Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 8 августа 2003 (часть 2)
"Левый марш на водосточных трубах".
("Известия-Красноярск", 08.08.03, Никита Медведев )
Краевые коммунисты добились первого положительного результата в рамках своей кампании за пересмотр существующей жилищно-коммунальной политики. Члены Крайизбиркома единогласно приняли проект решения о направлении ходатайства инициативной группы красноярских коммунистов по вопросу проведения краевого референдума "Согласны ли Вы с тем, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни и приводит к падению ее уровня? в Законодательное собрание края. По мнению самих инициаторов референдума, он будет способствовать "выработке гражданской позиции красноярцев. Оппоненты же считают, что это мероприятие выльется в элементарную трату денег.
Судя по всему, именно тема реформы ЖХК ста нет для представителей КПРФ тем "флагом", которым они сильнее всего будут размахивать на предстоящих выборах. Во-первых, это очень удобно для "окучивания" протестного электората, который и составляет большинство избирателей КПРФ. Уже много раз было сказано, что если правильно посчитать, то многие бабушки-бюджетники платить будут на самом деле меньше, но это ведь надо посчитать... Во-вторых, коммунисты вряд ли могут рассчитывать на особо активное противодействие властей - не до того сейчас. Единственные, на кого пока обижены левые, - это СМИ и некоторые журналисты персонально. По мнению депутата ЗС Валентины Бибиковой, в материалах средств массовой информации делается акцент на то, что в проведении референдума нет никакого смысла. Тогда как "...краевые журналисты должны помочь выработать гражданскую позицию, чтобы у людей было желание прийти на выборы". "Известия"-Красноярск" принимают в этом посильное участие.
Выборы, кстати, упомянуты Валентиной Васильевной не случайно. Инициаторы референдума для уменьшения затрат на его проведение предлагают совместить его с голосованием в Госдуму. Никак, судя по всему, не могут коммунисты смириться с тем, что осенью прошлого года депутаты все той же Думы приняли закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Принятые поправки вводят запрет на проведение референдумов за год до парламентских и президентских выборов.
Если коротко, то проведение референдума в России в этот период не допускается за исключением случаев, когда референдум инициируется с международными договорами РФ. Однако действует эта норма только на федеральном уровне. Поэтому теперь "любимым флажком" решено махать в регионах.
Из того. что утверждают журналисты, левым не нравится еще и сумма, которую им вменяют на проведение всенародного опроса. Так, по словам все той же Бибиковой, "совершенно непонятно, откуда взялась сумма в 100 миллионов рублей. Печать одного бюллетеня на каждого красноярца не будет стоить столько", - уверена депутат. В то же время Бибикова заверила, что коммунисты и без всяких бюджетных денег соберут необходимое количество подписей в поддержку референдума.
Возможно и так. Только непонятно, каким образом собранные помимо официальной процедуры подписи помогут коммунистам "возвернуть вспять" так недолюбливаемую ими реформу. Ответ очевиден - никак. Зато тем самым "флагом" помахать можно будет вполне.
Впрочем, даже в случае успеха затеи с референдумом (во что, честно говоря, верится с трудом), его результаты вряд ли каким-то образом скажутся на ходе реформы. По российскому законодательству, вопрос всенародного волеизъявления должен быть сформулирован таким образом, чтобы после его окончания можно было применить итоги на практике. Если предположить, что граждане все-таки заявят об "ухудшении жизни", остается неясным, что должна предпринять администрация, чтобы этот процесс изменить. Тем более что даже сами критерии "ухудшения" и, соответственно, "улучшения" краевая исполнительная власть обещает разработать только этой осенью.
Больше всего в этом скандале импонирует как раз позиция администрации края. Губернатор уже не раз говорил, что его на самом деле очень мало волнуют поползновения коммунистов. Подтвердил он это и на последней пресс-конференции. Бюджет сверстан и, по заявлению Хлопонина, "будет исполнен на 100 процентов". А что касается референдума, то губернатор не намерен предпринимать "вообще ничего". Это к вопросу о собаке и караване...
Но самое смешное, что в данном случае "собаку" тоже, в принципе, мало волнуют результаты затеянного процесса. Причем опосредованно они это и сами подтверждают. По словам председателя инициативной группы Владимира Бедарева, вне зависимости от того. как закончится эпопея с референдумом, "коммунисты боролись и будут бороться за народное благополучие". Ну, и плюс за мандаты депутатов, конечно. Например, для того же Бедарева. По нашей информации, верхушке местного крайкома уже поднадоели провалы Юрия Абакумова на правобережье Красноярска в двух прошедших кампаниях и ставку решено сделать на нового в публичной политике человека. Косвенным подтверждением этого факта служит то, что частота появления Бедареве на ТВ в последние недели заметно увеличилась.
