Евреи Латвии - категорически против шествий 16 марта и 1 июля
Чтобы сравнительно невеликая национальная община с богатым историческим прошлым и большими задачами в настоящем не затерялась в недрах национального государства, ей следует позаботиться о своих стариках и детях. Еврейской общине Латвии удается поддерживать систему социальной защиты для своих нуждающихся членов, и она продолжает работать над созданием системы национального образования. Об этом в интервью ИА REGNUM рассказал президент Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко. Беседе с лидером латвийской еврейской общины предшествовал целый ряд мероприятий, посвященных 450-летию проживания евреев на территории Латвии и 70-летию начала в Латвии
ИА REGNUM: Еврейская община Латвии только что отметила 450 лет своего официального существования на этих землях и 70 лет с начала в Латвии Холокоста. Какая из дат более значима для сегодняшней еврейской общины?
На этот вопрос нет однозначного ответа. 450 лет проживания евреев на территории Латвии показывают, что исторически евреи часть этой земли с очень давних пор. Это очень важная дата. Что касается 70-летия начала в Латвии Холокоста, то это та дата, тот вопрос, которые мы не имеем права дать забыть последующим поколениям. Историю Холокоста следует изучать в школах. Латвийцы должны знать, что произошло на этой земле, должны понимать, насколько важно всегда оставаться людьми, насколько важно не убивать себе подобных только за группу крови, не казнить безоружных стариков и детей. На мой взгляд, Холокост - событие, которое в чем-то перевернуло сознание людей. Хотелось бы, чтобы они понимали - нет этому никаких оправданий. Не случайно частью мемориала на месте сожженной вместе с людьми Большой хоральной синагоги в Риге стал памятник спасителям евреев. Даже в страшных условиях фашистской оккупации и террора у каждого человека было право выбора!
ИА REGNUM: Политики и дипломаты часто говорят, что нельзя идти в перед с головой, повернутой назад. Вы утверждаете обратное: "Без памяти о прошлом нельзя идти вперед".
Да, потому что ты обязательно на эти грабли наступишь еще раз. Чем закончила гитлеровская Германия, нам известно. Надеюсь, что Германия не повторит своих ошибок, потому что немцы восприняли свой собственный негативный опыт и, я уверен, никогда не дадут этому повториться. А если все время искать экскьюзы (оправдания - ИА REGNUM), то будущая жизнь может сильно ударить снова.
ИА REGNUM: Что делает Еврейская община Латвии для сохранения памяти?
Мы начали с того, что установили памятники во всех местах, где проходили массовые расстрелы, а их больше 210 в Латвии. Вместе с кафедрой иудаики Латвийского университета создали список всех погибших в Холокосте. Мы построили ряд крупных мемориалов - Румбула и Бикерниеки в Риге, Шкеде в Лиепае, Погулянка в Даугавпилсе. Мы пытаемся эти места увековечить, чтобы жители любого города знали, что происходило во время войны в соседнем лесу или в подвале ближайшей школы. Мы документируем события прошлого. Издаем книги по-русски, по-латышски и на других языках. Опубликованы практически все труды, создававшиеся уцелевшими узниками гетто во время войны (например, "Записки о рижском гетто" Эльмара Ривоша, написанные им в 1943 году, и воспоминания Калмана Линкимера о Лиепайском гетто) и после нее. Мы не можем навязать или оплачивать уроки Холокоста в школе сверх той программы, которая определена государством, но мы общаемся с министерством образования, предлагаем им увеличить количество этих уроков. Мы установили памятник спасителям евреев. Ведем музейную работу, которая и дала возможность этот памятник установить - собрана информация о свыше 400 "праведниках мира". Завершается (за что мы очень благодарны [экс-премьеру и предпринимателю] Марису Гайлису) создание мемориала Жанису Липке и другим спасителям на острове Кипсала в Риге. Неважно, скольких ты спас, одного или 55 человек, - ты подвергал смертельной опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, и это подвиг! Усилиями раввина Менахема Баркана создается Музей рижского гетто и Холокоста в Латвии. Идут проектные работы будущего нового музея "Евреи в Латвии" по соседству с Синагогой, и я надеюсь, что через несколько лет наш музей переедет в новое отреставрированное помещение.
