Около 70% загородной недвижимости, предлагаемой на первичном рынке Подмосковья, сосредоточено на пяти направлениях. Однако, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от девелоперской группы "Интегра", трассы-аутсайдеры в последнее время повышают свое присутствие и со временем "расстановка сил" может измениться.

По словам коммерческого директора "Интегры" Евгения Копылова, в настоящее время 25% из общего числа поселков на удалении до 140 километров от МКАД приходится на Новорижское шоссе. За лидером следуют Дмитровское - 12%, Симферопольское - 12%, Киевское - 11% и Калужское шоссе - 7%. Такая ситуация обусловлена хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой направлений. Отдельно можно говорить про Рублево-Успенское шоссе (6%), где сосредоточены исключительно объекты премиум и бизнес класса.

Если же говорить о наименее освоенных направлениях, то это Алтуфьевское, Горьковское, Ленинградское шоссе, на их долю приходится всего 10 поселков, отмечают эксперты. Это, по их мнению, связано, прежде всего, со сложными транспортными условиями, отсутствием должной инфраструктуры. При этом в конце списка не заслуженно находится Новокаширское шоссе (трасса М4 "Дон"), которое как раз отличается хорошей пропускной способностью, но не является традиционным местом отдыха москвичей. Трасса относительно новая и здесь не было дачного строительства, которое стало бы платформой для массового возведения коттеджей. Однако в ближайшее время "расстановка сил" на подмосковных направлениях может довольно заметно поменяться, полагают авторы исследования. Для этого существует несколько предпосылок: во-первых, "освоенные" направления переоценены и перенаселены, а те, которым до последнего времени уделялось мало внимания, демонстрируют хорошие предложения по соотношению цена/качество и прекрасные природные характеристики. Во-вторых, непопулярность некоторых направлений у застройщиков обусловлена слабым развитием социальной и инженерной инфраструктуры. Но ситуация довольно быстро меняется, причем благодаря самим застройщикам, заинтересованным в создании качественного продукта.

По словам Копылова, в некоторых проектах в сегменте дальних дач по "непопулярным" направлениям уровень инженерной инфраструктуры не уступает поселкам в ближнем Подмосковье. Что касается социальной и развлекательной инфраструктуры, то ее создание на направлениях где нет естественных "якорей" (большая вода, развлекательная инфраструктура и т.д.), также ложится на плечи застройщиков. Но девелоперы понимают необходимость такого подхода и уже готовы самостоятельно развивать инфраструктуру, отметил специалист.

Кроме того, слабое развитие некоторых направлений обусловлено тем, что трассы не являются скоростными. А это очень важно, особенно для поселков на удалении около 100 км от МКАД. Однако дорожная инфраструктура в Подмосковье активно развивается, есть проекты по строительству трасс-дублеров, Центральной кольцевой автодороги, новых развязок. Например, полная реконструкция трассы "Дон" (Новокаширское шоссе), которая проводится в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи, может сделать это подмосковное направление наиболее перспективным для развития малоэтажной загородной застройки. Все это может заметно изменить "расстановку сил" на рынке, особенно в сегменте дальних дач, резюмируют аналитики.

"Если покупатель психологически готов уехать за 70 км от МКАД, то с большой долей вероятности он готов проехать и до 100 км. Ведь разница во времени составит всего 20 минут по хорошей магистрали", - отметил Копылов. Следует отметить, что все эти тенденции уже подтверждаются на практике, добавил эксперт. Направление по федеральной трассе "Дон", которая отличается хорошей транспортной доступностью, уже сейчас демонстрирует бурный рост в сегменте "дальних дач" - за год число поселков увеличилось вдвое.