В настоящий момент документы инициативной группы переданы на согласование в Законодательное собрание края. Которое до конца августа должно назначить внеочередную сессию и рассмотреть этот вопрос. Однако в истории края последних лет не было еще ни одного случая, чтобы инициатива, против которой дружно возражают и большинство депутатов, и представители исполнительной власти, прошла бы "горнило" ЗС. Которое, напомним, уже дважды отказывало коммунистам в попытке отменить пресловутую 68-ю статью напрямую, с помощью "волеизъявления" самих депутатов. Но, повторимся, этот тот самый случай, когда важна не победа. А, в лучшем случае, участие...
"Авторитетно - актуально".
("Известия-Красноярск", 08.08.03, Ольга Гацко)
Инициируемый коммунистами референдум об отношении граждан к реформе ЖКХ - это попытка социальной защиты населения или предвыборный пиар?
Раиса Кпрмазина, депутат ЗС. председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике:
- Это самая настоящая PR-кампания КПРФ, и не более того. Если люди считают, что реформа идет не так, пусть предлагают своей законопроект. А они будоражат народ перед выборами, пытаясь заработать "очки". Потому они и хотят провести референдум в один день с выборами в Госдуму - надеются, что тогда за них проголосует больше избирателей. "Их" референдум - это путь "в никуда". Думаю, у ЗС коммунисты поддержки не найдут.
Алексей Клешко, депутат ЗС, председатель постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:
- Сама формулировка вопроса, с которой коммунисты пытаются выйти на референдум ("Согласны ли Вы с тем, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни и приводит к падению ее уровня?" - ред.) свидетельствует о том, что это пропагандистская инициатива. Реформа ЖКХ для общества, конечно, очень болезненная тема. Но коммунисты не пытаются реально изменить ситуацию в лучшую сторону. Кстати, аналогично четыре года назад действовала СПС, баллотируясь в Думу, предложив вынести 3 "больных" вопроса на референдум. Тогда этот ход помог СПС набрать голоса. А региональному отделению СПС, кричавшему во время выборов в Заксобрание, что ему мешают провести референдум и не допустить ввоза ядерных отходов в край, этот метод уже не помог. Обидно, что на несчастье людей, с трудом справляющихся с тяготами реформирования, пытаются спекулировать.
Леонид Бердников, депутат красноярского городского совета:
- Если ты кому-то искренне хочешь помочь, ты на деле помогаешь. Если бы, допустим, мой коллега Сергей Macлов хотел помочь людям, он не занимался бы популизмом, а предложил бы альтернативный законопроект. Они же - коммунисты - у нас такие умные, в экономике разбираются, хозяйствами руководили, всем дают советы... Вот и придумали бы, как помочь народу. Разумеется, реформа ЖКХ - это беда. Я был против введения девяностопроцентной оплаты услуг. Считаю, что нужно было остановиться на 70%. В произошедшем есть большая доля вины Анатолия Матюшенко - любит он "ломать через колено". А губернатор просто пошел у него на поводу.
"Холодна водица, да отступать некуда".
("Красноярский рабочий", 08.08.03)
Перед осенними выборами неутомимый В. Жириновский все-таки смог удивить Красноярск и привлечь к себе внимание. Он залез в Енисей и проплыл в холодной воде несколько метров.
Говорят, что сделал он это по личной просьбе знаменитого красноярского пловца-экстремала, главы фонда "Полярная звезда" Юрия Лопатина, который написал ему письмо в Москву. Рассказал о деятельности своего фонда и попросил поучаствовать в мероприятии. Предложение оказалось весьма кстати.
"Сам Жириновский".
("Красноярская газета", 08.08.03, Вадим Кривонос)
На этой неделе наш край посетила большая группа депутатов Государственной Думы от фракции ЛДПР во главе со своим бессменным лидером, заместителем председателя нижней палаты федерального Собрания Владимиром Вольфовичем Жириновским. Этот визит состоялся в ходе их поездки на спецагитпоезде через всю Россию. Остановки и встречи с избирателями проходят не только в крупных городах. Так, например, вслед за Красноярском депутаты посетили Канск.
Правда, в числе 8 прибывших на берега Енисея членов фракции не было нашего земляка Владислава Дёмина - как оказалось, он находится сейчас в отпуске. Зато уже во второй раз за последнее время приехал координатор сибирских организаций ЛДПР, новосибирец Евгений Логинов.
