или Как опростоволосилась лояльная эстонской пропаганде местная русская журналистка, обвинившая в диффамации российские СМИ

Когда в Таллине на встрече делегации Общественной палаты РФ с местной русскоязычной интеллигенцией ее руководитель Александр Брод сказал, что российская пресса не всегда адекватно освещает проблемы русскоязычного меньшинства, то ему возразили: не надо путать факты и статистику с комментариями, которые совсем не обязательно должны нравиться Эстонии.

На это среагировала местная журналистка, руководитель русскоязычного интернет-портала www.dzd.ee Олеся Лагашина: мол, российские СМИ занимаются диффамацией, в частности она может упрекнуть в этом ИА REGNUM.

На просьбу привести пример, она рассказала о новости этого агентства, в которой цитировали министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, "якобы" отметившего достижения Эстонии во время "советской оккупации". И добавила, что эту информацию в эстонском МИДе не подтвердили.

Вот она, выдержка из сообщения ИА REGNUM, напечатанного, в частности, и в одной из псковских газет: "Во время существования СССР Эстония получала и положительные результаты от того, что находилось в составе великой и могучей страны. По словам Паэта, очень много хороших результатов было достигнуто советской Эстонией в области культуры и просвещения. Кроме того, и многие люди Эстонии, если смотреть в человеческом плане, делали разные хорошие вещи. Да и вообще, если смотреть с человеческой точки зрения, очень многие люди прожили всю свою жизнь при этом режиме. И нельзя все, что было тогда, отрицать". Вместе с тем, эстонцы убеждены (им навязали другое мнение), что вхождение Эстонии в Советский Союз было оккупацией, подчеркнул Паэт".

Ложь черным по белому

Кто живет в Эстонии, тоже засомневается - такие признания в эстонских СМИ ставят крест на политической карьере. Более того, слова Паэта о признании позитива советской эпохи для Эстонии - соответствует истине, которую хорошо знают и те, кто сейчас специализировался на очернительстве Советского Союза и распространении мифов о советской "оккупации", включая десталинизацию и приравнивание коммунизма нацизму.

Но также с трудом верилось в то, что одно из ведущих российских информационных агентств распространяло ложь, да еще приводя цитаты!

На посланный в ИА REGNUM запрос ответил главный редактор агентства Модест Колеров. Прежде всего, он отмечает, что в основе их новости - сообщение другого агентства: ИА REX (http://www.iarex.ru/news/13259.html). Подтверждено, что напечатаны именно слова Урмаса Паэта, которые записаны журналистом.

Тогда пришлось обратиться в МИД Эстонии. Поступивший оттуда ответ подписала представитель пресс-службы ведомства Минна-Лийна Линд. Вот заключение: "Министр иностранных дел Урмас Паэт не говорил корреспонденту ИА Rex ничего подобного, что приведено в Вашем запросе... Министерство иностранных дел информировало агентство Regnum после публикации новости, что министр иностранных дел ничего подобного не говорил. Мы попросили удалить не соответствующую правде новость".

Странно, что аналогичную просьбу МИД Эстонии не направил агентству ИА REX, которое первым опубликовало "неслыханное" заявление Урмаса Паэта, ведь ИА REGNUM лишь перепечатало часть оригинала. Пришлось сделать вместо МИД Эстонии журналистский запрос.

Ниже приводится полный ответ ИА REX: "Наш корреспондент действительно общался с господином Паэтом. Во время подхода прессы к министру иностранных дел (присутствовали и журналисты других СМИ) был задан вопрос о Советском Союзе. Отвечая на него, он заявил, что были и положительные моменты (в частности это касалось культуры). В нашем распоряжении имеется аудиозапись, подтверждающая его слова. Беседа состоялась в одном из отелей Таллина, где находился его предвыборный штаб. Имя и фамилию журналиста мы не раскрываем, так как опасаемся возможных репрессий в его адрес". Остается добавить, что последнее вовсе небезосновательно. Автор этих строк был обвинен за свою журналистскую деятельность в организации массовых беспорядков, возникших в Таллине в апреле 2007 года, и сидел полтора года на скамье подсудимых до полного оправдания эстонским судом.

