"В ожидании вихря".

("Комок", 05.08.03, Геннадий Васильев)

Текущие трубы, нерадивые сантехники, грубые начальники участков - вроде как постоянные, неотъемлемые черты быта россиян. Доколе! Так ли плохи мы все, чтобы нас так плохо обслуживали! Наши вопросы адресованы заместителю губернатора края, в чьем ведении находится жилищно-коммунальный комплекс, Анатолию Матюшенко.

- Анатолии Иванович, в последнее время утверждения вроде "реформа не идет, население ее не ощущает" стали почти общим местом. Звучало это и в выступлении губернатора на недавнем совещании в Дивногорске. Почему так! Что тормозит реформу ЖКХ?

- Чтобы это понять, надо понять, с чего мы начали. Давайте обратимся к недавней истории. Еще в 1985 году, когда страна начала буксовать в своем экономическом развитии, правительство поняло: промышленность необходимо освободить от лишнего груза. То есть - от жилья и соцкультбыта. Их стали передавать на баланс местных советов, которые тогда играли роль органов местного самоуправления. К ним же переходили и инженерные сети. Сразу же выяснилось, что управлять таким объемом инженерных коммуникаций местные советы не готовы. Конец восьмидесятых - начало девяностых годов ознаменовались бурным переходом от одной системы социально-политического устройства к другой, тема ЖКХ надолго отодвинулась. И все же в 1992 г., когда начала создаваться законодательная база нового государства, появился основной закон, по которому и сегодня живет жилищно-коммунальное хозяйство всей России: Закон "Об основах федеральной жилищной политики в РФ". Он фундаментально обозначил все отношения, разделил формы собственности, понятия.

- Закон начисто отличался от норм, существовавших в СССР, или все же учитывал накопленное!

- Во многом он базировался на тех нормах, что действовали в Советском Союзе, но и в некоторой степени уже учитывал опыт Запада. Кроме разделения собственности на частную и государственную разных уровней тогда же была предложена такая форма, как товарищество собственников жилья (ТСЖ). Год появления закона и следует считать моментом начала преобразований в ЖКХ.

- Возраст у реформ приличный. А вот результат...

- Не спешите. В 1993 г., с началом массовой приватизации промышленных предприятий, процесс передачи жилья и соцкультбыта на баланс органов местного самоуправления стал повсеместным. Передавались и инженерные сооружения - котельные, водозаборы, тепло- и водосети. В каком состоянии? Уже в восьмидесятые годы, когда у предприятий не хватало денег, они перестали вкладывать их в капитальный и текущий ремонт коммунальных объектов. Понятно, что десятилетие "недоремонтов" не могло не сказаться на физическом состоянии жилья и объектов инженерной инфраструктуры. Все обветшало. Вдобавок был приостановлен рост тарифов в этой сфере, стоимость услуг ЖКХ отставала от рыночных условий. Люди привыкли считать это подарком от государства. Но государство оказалось не в состоянии вкладывать деньги в ремонт. Получалось, и безтого ветхие жилье, сети и прочее ветшали еще больше. Они уже несли угрозу жизни. В 1996 г. заговорили о необходимости продолжать преобразования. Тогда уже модно было сравнивать себя с Западом. Простое сравнение показало: в нашей стране люди потребляют значительно больше ресурсов - тепла, воды и т.д., - чем на Западе. Но там живут лучше, у нас - хуже! Значит, наши ресурсы используются менее эффективно. Направление реформы - повысить эффективность и приблизиться к западному качеству. Для этого необходимо бюджет государства разгрузить от текущих затрат на содержание жилья.

В девяностые годы население несло бремя затрат на содержание ЖКХ примерно на 18-20%. Остальные 80-82% должно было нести государство. Оно этих средств не выделяло. Государство было в состоянии добавить к тем 20%, что платили мы, еще процентов 30. И получалось, что на эксплуатацию жилья отпускалась лишь половина необходимого. Подчеркну: это только на содержание ЖКХ, без ремонтов. На ремонты вообще ничего не выделялось. Как поступали жилищно-эксплуатационные организации? Получая копейки и видя, что жилье разваливается, они вынуждены были пускать выделенные деньги на латание дыр. На эксплуатацию в результате не оставалось почти ничего. О тех давних временах, когда каждый месяц в каждую квартиру с журналом приходил мастер и записывал заявки, осталось вспоминать с ностальгией.