Место, избранное элдэпээровцами Красноярска для митинга, обеспечивало им, по крайней мере, дежурный минимум слушателей, поскольку на площади перед театром оперы и балета практически в любое время суток (кроме поздней ночи) горожане рассиживают под сенью летних кафе. Так что красноярцы, завернувшие туда в полдень среды, к платному пиву получили ещё и бесплатный довесок в виде "живого выступления" легендарной звезды российской политической сцены - Владимира Жириновского. Что и говорить, повезло!
Задолго до начала митинга площадь перед оперным театром наводнили юные члены Красноярской организации ЛДПР в фирменных футболках с аббревиатурой партии. Из динамиков на установленной сцене с микрофоном зазвучачали приятные инструментальные мелодии, в перерывах между которыми ведущий неустанно сообщал о том, сколько минут осталось до приезда сюда В.Жириновского сотоварищи. Когда стало ясно, что депутаты подзадержатся, он приступил к агитации сам, пересказывая целые абзацы из раздававшихся здесь популистских брошюр "Предвыборный манифест ЛДПР" и "ЛДПР. Мы за бедных! Мы за русских!".
Вслед за ним слово получил зам. председателя комитета по собственности Госдумы РФ А.В.Новак. Он огласил отношение своей фракции к вопросам о земле и о собственности, заявил о поддержке идеи сокращения "ненужных" субъектов Федерации, а, зачитав невесть откуда появившуюся у него записку - "скептическую" по отношению к ЛДПР, с возмущением ответил: "Такие записки вы пишете потому, что ничего о нашей партии не знаете. А если бы знали, то, наоборот, сказали бы нам "спасибо"! Вот известно ли вам, например, о том, что лишь благодаря нашей партии среднее образование в России осталось бесплатным? Когда в 1995-м году в Госдуму был внесён закон о введении платы за обучение в школах, только голоса членов фракции ЛДПР не позволили его протащить".
По его словам, в Думе одни депутаты ЛДПР готовы работать на благо россиян денно и нощно, а вот Явлинский появляется в её стенах один раз в год, Зюганов выступает с главной депутской трибуны тоже раз в год, систематически игнорируют думские заседания Немцов, Хакамада и им подобные... Однако, чтобы такое усердие принесло зримые плоды, либерал-демократам необходимо получить в новой Думе 226 мест - и никак не меньше.
Наконец, откуда ни возьмись, на сцену не спеша поднялся Жириновский, который до этого в течение трёх часов встречался с представителям краевой и городской власти. Десятки зевак и поклонников рванули поближе к микрофону.
По сравнению с выходами в народ во время предыдущих визитов в Красноярск Владимир Вольфович несколько поблек, был уже не столь азартен и многословен. Что ж, это неудивительно. За 12 лет, прожитых в режиме неустанных словопрений, немудрено устать. На сей раз он говорил по большей части банальные вещи. О том, что России нужны жёсткие руководители, а губернаторов должен назначать президент (тогда не справляющихся со своей работой можно будет снять, когда это потребуется, а не ждать 4 года до следующих выборов). Аналогичные права следует дать и губернаторам - в отношении глав местного самоуправления...
Армия должна быть сильной - как при царе и при Советской власти... Абрамовичи, мамуты и ходорковские не должны иметь столько денег... Пропади пропадом Кавказ и Средняя Азия - все они без России сдохнут, неблагодарные... Как решить демографическую проблему? Помочь женщинам как можно больше рожать, дав им для этого мужей и любовников, а за каждого произведённого на свет ребёнка оказывать существенное материальное вознаграждение...
Вместе с тем забавные фразы в его речи по-прежнему проскальзывали. Например, такая: "Всех этих реформаторов скоро не будет: уйдут вслед за Сахаровыми, Старовойтовыми, щекочихиными, Собчаками и женой Горбачёва. Да и сам Горбачёв скоро покинет этот мир. Вместе с Ельциным...", "Высшее образование должно быть не только бесплатным, но и более того - следует отменить вступительные экзамены, принимая в вузы всех желающих. А отсев осуществлять по итогам 1-го семестра..."
Наконец, произнеся финальную фразу: "Всех любим. Всех будем защищать. Всем поможем", зам. председателя Государственной Думы тут же от слов перешёл к делу и начал всем желающим раздавать деньги. Дети и взрослые самых разных возрастов и сословий немедленно облепили Владимира Вольфовича, с просветлёнными лицами и счастливыми улыбками демонстрируя затем друг другу зажатые в кулачках новенькие пятидесятирублёвки. Какое счастье!