ИА REGNUM: Сотрудничество музея "Евреи в Латвии" с так называемым Музеем оккупации Латвии носит тактический или стратегический характер? Не получается ли, что, признавая право на существование такого музея, Еврейская община признает и право проводить шествия по маршруту Музей оккупации - памятник Свободы 16 марта и 1 июля (соответственно - День памяти Латышского легиона и вступление войск гитлеровской Германии в Ригу в 1941 году)?
Это абсолютно разные вещи. Одно дело - работа и отношения с "Музеем оккупации", который занимается научной и архивной работой так же, как и наш музей. Есть темы, в которых музей "Евреи в Латвии" впереди. Почему бы нам вместе не сделать выставку, которая отражает это время и дает посетителям большее и лучшее представление о том, что тогда происходило?
И совсем другое дело - эти шествия. Само собой, что мы категорически против шествий 16 марта и 1 июля. И как может быть по другому? Шествия 1 июля для нас вообще за рамками всякого понимания. Невозможно даже представить себе, что можно давать разрешение на проведение митинга в честь вступления гитлеровских войск в столицу Латвии, или, как назвали это в этом году, - в честь окончания "Страшного года". Извините, но для кого этот "страшный год" закончился 1 июля? Для тех евреев и неевреев - граждан этой страны, которых убили здесь после 1 июля? Если он закончился для каких-то подонков, то для большинства он только начался.
Я не раз говорил со многими политическими лидерами, но они ссылаются на независимость латвийского суда и его постановления. Вероятно, надо что-то менять в законодательстве. А то, как было с делом [неонациста] Йорданса? Долго длилось судебное разбирательство, приведшее к его осуждению. Человек понес наказание [за высказывания человеконенавистнического характера], общество получило сигнал в плане того, что можно и что нельзя. Потом община выпустила это дело из под контроля. Через какое-то время я открываю газету и узнаю, что Йордансу выплачена компенсация. Оказывается, после шестимесячного заключения его освободили, как "осужденного незаконно", и за время "незаконного ареста и заключения" суд, по иску Йорданса, назначил ему компенсацию. И взятки гладки.
ИА REGNUM: А каково Ваше отношение к концепции советской оккупации Латвии в принципе? С учетом того, что современная еврейская община в значительной степени сформировалась в послевоенные годы.
Моя позиция по этому вопросу ничем от официальной не отличается. Оккупация была. Тут нечего обсуждать. Каким из терминов - аннексия, инкорпорация или оккупация - это событие назвать, пусть решают историки и юристы. Но это не значит, что мы сегодня имеем право привлекать кого-либо к ответственности и требовать какие-то компенсации. Это исключено. Советский Союз и диктатор Сталин, принесший столько горя всем, договорился с Гитлером (еще одним подонком и негодяем) разделить Восточную Европу: один оккупировал одни территории, другой - другие. Но имеют ли отношение живущие в Латвии русскоязычные люди или сегодняшняя Россия к тому, что делал Сталин? Конечно, нет.
ИА REGNUM: Ваша позиция является официальной позицией Еврейской общины?
В принципе, я выражаю официальную позицию, поскольку я избран и наделен полномочиями президента общины. Если ей не понравится то, что я говорю, будет другой президент.
ИА REGNUM: А какая она - еврейская община сегодня?
Еврейская община Латвии составляет около 11 тысяч человек. Община, я считаю очень динамичная, активно развивающаяся. Мало таких общин на постсоветском пространстве, которые имели бы две школы - светскую и религиозную. Есть еврейская больница. Есть великолепная, отреставрированная Рижская синагога. Есть синагога в Даугавпилсе, которая отреставрирована совместными усилиями общины и проживающей в США семьи известного художника
ИА REGNUM: Еврейская община социально неоднородна?
