собранием кредиторов был одобрен план внешнего управления, предусматривающий комплекс мер для восстановления платежеспособности комбината. План внешнего управления предполагает:
1) усиление контроля и учета всех ресурсов;
2) оптимизацию структуры производства;
3) восстановление нормальной работы подразделений комбината.