"Нам необходимо вести переговоры до того, как Россия вступит в ВТО, - тогда нам будет значительно проще", - исполнительный директор союза предприятий текстильной промышленности Киргизии "Союзтекстиль" Мария Капустина рассказала корреспонденту ИА REGNUM о ситуации в текстильной промышленности республики и о перспективах вступления страны в Таможенный Союз.

ИА REGNUM: После событий 2010 года в Киргизии, по некоторой информации, многие предприниматели хотели вывезти свое швейное производство за границу, к примеру, в тот же Казахстан. Это так?

В Казахстане не настолько благоприятная бизнес-среда, поэтому наши производители предпочитают работать в Киргизии. Однако нестабильная ситуация в республике заставила многих задуматься о том, чтобы перенести производство, но не в Казахстан, а в Россию. Наши компании достаточно патриотичны - они решили, что будут осуществлять свою деятельность в Киргизии до тех пор, пока им дают работать, не выламывают руки, пока бизнес-среда и отношение со стороны государства достаточно лояльны.

ИА REGNUM: Одним из "болезненных" вопросов в текстильной отрасли Киргизии является изменение ставки социальных отчислений. Как сейчас обстоят дела?

Изначально ставка составляла всего 72 сома (48 руб. - прим. ИА REGNUM), затем, с начала года ее увеличили до 800 сомов, впоследствии ее снизили до 450 сомов с одного сотрудника. Откровенно говоря, мы надеялись на еще более низкую ставку, но правительство сказало, что это было бы слишком большой уступкой. И это - несмотря на то, что наша отрасль не "делает погоды" в сборе социальных отчислений. Работа по патенту не сказывается на себестоимости товара, поэтому такой метод выгодней и для производителей, и для покупателей.

ИА REGNUM: Насколько мне известно, с киргизскими текстильщиками активно работают представители USAID (Агентство США по международному развитию)?

Да, это так. С нами плотно работают сотрудники проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC). Они прочли ряд лекций, провели консультации. Те знания, которые мы получили во время прохождения тренингов - колоссальны. Мы узнали много нового. Благодаря тренингам мы узнали, что существует сайт Таможенного союза, на котором есть возможность дискутировать по различным вопросам. В частности, с техническим регламентом мы ознакомились за 3 месяца до того, как нам его прислало министерство. Также мы узнали о том, как работать с Евросоюзом, о налоговых и тарифных барьерах. Обучение было очень продуктивным. На проведенном USAID Центрально-Азиатском торговом форуме мы наладили новые деловые контакты, получили консультации у международных экспертов, а также переняли некоторый опыт у других участников.

ИА REGNUM: А со стороны представителей Таможенного союза были попытки выйти на какие-либо контакты с местными производителями?

Нет, до летнего периода таких попыток не было. Летом нас приглашали на пару круглых столов с представителями российской и нашей таможни, нас приглашали в Государственную таможенную службу. Также мы очень плотно работаем с Министерством экономического регулирования. Если, к примеру, по каким-то позициям могут подняться пошлины, то мы даем им свои рекомендации, просим не поднимать пошлины, чтобы это не сказалось на стоимости продукции. То ест, летом в этом направлении активно велась работа. Хотя, были и некоторые минусы - мы узнали о Таможенном союзе и о воле премьер-министра уже летом.

ИА REGNUM: По вашим данным, Киргизия все-таки войдет в Таможенный союз?

Точно не знаю. Всем известно, сколько уже было круглых столов, посвященных этой тематике. Несомненно, для Киргизии членство в Таможенном союзе - это большой плюс. Да, какие-то отрасли могут пострадать, но какие-то выиграют. Я считаю, что нам необходимо вести переговоры до того, как Россия вступит в ВТО - тогда нам будет значительно проще. Также нам нужно "выбивать" преференции для своего бизнеса, потому что бизнес - это двигатель экономики.

ИА REGNUM: Ваши коллеги уже как-то готовятся к вхождению страны в ТС?

Мы предоставили технические регламенты нашим предприятиям, все материалы с тренингов, но пока они работают так же, как прежде.