Интервью ИА REGNUM с президентом Общественной ассоциации по безопасности и обороне Азербайджана, полковником-лейтенантом в запасе Яшаром Джафарли.

ИА REGNUM: Как, по-вашему, протекают процессы интеграции Азербайджана в евроатлантические структуры.

Я бы сказал: очень сложно. И чем дальше, тем хуже. В последнее время правительство Азербайджана фактически отходит от объявленного и закреплённого законодательными актами курса. Напомним, что согласно 4-ой статье Концепции национальной безопасности, интеграция в евроатлантические структуры является одним из основных направлений политики национальной безопасности Азербайджанской Республики. А на практике о процессах интеграции говорить и не приходится. Можно говорить об уровне сотрудничества с отдельными структурами НАТО.

Более того, 25 мая Азербайджан стал членом "Движения неприсоединения". После этого шага в обществе возник вопрос: а как же перспективы сотрудничества с НАТО? Думаю, что цели сотрудничества с НАТО, которые были объявлены в период, продолжавшийся с 1994 года до 25 мая 2011 года, наверняка будут отличаться от тех, что будут зафиксированы в последующий период. На протяжении первого этапа (до 25 мая 2011 года) между Азербайджаном и НАТО было подписано более 200 документов, программ, планов, в том числе PfP, IPAP, IPP, PAP-DIB, OCC, PARP и др. Кроме того, тысячи военнослужащих Вооруженных сил Азербайджана участвовали в многочисленных курсах, семинарах, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках различных программ НАТО. Высшее военное образование в Азербайджане было приведено в соответствие со стандартами НАТО, равно как и целый ряд правовых документов, регулирующих деятельность Вооруженных сил. При поддержке НАТО были осуществлены важные экологические проекты. Также стоит вспомнить территорию Салоглу, расположенную в Акстафе, которая была очищена от мин и невзорвавшихся боевых снарядов, проект "Меланж" в поселке Алят и т.д.В то же время в рамках IPAP проводились штатно-структурные изменения в ВС Азербайджана, материально-техническое обеспечение Сухопутных войск, Военно-морских сил и Военно-воздушных сил Азербайджана было расширено, в системе призыва страны были проведены изменения и т.д.

Вместе с тем, наши исследования показывают, что в процессе перехода сектора обороны и безопасности страны на стандарты НАТО по-прежнему остаются большие проблемы. Например, переход основной части военного законодательства на стандарты НАТО все еще запаздывает. Ещё одним примером отхода правительства от курса интеграции в евроатлантические структуры, является тот факт, что до сих пор остается под вопросом судьба третьего этапа Плана действий индивидуального партнерства (IPAP). Подписание документа постоянно откладывается. Приводятся различные причины, однако официальная позиция пока не обнародована.

ИА REGNUM: Каковы основные причины отхода официального Баку от ранее объявленного курса?

Можно по-разному объяснять то, почему власти Азербайджана решили отойти от тесного сотрудничества с НАТО. Думаю, скорее всего, это связано с тем, что официальный Баку отходит от курса демократических реформ.

Вообще, судя по наблюдаемым процессам, в ощущаемом всеми регрессивном процессе сотрудничества НАТО - Азербайджан существует целый ряд проблем. То есть, существует взаимная ответственность сторон. Например, все еще не разработана конкретная стратегия по сотрудничеству НАТО со странами-партнерами в регионе Южного Кавказа. Думаю, что в политике, проводимой НАТО в регионе, прослеживается целый ряд недостатков и ошибок. Мне кажется, что деятельность стратегических мозговых центров, которые, исследуя национальные особенности стран региона, политико-экономическую и военную ситуацию в регионе, определяют на перспективу конкретные прогнозы и сценарии деятельности, неэффективна. Это можно считать одним из главных недостатков.

Альянс не рассматривает Южный Кавказ как целый регион, и это стало причиной падения его престижа в обществе. НАТО нужно обязательно это учитывать. Другой важный вопрос заключается в том, что альянс в отношениях с Азербайджаном больше акцентирует внимание на вопросах безопасности и экологии, в то время как политические и экономические вопросы не являются его целью. Хотя углубление политических, демократических реформ создало бы благоприятные условия для реформ в сфере обороны и безопасности.