А если серьёзно, конечно же, в программе ЛДПР есть целый ряд здравых вещей. Но точно также они имеются и в программах почти всех остальные партий, включая правящую "Единую Россию". То есть, общие точки соприкосновения имеются. Но в жизнь пока мало что удаётся воплотить. Зато те достижения и позиции, которые были накоплены и завоёваны страной во времена её советского прошлого, Россия и её народ продолжают терять беспрестанно, со всё возрастающей частотой. И ни у одной из политических сил не хватает этих самых "сил" для того, чтобы этот пагубный процесс остановить.
"Как возвращаются заводы".
("Красноярский рабочий", 08.08.03, Лика Кытманова)
Завершился процесс восстановления Коркинского завода крупнопанельного домостроения (ЗКПД).
В 90-е годы с падением объемов жилищного строительства понизился и спрос на продукцию этого предприятия. В итоге ЗКПД был объявлен банкротом. Без дела завод простоял два года до того, как инициатором его восстановления выступило ООО "Стройтехника". Теперь предприятие находится в его ведении на 15 лет. Прежнее оборудование отремонтировали и переделали, докупили только сварочное. В итоге капиталовложения составили 15 млн рублей.
Завод может давать 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Это очень много, если учесть, что в 2002-м в Красноярске было введено около 460 тыс. кв. метров. Строить из сборного бетона по-прежнему дешевле всего.
На ознакомительной экскурсии по цехам завода было и торжественное разрезание красной ленточки, и показ выпущенной накануне первой наружной стеновой панели. Говорили о том, что уже началось строительство нового объекта - жилого дома по улице Советской. И о том, что появились конкуренция и дополнительные налоги. Но главное - все же люди. Сегодня здесь трудится 155 человек. На восстановленный завод без раздумий вернулись старые рабочие, которые знают свое дело и с удовольствием обучают молодых специалистов. Многие проработали здесь по 40 лет, поэтому о предприятии говорят с гордостью и дрожью в голосе. Сегодня они самые счастливые!
"Второе рождение завода".
("Городские новости", 08.08.03, Александра Лебедева)
Пуск нового завода - это всегда праздник. А если событие приурочено еще и к празднику профессиональному, то оно приобретает торжественность вдвойне.
Именно такая - особо торжественная - обстановка царила в день открытия Коркинского завода крупнопанельного домостроения. Хотя, как признаются руководители предприятия, специально ко Дню строителя они не подгадывали. Просто хотели запустить завод как можно раньше.
Предприятие это, которое в далеком теперь уже 1961 году открывал лично Никита Хрущев, нынче обрело второе рождение. Последние два года, после объявления завода банкротом, по огромным цехам гулял лишь ветер - коллектив полностью был распущен.
Но большинство кадровых работников не верили, что история, их предприятия прервется. Ведь город стоится, а значит, панели для возведения домов будут нужны всегда. Их надежды подтвердила производственно-строительная компания "Строитехника", руководство которой заявило, что восстановит предприятие и в кратчайшие сроки вернет ему былую славу.
И, как отметил на торжественном открытии заместитель губернатора края Николай Глушков, "Стройтехнике" действительно удалось вывести завод из "комы". Хотя даже специалисты сомневались, что это возможно, да еще в кратчайшие сроки. Меньше чем за полгода в реанимирование производства было вложено около 15 миллионов рублей. Было восстановлено оборудование, собран основной коллектив. Кстати, его костяк составили ветераны завода: помочь предприятию они посчитали делом чести.
Уже к концу года, по словам директора "Стройтехники" Анатолия Бурого, Коркинский завод крупнопанельного домостроения выйдет на проектные мощности: 120 тысяч квадратных метров жилья в год. А это-четверть от всех объемов жилого строительства в крае. Поэтому в "Стройтехнике" уверенно заявляют, что возобновление работы завода позволит не только ускорить темпы строительства, но и вести речь о снижении стоимости жилья. Тем более что этому предприятию удалось создать полную технологическую цепочку от производства стройматериалов до сдачи дома в эксплуатацию - "Строитехника" известна на красноярском рынке именно как застройщик. Первым наглядным свидетельством эффективности такой цепочки станет новый многоквартирный дом на улице Советской краевого центра, строительство которого компания "Строитехника" уже начала.
"Александр Хлопонин: "Мы первыми создаем бюджет развития".
(Заполярная правда. 08.08.03)
Будущее волнует всех. Избиратели все чаще напоминают губернатору о данных год назад обещаниях, краевая власть активно разрабатывает стратегию развития. Что нас ждет впереди - именно эта тема стала предметом разговора нашего корреспондента с губернатором Красноярского края.
- Александр Геннадиевич, год назад вы пообещали Красноярскому краю экономическое чудо. Так?
