Официальный Минск готов рассмотреть предложения Киева по транзиту нефти в третьи страны, в частности - в Польшу, с использованием украинских и белорусских нефтепроводов. Об этом заявил 15 июля министр энергетики Белоруссии Александр Озерец.

Согласно сообщению госинформагентства БелТА, под "третьими странами" понимается, в частности, Польша. Однако поступили ли с украинской стороны конкретные предложения о сотрудничестве,и чья нефть в какие страны может быть транзитирована в процессе реализации инициатив Киева, непонятно. "Если у них (украинских коллег. - Прим. БЕЛТА) есть предложения, мы их детально рассмотрим и просчитаем экономику с учетом собственных интересов", - заявил министр. Он не уточнил, когда пройдут соответствующие переговоры и что может быть предметом этих переговоров.

Официальное издание напоминает о том, что "Кабинет министров Украины поручил Министерству энергетики и угольной промышленности, компаниям "Нафтогаз Украины" и "Укртранснафта" провести переговоры с Белоруссией о транзите нефти в третьи страны, в частности, в Польшу, с использованием украинских и белорусских нефтепроводов".

В комментарии корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Сергей Шиптенко отметил: "Официальный Минск желает присоединиться к транзиту каспийской нефти через нефтепровод "Одесса-Броды". Этот нефтепровод изначально задумывался как магистраль, с помощью которой официальный Киев диверсифицирует поставки нефти и присоединится к проекту "Сарматия". Но внутриполитические проблемы Украины стали причиной того, что нефтепровод не был достроен на участке от украинского города Броды до польского Гданьска и был задействован, фактически, как ответвление нефтепровода "Дружба". По нему российская нефть перекачивалась до украинского порта "Южный".

По словам эксперта, нефтепровод "изначально был не столько экономическим, сколько политическим проектом", с помощью которого власти Белоруссии и Украины стремились продемонстрировать возможность организации поставок нероссийского стратегического сырья и, тем самым, добиться снижения стоимости поставок российской нефти. "С приходом к власти в 2005 году Виктора Ющенко и обострением белорусско-российских отношений ситуация изменилась: Минск и Киев договорились поставлять по нефтепроводу сырье для Мозырского НПЗ. Тем самым власти Белоруссии стремились показать свою незавивимость от поставок российской нефти по российскому трубопроводу. Что, в принципе, удалось: в настоящее время по трубопроводу на Мозырский НПЗ поставляется азербайджанская лёгкая нефть сорта "Azeri Light". Она была доставлена танкером до украинского порта "Южный" и перекачана в нефтепровод еще в феврале, вытесняя российскую нефть сорта "Urals". Поставки венесуэльской лёгкой нефти начались ранее и осуществлялись посредством железнодорожного транспорта - в цистернах. В конечном итоге венесуэльская нефть обошлась Белоруссии дороже российской, хотя власти и заявляют, что этот проект им выгоден.Выгоды здесь, наверное, преимущественно политические - да и они относительны, учитывая тот факт, что отстранение от транзита по "Одесса-Броды" компании "ТНК-ВР", занимавшейся поставками по нему российской нефти, использование фактора украинского нефтепровода в информационных войнах с Москвой и ряд других обстоятельств осложнили отношения между Белоруссией и Россией", - сказал Шиптенко.

"В конечном итоге, реализация официальным Минском своих амбиций, сотрудничество с "оранжевым" президентом Украины в такой чувствительной для России сфере, как экспорт нефти привели к тому, что Белоруссия лишилась российских дотаций, и теперь покупает российскую нефть и российский газ по рыночным ценам. А Украина, "вымыв" азербайджанской лёгкой нефтью трубопровод, приступит к поставкам азербайджанской нефти в Польшу. Прорабатывается схема достройки нефтепровода на польском участке, поставки по нему нефти из Казахстана. В этой схеме Белоруссия - третий-лишний", - сказал Шиптенко.

Как сообщало ИА REGNUM, 15 июля представители белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода проинформировали о получении по трубопроводу 11,3 тыс.т. азербайджанской нефти сорта "Азери лайт". После контроля качества сырья планируется его переработка в смеси с российской нефтью сорта "Юралс" ("Urals").

Напомним, что азербайджанская нефть была доставлена танкером в украинский порт "Южный" (Одесская обл.) и в феврале 2011 года закачана в трубопровод "Одесса-Броды". Столь долгий срок поставки сырья в Белоруссию эксперты объясняли необходимостью вытеснить из нефтепровода российскую нефть сорта "Юралс" для последующих поставок по нему более легких сортов нефти.

Напомним также, что основной объем нефти поставляется в Белоруссию из России. Топливным балансом Союзного государства на 2011 год предусмотрены поставки российской нефти в Белоруссию в объеме 21,7 млн тонн. Кроме того, Белоруссия закупает нефть у Венесуэлы и Азербайджана по своп-схемам, выразила готовность закупать нефть у Казахстана. Кроме того, Белоруссия участвует в реализации проекта по нефтедобыче в Иране.