Кроме того, появилась необходимость в совершенствовании конкретного механизма сотрудничества альянса со странами-партнерами Южного Кавказа. Следует обратить внимание на то, что деятельность и полномочия представительств не определены и не усовершенствованы, полномочия статуса спецпредставителя генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Средней Азии ограничены, непродуктивна деятельность офицера-координатора по Южному Кавказу.

Основными проблемами считаются следующие: НАТО не может выдвигать привлекательных предложений странам-партнерам в рамках программы "Партнерство во имя мира", отсутствуют гарантии безопасности странам-партнерам, отсутствует конкретика в процедуре выполнения странами-партнерами обязательств в рамках планов и программ НАТО, нет механизма поощрения или наказания в связи с выполнением или невыполнением реформ и т.д. Отмечу еще один момент: сегодня не видна какая бы то ни было деятельность НАТО по предотвращению угроз интересам национальной безопасности Азербайджана со стороны других стран - скажем, России и Ирана. Считаю, что этот вопрос альянс должен постоянно держать в центре внимания.

ИА REGNUM: Бытует мнение, что главной причиной застоя (ухудшения) отношений Азербайджана с НАТО, является давление со стороны России. И особенно после 8 августа 2008 года. Насколько это соответствует действительности?

Я считаю, что это всего лишь отговорки, повод для оправдания действий правительства. Сама Российская Федерация сотрудничает с НАТО по более широкому кругу вопросов, чем Азербайджан и даже Грузия. Существует Совет Россия-НАТО, часто проводятся саммиты. Стороны часто объявляют, что НАТО и Россия более не являются противниками, а наоборот, они являются партнёрами. Россия даже сама выступает с инициативами по вопросам усиления сотрудничества с НАТО. А что касается событий 2008-го года, я думаю, нельзя было не учитывать тот факт, что Россия ещё не готова к таким переменам в регионе. Господин Саакашвили в данном вопросе несколько поторопился.

И вообще я считаю, что во многих глобальных проектах наш регион необходимо рассматривать как единое целое. И конечно, надо учитывать и интересы России. Россию надо убедить, что принятие южно-кавказских стран в НАТО не грозит её безопасности, а наоборот укрепляет стабильность и усиливает безопасность региона, способствует решению замороженных конфликтов в регионе, предотвращает терроризм, предупреждает сепаратизм и т.д., что в идеале совпадает и с интересами России в нашем регионе. При такой постановке вопроса Россия и НАТО и в нашем регионе могут стать хорошими партнёрами.

ИА REGNUM: Существует ли общественная поддержка связи НАТО с Азербайджаном? Вообще, как вы оцениваете уровень сотрудничества НАТО и его отдельных структур с гражданским обществом Азербайджана за прошедший период?

На мой взгляд, во взаимоотношениях НАТО с Азербайджаном следует обратить внимание на целый ряд нюансов. Я считаю, что сотрудничество НАТО с организациями гражданского общества и СМИ стран Южного Кавказа не было достаточно широким, и возможно это обусловлено правилами деятельности альянса. Однако существует ряд деталей, решение которых со стороны НАТО помогло бы гражданскому обществу. Например, полное раскрытие содержания таких документов, как IPAP, явилось бы большой поддержкой гражданскому обществу. В то же время считаю, что у НАТО должен быть конкретный механизм по прямому сотрудничеству с организациями евроатлантической направленности.

Различные исследования показывают, что существует необходимость в принятии ряда шагов для того, чтобы поднять престиж НАТО в глазах общественности Азербайджана. В первую очередь нужно, чтобы НАТО тесно сотрудничал с организациями и структурами, представляющими азербайджанское общество.

Результаты, к которым приходят оценочные миссии, посылаемые в страны-партнеры со стороны НАТО, должны быть обнародованы обществу. Альянс должен усилить свое участие в процессе урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, в том числе нагорно-карабахского, также должны быть привлекательные предложения по поводу участия альянса в существующих или перспективных миротворческих операциях в регионе, должны ускоряться процессы интеграция, реформы в политической сфере.

Вместе с тем, я считаю, что должна быть усовершенствована деятельность и расширены полномочия контактного посольства НАТО в Азербайджане, спецпредставителя генсека альянса и офицера-координатора по региону. В Баку следует создать реально работающий офис НАТО, а в будущем - еще 3-4 офиса в регионах. Должна быть принята стратегия альянса по связям с организациями гражданского общества и СМИ таких стран-партнеров, как Азербайджан. Надо добиться активного участия гражданского общества в реформах в соответствии со стандартами НАТО.