- Нет. Я обещал не чудо, а экономический рывок - это разные вещи. Потом, для экономиста верить в чудеса как-то странно, согласитесь. Во-вторых, не обещал, а говорил, что он возможен в крае, если мы всё сделаем правильно. Вот, собственно, такой ответ. Хотя он вас, наверно, не устроит.
- Конечно. И вы наверняка точно понимаете, что я имел в виду.
- В общем, да, поскольку вопрос не новый. Стараюсь ответить максимально точно. Я и тогда говорил, и сейчас повторю: возможности для серьезных положительных изменений в экономике края есть, и мы обязательно эти возможности используем. В прошлогодних предвыборных тезисах декларировалось буквально следующее: полгода необходимо для того, чтобы навести порядок, прекратить разные неправильные вещи, которые в управлении краем продолжались довольно долго. Еще полгода - этап ревизии, детальной оценки возможностей и определения приоритетов. Потом два года тяжелой работы, а на третий - устойчивый экономический рост. По этому плану всё и идет.
- Однако некоторые считают, что никаких положительных изменений за время вашего десятимесячного губернаторства вообще не произошло.
- Человеку свойственно многое забывать. Как свойственно и стремиться к лучшему. Это нормально. Давайте вспомним, что год назад в крае были гигантские задолженности по зарплате бюджетникам, врачи собирались бастовать, учителя требовали отпускные. На подготовку к зиме власть никак не могла наскрести средств. Мне вообще "везет": свою деятельность на каждом новом месте работы я вынужден начинать с погашения долгов по зарплате. Так было в Норильске, когда в девяносто пятом году металлургам в Заполярье(!) по полгода не выдавали деньги, и здесь, в губернаторском кресле, буквально с этого же пришлось начинать. Хотя неправильно гордиться тем, что ты кому-то долги вернул. Удовлетворение от этого должно быть - да, а гордиться надо другими вещами. За последний год претензии к власти изменились: прежде требовали зарплату, а сейчас недовольны недостаточным финансированием футбольной и хоккейной команд. Это тоже проблема, которую надо решать, согласен. Но значит, изменения к лучшему все же есть! Причем, заметьте: ситуация нам не благоприятствовала, бюджет текущего года, мягко говоря, - проблемный. И, тем не менее, администрация в этих условиях сокращает краевые долги - на сегодняшний день по кредитам коммерческих банков, полученным в предыдущие годы, нам удалось вернуть 1,3 миллиарда рублей. Возвращать долги - принцип порядочных людей. Хотя, как мы с вами заметили, и не предмет гордости. Теперь, когда мы привели бюджет к системе, в достаточной мере сбалансировали его доходы и расходы, теперь и мы, и районы можем быть уверены - если край пообещал на какие-то цели 30 миллионов, то именно 30 миллионов, а не, допустим, 10 территория и получит. Все равно мало? Ну хорошо, давайте будем обещать 50, только знайте, что получите все равно 30. Больше нет! Не заработали пока. Поэтому лишнего не планируем, то, что запланировали - обязательно отдадим, не подведем.
- Такая реклама была: ставьте перед собой реальные цели!
- Это рекламировали верные принципы межбюджетных отношений. Когда НАС упрекают в том, что промышленность края "лежит на боку", сельское хозяйство "на ладан дышит", мне это странно слышать - получается, что именно Хлопонин за эти десять месяцев их и развалил!? Нет, конечно, есть сегодня примеры, когда собственник по тем или иным мотивам приостанавливает производство на частном предприятии, но с этим власти пока бороться сложно. Потом нередко это обусловлено объективными причинами. Технологии в двадцать первом веке меняются стремительно. Сегодня ты лидер рынка... Момент "проворонил", все - через два месяца вообще неконкурентоспособен. Поэтому в этой части у нас к бизнесу есть вопросы. Если вы получили в собственность промышленный актив, развивайте его. Не рассчитывайте еще десять лет выпускать какую-нибудь "загогулину", которую завтра в Китае или Корее будут делать в пять раз дешевле. Требование власти: развивайтесь. Выгнать людей, сдать завод под склады - и отдыхать от "производственной деятельности" на Канарах... А властям заниматься тысячами новых безработных? Нет, так не будет. Власть поддержит предприятие, смотрящее вперед, и сама всегда обязана думать о будущем. Недавно вновь начал работать "Сивинит", цементный завод получил заказы, на "Сибирскую губернию" иностранные коллеги приезжали опыт изучать. Сев мы закончили в целом успешно, несмотря на причитания, нашли в бюджете 120 миллионов рублей на гербициды и протравители, которые безвозмездно передали селу. Сейчас вот еще 216 миллионов из краевого бюджета направляем на приобретение ГСМ для уборочной. Это ведь тоже не на Луне происходит. В политике всякие войны прекратили - нам это не нужно. Прекрасно, что все ветви власти начали координировать свои действия. Потому что всем нам на территории Красноярского края нужен мир. Аксиома - там, где нет мира, нет и денег. С депутатами Государственной Думы - красноярцами, считаю, нашли общий язык: они теперь тоже помогают нам решать проблемы региона на федеральном уровне. Результат наших совместных действий - 4,3 миллиарда рублей, которые центр гарантирует на выполнение пятидесяти с лишним федеральных целевых программ. Более того - мы встречаемся с теми, кто считает себя оппозиционерами, общаемся, пытаемся в интересах края понять позиции и доводы друг друга. Недавно, например, у меня очень содержательный разговор состоялся с авторским активом "Красноярской газеты", издания, мягко говоря, весьма критично настроенного по отношению к власти. Задача власти - консолидировать толковые предложения самых разных людей. Даже тех, кто тебе не нравится. Или кому ты не нравишься - все равно.