Чтобы все восстановить, необходимы две вещи: вернуть финансовый поток в свое русло, чтобы деньги шли на эксплуатацию, и модернизировать жилой фонд. Вполне естественно, если ежедневную заботу о состоянии фондов станет оплачивать потребитель, а деньги на модернизацию выделит государство.

- Такая концепция и послужила сигналом к изменению структуры оплаты услуг ЖКХ?

- Да. Пришлось прибегнуть к изменению уровня оплаты. В некоторых регионах уровень менялся плавно - не так, как у нас в крае. У нас в силу всем известных обстоятельств эта тема стала политической. Уровень был заморожен. Сегодня, когда правительство денег нам не отпускает, а в бюджете края их просто нет, мы вынуждены были пойти на непопулярную меру - увеличение доли потребителя в оплате услуг ЖКХ. При этом, по нашим расчетам, при росте оплаты 46% населения должно будет получать государственные субсидии. В первом полугодии их получили 25,4% населения. То есть каждый четвертый житель Красноярского края получил помощь из бюджета края по оплате жилья и коммунальных услуг. Выйдя на 90% оплаты за счет потребителя, добавив 10% из бюджета края, мы, по расчетам, в 2003 г. впервые наконец-то можем реально наполнить деньгами жилищно-коммунальную отрасль в крае.

- А вам не кажется, что при гаком большом количестве льготников бюджет понесет еще большую нагрузку! Ведь не секрет, что во многих частных фирмах зарплата выдается "черным налом", официально она - мизерная. Выходит, субсидии получают и те, кто мог бы, кажется, оплачивать услуги ЖКХ сполна...

- Когда мы просчитывали бюджет, пришли к выводу: если бы мы сохранили уровень оплаты на прежних 40%, при этом, почти не выплачивая субсидий - в прошлом году, кстати, только 3% населения получило субсидии, - нагрузка на бюджет была бы неизмеримо больше, чем теперь. Нынче те 54%, что заплатят сполна, бюджет разгрузят. Получается, что дотация 10% плюс субсидии в совокупности все равно втрое меньше, чем прежняя нагрузка на бюджет.

- Выходит, денег в целом в "кошельке" ЖКХ стало больше. Где же реальная отдана! Если человек платит 90% за услуги, он вправе рассчитывать на изменение качества.

Справедливо. Но вот что вышло на практике. Любое повышение цены воспринимается болезненно. В прошлом году по краю порядка 90% населения добросовестно оплачивало услуги ЖКХ (опережая общероссийский показатель), в первом полугодии этого - 86%, а первый квартал был вообще провальным. Это первая причина того, что финансирование отрасли до сих пор все же не стопроцентное. Вторая - бюджеты многих территорий не рассчитались со своими собственными ЖКХ. Недодали денег по 10-процентной доплате, по субсидиям. Это привело к тому, что "кошельки", как вы выразились, территориальных ЖКХ оказались неполными. А главное - намеченный объем работ не был выполнен. Хотя многие территории впервые создали свои планы по ремонтам, замене инженерных коммуникаций, причем планы эти были обнародованы. Кроме того, из-за недофинансирования во многих местах произошла задержка зарплаты персоналу ЖКХ.

- Совещание в Дивногорске 29 июля было собрано по этой причине!

- Губернатор решил посмотреть на проблему изнутри. За многие годы моей работы в ЖКХ это единственный пример такой полномасштабной встречи. Были приглашены руководители предприятий ЖКХ, профсоюзные лидеры. Предыдущие 20 лет такого точно не было. Зубов проводил что-то подобное, но для более узкого круга. Беседа продолжалась более трех часов.

- Встреча как-то скорректировала представления губернатора о том, что происходит на самом деле!