Есть люди, которые добились успеха. Многие из них сегодня являются членами Попечительского совета. Восемь лет назад моими усилиями и при поддержке коллег был создан Совет еврейских общин Латвии, объединяющий практически все светские и религиозные еврейские организации Латвии (это федеративная структура, из которой можно выйти). При ней был создан Попечительский совет в составе 56 человек, задача которого финансово поддерживать и помогать общине.
ИА REGNUM: Почему у евреев так развито чувство социальной ответственности? И что вы в этом плане можете посоветовать другим проживающим в Латвии общинам?
Отчасти это сложилось исторически. Евреи жили обособленно - своими общинами внутри больших общин. И все горести и беды им приходилось решать самостоятельно. Редко, когда государство участвовало в решении каких-то проблем. Не знаю, было ли это у других народов, проживавших в Латвии, но у евреев до войны здесь была, например, организация, занимавшаяся приданным для бедных невест, была также организация, поддерживавшая малоимущих школьников и студентов и т.д. Все это в нас заложили деды и прадеды. Я рос в советское время, но и в меня что-то такое родители заложили. Я считал и считаю, что если я добился успеха, то должен поддерживать нуждающихся...
ИА REGNUM: Соплеменников.
И не только. Да, будучи лидером общины, соплеменников - в первую очередь. Но не только. Невозможно быть счастливым, если ты живешь среди очень обездоленных и несчастных людей. Ни твои деньги, ни твои возможности не сделают твою жизнь лучше. Поэтому я пытаюсь воздействовать личным примером. Насколько это поможет другим, я не знаю. Но я бы предложил, например, русским предпринимателям объединиться в некую структуру и также помогать.
ИА REGNUM: А где пролегает разумная черта, чтобы не получилось, как с добрым принцем из сказки
В первую очередь, ты как глава семьи должен позаботиться о своей семье. Если твоя семья в полном порядке и достатке, то ты не можешь уже жить только ради благосостояния своей семьи. Я не призываю все отдать или отказаться от чего-то существенного, но надо понимать и уважать проблемы других.
ИА REGNUM: Существует ли для евреев Латвии угроза ассимиляции?
Думаю, да. Нас не так много. Евреи тоже заключают межнациональные браки, живут в интернациональной среде. Но в этом и состоит задача лидера общины - не допустить ассимиляции, при этом поддерживая интеграцию.
ИА REGNUM: Как решается эта задача?
Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было очень сильное еврейское образование. Сейчас мы создаем общинный детский сад, который будет работать в помещениях нашей светской школы им. Ш.Дубнова. Для меня очень важно, чтобы дети получали качественное образование, заканчивали очень сильные университеты и находили свое место здесь. Чтобы они были уважаемой частью этого сообщества. Для меня важно, чтобы они, кто как может, но приходили в Синагогу. Чтобы они отмечали еврейские праздники, чтобы помнили свои корни и соблюдали традиции. Мы проводим много мероприятий. Отмечаем вместе все большие праздники -
ИА REGNUM: Эмиграция затронула еврейскую общину?
На 1989 год, когда возникло Латвийское общество еврейской культуры (прообраз нынешнего Совета еврейских общин Латвии), в Латвии проживали около 24 тысяч евреев. После резкого сокращения численности общины в первой половине 1990-х годов, к 2008 году отъезд евреев из Латвии практически сошел на нет. В последние, кризисные годы число отъезжающих выросло, но незначительно. Вообще еврейская нация очень подвижна и к эмиграции предрасположена. Все хотят много учиться, много работать, но и жить хорошо. Поэтому в странах более экономически развитых еврейское население растет. Но еврейская община Латвии остается третьей крупнейшей по своей численности в регионе, после Германии и Швеции. Сегодня многое сделано для того, чтобы евреи чувствовали себя в Латвии комфортно.
ИА REGNUM: В довоенной Латвии политические интересы еврейской общины представляли сразу несколько партий. В современной Латвии национальной еврейской партии нет. Кто представляет и отстаивает интересы евреев на национальном и местном уровне?