- Все же простой человек скорее скажет, что лучше пока не стало.
- Хуже стало? Могло стать намного хуже. Федерация последний год очень сильно "прессует" регионы. Я понимаю президента, у него восемьдесят девять субъектов, и каждый что хочет, то и делает. Но когда правительство и Дума в последний момент меняют порядок бюджетной обеспеченности, это тоже никуда не годится. У нас бюджет сверстан, а нормативы меняются. Не в сторону роста, понятно. Поэтому легко можно было "посыпаться", начать опять задерживать зарплаты. Вообще понятие "простой человек", употребляемое в контексте "а мне лично ничего не досталось", я считаю спекулятивным. Вот вам лишь один общеизвестный факт - в крае сейчас порядка четырехсот тысяч абонентов мобильной связи. Спрашиваю: это какие люди по вашей терминологии - "простые" или "сложные"? Между прочим, расходы на личный мобильный телефон соизмеримы с оплатой услуг ЖКХ за однокомнатную квартиру в Красноярске. И это только один пример, кроме этого можно было бы говорить о росте количества автомобилей или пользователей Интернета. Я не хочу приписывать все эти заслуги нынешней администрации Красноярского края. Но факты - вещь упрямая. Пусть небольшие, но изменения к лучшему происходят здесь и сейчас. - А что вы относите к достижениям власти, собственным достижениям как губернатора края?
- По-моему, есть доверие людей. Сужу об этом по отклику на мое обращение к красноярцам всем миром помочь погорельцам в Казачинском. Пользуясь случаем: большое спасибо всем, кто откликнулся! Два месяца только прошло, а люди уже отпраздновали первые новоселья. Тоже были скептики, мол, не восстановит власть райцентр. Я обещал к 1 октября всех пострадавших в новые квартиры переселить и слово сдержу. Хотя, конечно же, сделать это непросто. А личным достижением... Даже не знаю. Работаем. Был, правда, тут в прессе один забавный комплимент. Некий аналитик с удивлением отметил в действиях новой команды: "Они не воруют". И на том спасибо!
- Вы извините, но я все-таки опять об экономическом рывке. Просто в последнее время вы все чаще говорите о тревожной перспективе вроде сокращения в 2004 году расходов на социальную сферу. Что ждет край, на ваш взгляд, в ближайшие год-два-три?
- Для того чтобы исчерпывающе ответить, мне придется углубиться и в историю, и в теорию. В последние годы практически весь бюджет край тратил на социальную сферу, - на то, что не создает прибавочного продукта, и в итоге не становится источником пополнения бюджета. Социальные обязательства перед населением важны. С этим бессмысленно спорить. Но ни капельки денег не вкладывалось у нас в развитие, в инвестиционные проекты. И даже когда в крае был профицит, он был просто "проеден". Да, средства потратили на социальную сферу, верно. В 2001-м край в этом отношении жил хорошо. Но край вел себя так же, как тот предприниматель с "загогулиной", который в итоге проиграл в конкурентной борьбе китайцам. Сценарные условия изменились, и мы сразу же перестали быть достаточно кредитоспособны. А собственных новых возможностей для пополнения бюджета не создали. Так нельзя. Когда смотришь статистику, видишь интересную вещь. У нас из реального сектора экономики люди уходят. А куда? В бюджетную сферу! Опять не в реальный сектор экономики, не на рынок услуг, не в малый и средний бизнес, а в государственные учреждения. Еще один, кстати, пример того, что здесь мы сохранили стабильность. Но в итоге бюджетная сфера все раздувается, раздувается... Новую школу открыли, еще что-то открыли... А это что? Опять увеличение расходов - потому что получается: сначала ты деньги потратил на капвложение, но этим же еще и увеличил текущие расходы следующего года, потому что персоналу нужно платить зарплату, а также за тепло-светло и так далее. В результате мы раздули "социалку" до таких размеров, что содержать ее уже нет никаких сил. Ситуацию необходимо переламывать. Первый этап - то, что мы уже сделали, это этап ревизии. Мы, грубо говоря, сказали: стоп, фиксируем количество расходов и живем по доходам. И смотрим - хватает или не хватает. Выясняется, что даже в нынешней ситуации, с натягом, но на текущие расходы хватает. Но если и дальше так жить, будет ЧП. Что нам необходимо сделать? Практически необходимо удвоить валовый региональный продукт.