Порочный круг замкнулся

Что ж, становится ясным, отчего МИД Эстонии "протестовал" так несолидно и вяло, совсем не по адресу (ведь в новости ИА REGNUM была ссылка на первоисточник ИА REX).

И естественно было узнать у коллеги Олеси Лагашиной, делала ли она запрос ИА REGNUM? Вот ее ответ: "Я не помню, посылал ли коллега запрос, давняя история. И в конце концов, это их дело, где они берут информацию. Она была настолько неправдоподобна, что не проверить ее было просто нельзя. О.Л."

Странная позиция, непрофессиональная. Если перепроверять, то надо выяснить позицию обеих сторон. Сделай так эстонская сторона, она смогла бы ознакомиться с аудиозаписью, и не надо было выкручиваться и лгать.

И еще: у профессионалов есть негласное правило - чем менее правдоподобна новость, тем тщательнее она проверяется. Но этим редакция www.dzd.ee пренебрегла.

И зря. Ведь встреча журналистов с Урмасом Паэтом не ограничилась только беседой с ним. Вопросы были тут же заданы министру экономики и коммуникаций Эстонии Юхану Партсу. Его ответ приводит в той же своей новости ИА REX. Но показательно, что на запрос министерству экономики и коммуникаций Эстонии советник Расмус Рууда дает уклончивый ответ: "Министр Юхан Партс давал много интервью и, к сожалению, трудно установить, состоялось ли это интервью или нет". Видите: нет полного отрицания, как самой беседы, так и ее содержания. И это только потому, что нечего было бояться - ничего крамольного министром Партсом, с точки зрения эстонского общественного мнения, сказано не было. Отчего же Урмас Паэт столь категоричен в отрицании своих слов, хотя и он не отрицает того, было интервью или нет.

В Эстонии, СМИ которой в США считают одними из самых свободных в мире, никак не могут усвоить, что неприятный комментарий, не устраивающий власти страны, это - мнение, на которое, согласно основополагающим европейским свободам, имеет право каждый, как и на распространение своего мнения. Разумеется, если оно изложено на основе фактов и объективной статистики.

Не потому ли практически вся критика, исходившая многие годы и с Запада не доходила до широкой общественности, ну а, если и доходила, то каждый раз вызывала и вызывает сегодня публичное осуждение политиков и СМИ.

Что хочу, то и ворочу

Вспоминается нашумевшая история, которой около пяти лет. Министр образования и науки Эстонии Майлис Репс была в России на Днях культуры угро-финнских народов России и по Российскому ТВ дали ее интервью с восторженной оценкой того, что она увидела собственными глазами.

Такая реакция на родине Майлис Репс была воспринята как предательство интересов Эстонии, в которой принято утверждать на весь мир об угнетении Москвой родственных для эстонцев угро-финских народов, живущих в России.

По возвращении в Таллин эстонский министр заявила, что она ничего такого не говорила, что это - видеомонтаж. Тогда российское ТВ направило через посольство РФ в Таллине копии оригинала интервью, причем полной записи - от начала до конца. Но, ни одно эстонское СМИ этим оригиналом не заинтересовалось.

То же повторилось в связи с переносом памятника советскому Солдату-Освободителю и перезахоронением останков советских воинов, что привело к массовым беспорядкам в Эстонии в апреле 2007 года. В лучшем случае утверждалось, что, и эстонские, и российские СМИ освещают события пристрастно, необъективно. Особенно досталось российской прессе за описание жестокости подавления "русского бунта", мол, все было по закону и это подтвердили в НАТО, США и Евросоюзе.

Но недавно, с многолетним опозданием Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в мае 2007 года в Эстонии работала делегация этого Комитета) обнародовал рапорт, в котором, как ни в чем не бывало, изложены итоги третьего оценочного визита названного Комитета, признающие чрезмерное применение силы в ходе задержания людей в апреле 2007 года и по поводу условий содержания задержанных лиц.

Вот и получается, что Эстония, страна Европейского союза, ведет информационную войну с Россией, обвиняя ее СМИ во лжи, но сама взяла ложь и диффамацию за основу своей антироссийской пропаганды.