Еврейская община в довоенной Латвии - это 93 тысячи человек. Это существенно. Сегодня ситуация совершенно другая. Надеюсь, что интересы латвийских евреев представляет Совет еврейских общин в лице Аркадия Сухаренко, Беньямина Каема и других лидеров общины.
ИА REGNUM: Но у Аркадия Сухаренко и других лидеров общины нет законодательной и исполнительной власти на уровне страны и самоуправлений. Есть соответствующие органы власти, где кто-то, по-видимому, должен представлять евреев.
Мы работаем с существующими структурами власти. Мы проводим законы в Сейме. Для этого мы общаемся со всеми политическими партиями и работаем с теми, которые создают большинство. Так был принят закон о взаимоотношениях государства и еврейской религиозной общины, учитывающий религиозные аспекты. О каком-то самостоятельном еврейском представительстве в парламенте сегодня и речи не идет. Думаю, что эти 11 тысяч латвийских евреев даже голосуют за разные партии. По-разному складывается судьба людей и разнятся их политические взгляды. Я бы приветствовал участие евреев в политике. Я категорически против того, чтобы в политику шли избранные руководители еврейской общины. Нельзя допустить, чтобы вся еврейская община несла ответственность за политические взгляды своих лидеров.
ИА REGNUM: На недавно проходившей 6-й Всемирной встрече евреев-выходцев из Латвии много говорилось о проблеме реституции собственности еврейской общины. В какой стадии решения находится этот вопрос?
К сожалению, он пока никуда не продвинулся. 5 лет назад был написан законопроект, который был утвержден правительством и передан в Сейм. И - редкий случай - когда утвержденный правительством большинства законопроект не нашел поддержки в парламенте. Я не хочу говорить, как и почему это произошло.
ИА REGNUM: В двух словах - суть проблемы.
В Латвии когда-то был принят закон о денационализации религиозной собственности, согласно которому религиозные общины Латвии, включая еврейскую, могли запросить объекты, им некогда принадлежавшие. Но речь шла только об объектах религиозного назначения. Для еврейской общины - это синагоги и молельные дома. Ни о каких школах, социальных домах, благотворительных столовых речь не шла - государство их к возврату не давало. Но практически все культовые сооружения евреев в годы войны были уничтожены. Еврейская община получила крохи, тогда как другие конфессии получили все, на что претендовали. И значительная часть некогда общинной (не частной) еврейской собственности оказалась в руках Латвийского государства. Я не вижу никаких оправданий тому, что государство цепляется за эту обагренную кровью уничтоженной во время войны общины собственность.
ИА REGNUM: Почему еврейская община не претендовала на ее возвращение раньше, скажем, в 1990-е годы?
Частично претендовала. Отказывали. Запрашивали здание школы. Извините, говорят, это не религиозный объект. Какие-то сохранившиеся культовые сооружения не удавалось вернуть потому, что закон был написан так, что если ты хочешь вернуть синагогу, скажем, в Кулдиге, то нужно восстановить кулдигскую религиозную общину, а там после войны не осталось ни одного еврея. Не знаю, чем руководствовались предыдущие руководители общины, но я бы поступил также, как они - не пытался бы что-то фальсифицировать, специально создавая общину, якобы кулдигскую, дабы получить эту синагогу.
ИА REGNUM: И что теперь?
Мы в общине понимали: раз IX Сейм отказал, то не имеет смысла еще раз подавать законопроект и еще раз получить отказ. Мы работу остановили. Общались с депутатами, пытались разъяснять свою позицию. Сегодня община продолжает работу в этом направлении. Тот же законопроект, но несколько видоизмененный, мы рассчитывали внести в Х Сейм в конце года. Но тут случился роспуск парламента, новые выборы. Тем не менее, думаю, мы будем готовы к концу года презентовать этот законопроект, который, я надеюсь, не встретит сопротивления и будет утвержден. Сегодня много аргументов в нашу пользу. Соседняя Литва, например, такой закон уже приняла.