- Где-то мы уже это слышали.
- Это не в ответ на призывы президента, хотя он все в этом отношении говорит правильно. Это наша насущная необходимость. Путь, который мы предлагаем, кто-то называет революционным, кто-то - агрессивным путем развития, кто-то - программным... Мне, правда, больше нравится другое название - интенсивный. Но главное - не название, а содержание. Суть его заключается в том, что наш край первым в России формирует бюджет развития своей территории. Именно с его созданием мы связываем наши планы. Алгоритм предлагаемых действий следующий. В 2004 году мы не увеличиваем расходы на "социалку", секвестируем все программы, связанные с капитальными вложениями в социальную сферу. Допускаем в ней только инвестиции, направленные на оптимизацию. Что это означает? Допустим, вкладываем деньги в переселение людей из Туруханского района, которые ничем не заняты, в другие районы края. Это означает, что вкладывая деньги сейчас, мы в перспективе сократим расходы на содержание Туруханского района, которое обходится в безумные деньги. Это же не Сочи. На Севере человек должен находиться, только если в этом есть какой-то смысл. Он или что-то строит, или что-то производит, чего нельзя произвести в более комфортных условиях. Безработный в Туруханске - нонсенс. Еще. Вот, например, во всем мире детишек возят в школу на автобусах, собирают их со всей округи и возят. Надо строить дороги, коммуникации. А мы везде строим школы! Школ много, а хороших учителей не хватает, качество образования страдает. Опять же, во всем мире в отдаленных районах работают врачи общей практики, то есть не десять врачей узкой специализации находятся в поселке, а один общей практики. В старой России это была система земских врачей, которые "вели" семьи, знали их досконально - кто, когда, чем болел, как росли дети, чем страдали бабушка с дедушкой. А при необходимости они направляли на консультации к конкретным специалистам. Наверное, стоит подумать над внедрением подобной системы, но при этом, чтобы такой врач общей практики получал не 2 тысячи, а, скажем, 10 или 15 тысяч. Вот это и есть социальные инвестиции.
- И все же, вы знаете, люди очень настороженно относятся к планам так называемой "оптимизации социальной сферы", которая почему-то всегда заканчивается секвестром, то бишь сокращением.
- Не надо бояться этих мер! Необходимо согласиться с некоторыми ограничениями в 2004 году. Причем очень важно понять - ограничения эти не будут касаться денежных выплат населению. А вот со вводом новых школ, больниц давайте подождем! При этом еще раз - зарплата как была, так и будет. Мы не собираемся экономить на ней или сокращать ее! Все это один из главных источников формирования бюджета развития. Еще один источник - сверхнормативные доходы. Мы планируем бюджет, в том числе исходя из прогноза цен на цветные металлы. Цена вдруг выросла, предприятия больше заработали - больше денег перечислили в бюджет. Велик соблазн потратить дополнительные деньги на сиюминутные нужды, но давайте не будем горячиться. Это тоже - в бюджет развития. Следующее - увеличение государственного долга края. Этого тоже не надо бояться. У нас есть возможность по нормативам 15 процентов консолидированного бюджета края сделать бюджетным дефицитом. Что такое дефицит бюджета? Это значит, что часть денег мы можем привлекать в виде кредитов. Кредит под дефицит - это и есть государственный долг. Мы увеличиваем дефицит максимально, ставим 4 миллиарда вместо 2 нынешних, из которых 2 идет на покрытие текущих расходов, а еще 2 направляем на инвестиционные программы. Или более радикально. Верстаем бюджет, в принципе, бездефицитным и ставим дефицит в те же 4 миллиарда. И все 4 - на инвестиции.
- И куда власть намерена направить этот бюджет развития?
