Борис Урусов: "Неудавшийся субъект федерации"? К 20-летию Карачаево-Черкесии
Третьего июля Карачаево-Черкесия отметила 20 лет со дня выхода из состава Ставропольского края и повышения административного статуса до уровня республики. В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон "О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР".
Прошедшие двадцать лет показали определенную противоречивость Карачаево-Черкесии как субъекта федерации. Изначально формирование этого административного образования проходило на фоне острого политического кризиса. В этот период шла борьба национальных движений за полную реабилитацию карачаевского народа, подвергшегося сталинской депортации в 1943г. Реабилитация, согласно федеральному закону, могла включать и восстановление карачаевской автономии.
Вскоре после принятия Закона РСФО о реабилитации репрессированных народов, в ноябре 1991г. в г. Карачаевске был объявлен бессрочный митинг, требовавший восстановления автономии. Он стал продолжением борьбы, начатой карачаевскими активистами еще в 1988-89гг. Под давлением митингующих депутаты карачаево-черкесского областного совета приняли решение ходатайствовать перед Москвой о восстановлении самостоятельной автономии карачаевского народа в статусе республики Карачай. И это обращение послужило основанием для внесения президентом РФ
Немногим ранее, в 1991г., активисты казачества Карачаево-Черкесии на одном из съездов депутатов всех уровней Зеленчукского и Урупского районов республики провозгласили Зеленчукско-Урупский территориальный округ.
В ответ на это региональное руководство, понимавшее, что в новом субъекте им может и не найтись места в системе государственной власти, во главе с тогдашним лидером Карачаево-Черкесии
Позднее требование административного разделения республики появились уже в политической повестке черкесских национальных общественных организаций. Уже в декабре 1994 г. первый съезд черкесского народа принял резолюцию, в которой делегаты обращались к Народному Собранию (парламенту) Карачаево-Черкесской республики с просьбой одобрить решения первого съезда черкесского народа о восстановлении Черкесской автономной области в составе Ставропольского края и провести референдум по данному вопросу. Вопрос административно-территориального размежевания периодически актуализировался черкесскими общественниками вплоть до конца 2008 - начала 2009 гг.
Все последние 20 лет Карачаево-Черкесию сотрясают различные конфликты, которые, почти в каждом случае, региональные власти оказывались не способны разрешить без помощи и вмешательства федерального центра. Это конфликты между политическими группировками, выливающиеся в противостояние ветвей власти и межэтнические трения, как было, например:
- в 1994-1995 гг. - конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, разрешенный после вмешательства комиссии
- в 1999-2000 гг. - межэтнический кризис, возникший по результатам первых выборов главы республики - вмешательство комиссии
- в 2002-2003 гг. - новый кризис, вызванный уже вторыми выборами главы КЧР, жалобы на ход которых рассматривались в Верховном Суде РФ;
- в 2004 гг. - неоднократные штурмы резиденции президента КЧР, спровоцированные событиями, связанными с убийством семерых молодых людей, - вмешательство полпреда в ЮФО
- в 2005 гг. - события связанные с акциями протеста абазинской общины республики, спровоцированные затягиванием принятия решения по образованию Абазинского района и вновь потребовавшие вмешательства Козака;
- в 2008-2009 гг. - протесты черкесских активистов, связанные с нарушением негласного правила этнического квотирования портфелей в кабинете министров предыдущим президентом КЧР, что привело к вмешательству полпреда президента РФ в СКФО
События, сопровождавшие весь 20-летний период существования Карачаево-Черкесии, приводят ряд местных экспертов к выводу, что республика является не состоявшимся субъектом, единство, которого удерживается административным обручем федеральной власти. Так, например учредитель Карачаевского научно-исследовательского института, кандидат исторических наук
Эксперт уверен, что внутренний потенциал всех трех типов конфликтов в данном субъекте РФ далеко не исчерпан. "Кстати, по случайному (?) совпадению наиболее горячий политический сезон у нас - осень... И еще: вопрос о разделе Карачаево-Черкесии будет стоять во всем обозримом будущем, нравится это кому-то или нет. Причиной тому - фактор разделенных народов. Например, адыги "разбросаны" по четырем субъектам РФ, карачаево-балкарцы - по трем. Как и все другие народы, к объединению они будут стремиться всегда", - отмечает Хатуев.
Старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук,
"Конечно, за эти двадцать лет не все было гладко. Период становления республики ознаменовался чередой серьезнейших социально-политических кризисов, сопровождавшихся борьбой за власть, переделом собственности и небывалым ростом межэтнической напряженности. Одной из форм противостояния стало формирование этнических мифов, имевших целью удревнить свой народ, обосновать свои права на те или иные земли. Сложной остается экономическая ситуация. Да и в целом, республика, к сожалению, до сих пор остается дотационной. Очевидно, что Карачаево-Черкесия не смогла в полной мере реализовать открывшиеся возможности", - считает эксперт.