ИА REGNUM: Ваши оппоненты утверждают, что решение этого вопроса в пользу еврейской общины может поднять волну и усилить антисемитские настроения в обществе.
Я так не считаю. Само собой среди людей недалеких волну антисемитизма может вызвать все что угодно - я читал комментарии в Delfi после того, как мы отреставрировали синагогу и открыли еврейскую школу. Но в данном случае нас нельзя упрекнуть в том, что мы хотим преимуществ по сравнению с другими. Мы хотим, чтобы нас уравняли с другими, с любой другой религиозной конфессией в Латвии.
ИА REGNUM: Известный американский историк, президент Национального комитета по американской внешней политике Джордж Шваб, выступая в Риге, сказал: "Все должны приложить силы к тому, чтобы убедить правительство и парламент Латвии проделать необходимую работу". Кто, кроме Еврейской общины Латвии прикладывает усилия к решению вопроса реституции?
Для всего цивилизованного мира, для Европы, для американцев - это бесспорный вопрос. Безусловно, они высказываются в этом смысле. И какие могут быть возражения? Сейчас со стороны лидеров страны мы слышим согласие с тем, что этот вопрос надо решать, надо что-то делать. Но проверить, насколько эти слова соответствуют действительности, мы сможем только после того, как законопроект будет подан на рассмотрение Сейма. Сейчас мяч на нашей стороне.
ИА REGNUM: А как еврейская община планирует использовать эту собственность в случае, если она будет возвращена?
Хочется решить этот вопрос так, чтобы уровень антисемитизма, если он вырастет, что вероятно, вырос минимально. Поэтому мы перестали говорить: заплатите компенсацию за собственность деньгами, что мы делали 5 лет назад. Мы и тогда и теперь готовы к компромиссу. Собственности этой много. Тогда мы говорили: давайте оценим эту собственность по кадастровой стоимости. В 2004-2005 году, когда это происходила рыночная стоимость данной собственности была минимум в 10 раз выше кадастровой. Государству осталась бы недвижимость (уже на законных основаниях), а мы бы получили некую компенсацию в размере 10-15% от ее стоимости для нужд общины. Но сегодня ситуация на рынке поменялась, и мы предлагаем государству поступить иначе. Вы что-то не можете отдать, или вам выгодно что-то не отдать? Заплатите за это компенсацию по кадастровой стоимости. Что-то вам не нужно и вы готовы это отдать? Хорошо, верните то, чем мы владели.
А дальше мы намерены создать фонд, в котором предположительно будет 11 представителей: шесть из них будут представлять еврейскую общину Латвии, а еще пять - международные еврейские организации, включая объединение евреев-выходцев из Латвии, проживающих в Израиле. В этом деле нужна абсолютная прозрачность. И должны быть учтены нужды тех евреев, чьи корни в Латвии, даже если они сегодня здесь не живут. Основным направление деятельности этого фонда станет социальная помощь нуждающимся - особенно жертвам Холокоста, а также культурная работа и поддержка образования. Все это требует финансов и только тогда община будет независимой.
ИА REGNUM: Как строятся и складываются взаимоотношения с исторической родиной - государством Израиль?
Думаю, любовь к Израилю живет в сердце любого еврея! Мы радуемся всем его успехам и очень переживаем за все неудачи. У общины с Израилем сложились очень теплые и дружеские отношения. Израиль уделяет много внимания своим диаспорам, нам в том числе. Мы находимся в постоянном контакте с посольством Израиля, делимся с ним своими проблемами и успехами. В общем, сотрудничество носит очень тесный и многогранный характер.
Этим интервью ИА REGNUM начинает регулярный цикл рассказов о жизни национальных общин, живущих в Латвии. Несмотря на маленькую территорию и количества населения, в этой стране, помимо самого крупного национального меньшинства - русских, проживают белорусы, украинцы, поляки, цыгане, немцы, литовцы с эстонцами и многие-многие другие. Раз в месяц ИА REGNUM будет рассказывать о жизни каждой из таких общин.