- Вариантов множество. Например, инвестировать в виде денежных средств в совместные проекты по принципу: ваши 800 миллионов, наши 200. Или в виде налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса, но при обязательном соблюдении ряда условий. Что они выйдут из тени. Что налоги они будут платить на территории Красноярского края. Тогда мы даем им льготу со всех оборотов и упрощаем систему налогообложения. Мы даем им новую систему учета: десять доходных статей, десять расходных статей. Сальдо появилось, вот с него и платите 5 процентов. И живите спокойно, никто вас больше трогать не будет вообще в этой части.
Мы говорим: тогда ты имеешь право получить кредиты для развития без процентов фактически на три года и льготу по налогам. По большому счету, с этим связана какая проблема? В крае у нас тысячи предприятий с небольшим оборотом. А предприятий с оборотом в миллиард - единицы. Однако 99 процентов налоговых поступлений дают крупные предприятия. И только 1 процент - малый и средний бизнес. Задаю вопрос: когда мы даем льготу малому и среднему бизнесу или говорим - вообще не платите налоги, чем мы рискуем? Всего 1 процентом налоговых доходов. То есть практически ничем. А выиграть можем многое. Когда малый и средний бизнес легализует свой доход? Когда у него оборот начинает выкатывать за миллион долларов в год. Потому что деньги у него появились, он хочет купить себе хорошую квартиру, хорошую машину, но понимает - деньги хоть и появились, а не может он! Потому что если у тебя нет официального дохода, то не под что брать кредит в банке, налоговые органы интересуются, откуда деньги на квартиру. И он начинает легализовываться. Конечно, это и экономическая проблема, и во многом психологическая, но одна из первостепенных задач нынешнего этапа - стимулирование малого бизнеса, вытаскивание его из тени, выталкивание в обороты от 1 миллиона до 5-ти. Это, между прочим, и важнейшая социальная задача: "белая" зарплата дает налоги, дает реальные отчисления в Пенсионный фонд, что позволит работникам в старости получать достойную пенсию, дает возможность, наконец, брать в банках кредиты на строительство жилья. Еще одна форма инвестиций, точнее, главные государственные инвестиции - это инфраструктура. Государство не имеет право вкладывать деньги в бизнес. А вот развитие инфраструктуры - это создание условий для развития, в том числе, и бизнеса. Это строительство дорог, это нефтепроводы, это ЛЭП, это ЖКХ и так далее. У банков сегодня денег очень много, но они не знают, что с ними делать. Они не верят муниципальной власти - нам, они боятся, потому что нет стратегии. Но если банк или другой инвестор видит, что государство начало строить дороги, скажем, в Богучанском районе, то большие деньги в лесную отрасль приходят сразу же. Потому что рентабельность вырастает в разы. Объемы растут, все растет.
Следующий пункт. Инвестиции в инновационные технологии. Что сегодня в науке происходит? Наука говорит: дай денег! Ну дал, и что дальше? Дальше нет ничего. Проблема нашей науки в том, что они разработают какую-нибудь полезную в принципе вещь, а до стадии промышленного внедрения не доводят. Инвестировать средства в науку мы будем в соответствии с мировой практикой - через специальные фонды. Логика инвестора проста: я знаю, что ты ученый, знаю, что ты грамотный ученый, а у меня есть деньги. Я вложу в такой фонд, допустим, 50 миллионов рублей. Я знаю, что из двадцати проектов один "выстрелит". Мне важно получить доход от своего вложения в этот фонд. Создайте технологию и продайте, а я получу свою часть прибыли в той пропорции, в которой вложил туда деньги. Да, я рискую. Но если один проект "выстрелит", то рентабельность у науки очень высокая. Вот так и будет функционировать бюджет развития. Мы создадим департамент проектного финансирования. И давайте, коллеги, приходите в этот департамент и доказывайте, что ваш проект рентабельный, что он выгодный вам и краю. Доказали - получили. При таком интенсивном развитии, если мы вложим и привлечем в инвестиционные проекты 5-6 миллиардов рублей, мы имеем все шансы к 2010 году увеличить валовый региональный продукт края с учетом инфляции до 700 миллиардов. Сейчас он составляет 254 миллиарда. При нашем варианте интенсивного развития уже в 2006 году мы выйдем на такие показатели валового регионального продукта, которые... Поймите, экономические показатели, бюджет развития, интенсивный путь - это не самоцель, это инструмент, при помощи которого мы сможем увеличивать зарплаты бюджетникам, создавать рабочие места, обновлять социальную сферу. Это и будет тот рост благосостояния, о котором я говорил! Волшебной палочки не бывает. И я не волшебник, а менеджер.
- И когда, Александр Геннадиевич, все это может произойти?
- Еще при вашей жизни! В 2006 году бюджет развития принесет первые результаты.