- Ну, например, для него стало своего рода откровением, что местные бюджеты задолжали своим коммунальщикам. Как так? Выходит, власти территорий подставляют себя и перед населением, и перед работниками ЖКХ, ждущими зарплаты, и перед краем. И дискредитируют идею реформы.

Названное можно отнести к досадным издержкам. В целом же в 2003 году мы должны создать достаточную финансовую базу, чтобы оправдать надежды людей на повышение качества. В этом году из бюджета края впервые было выделено 236 млн. рублей на модернизацию оборудования в городах и районах края, еще 50 млн. готова выделить Федерация - соответствующее соглашение я по поручению губернатора подписал с Госстроем. Если условия для финансирования будут созданы, дальше я вам гарантирую: рынок ворвется в эту отрасль, как вихрь.

- До сих пор он не ворвался только из-за нехватки денег!

- Ну кто пойдет обслуживать жилье и коммуникации, если работу надо делать полностью, а получать за нее половину? И вот теперь я отвечаю на ваш самый первый вопрос: 2003 год - переходный, сейчас главная забота - создать финансовые условия. А потом начинаем раскручивать механизм создания конкурентной среды в обслуживании жилого фонда.

- Есть уже примеры конкуренции в этой сфере!

- Конечно. Норильск давно наполнил ЖКХ деньгами, вышел на стопроцентную оплату - 90% население плюс 10% бюджет. Теперь там есть частные структуры, которые обслуживают жилье. Красноярск тоже начал готовить конкурсы на передачу жилого фонда в эксплуатацию новым структурам. Ситуация, когда заказчик выбирает исполнителя, давно не нова, скажем, для ТСЖ, или, как их еще называют, кондоминиумов. Но недавно в Северном микрорайоне Красноярска одна из частных фирм взяла на обслуживание несколько муниципальных домов. Есть и другие примеры, когда частные структуры, а не МУПы обслуживают инженерные сети - в Канске, Шарыпове, Минусинске. Сегодня достаточно много людей, готовых заняться бизнесом, в том числе в этой сфере.

Дальше наша задача при составлении - бюджета 2004-го и последующих годов - находить деньги и планировать модернизацию инженерного хозяйства и жилья. Мы и сейчас уже ведем работу в этом направлении. Например, а Красноярске второй год работает кредит Международного банка реконструкции и развития, полученный сроком на 15 лет. Мы начали модернизацию теплосилового хозяйства. В прошлом году работы проведены в поселке Солнечном. По оценкам специалистов, в результате нам удастся экономить около 900 тысяч рублей ежегодно. Конечный результат работ, проводимых за счет выделенного кредита, - стоимость тепла для населения должна сократиться. Сейчас мы пытаемся найти деньги на модернизацию водопроводного хозяйства в Красноярске и крае, на решение проблемы ресурсосбережения. Главное - деньги, вложенные в технологии ресурсосбережения, окупаются быстро, максимальный срок - три года. На встрече 29 июля губернатор выразил готовность поддерживать любые проекты, связанные с ресурсосбережением. И дал прямое поручение при подготовке бюджета 2004 г. учесть имеющиеся предложения.

- К теме ресурсосбережения прямое отношение имеет установка счетчиков. Почему этот процесс тормозится!

- Он не тормозится. Чтобы правильно организовать учет, для начала надо ставить общедомовой счетчик. Он отсечет дом от поставщика ресурса. Но удовольствие дорогое. По теплосчетчикам, например, только для Красноярска это выливается примерно в полтора миллиарда рублей. Для одного дома он обойдется в 150 тысяч. Но сам такой счетчик экономии не дает, он просто позволит реально определить количество тепла на конкретный дом. Чтобы человек мог видеть, сколько потребляет он лично, счетчик должен стоять в квартире. С этого мы и начали. В новых домах квартирные счетчики холодной и горячей воды устанавливаются в обязательном порядке, дом без них не принимается вне зависимости от того, муниципальное это жилье или частная застройка. В Красноярске принята программа по-квартирной установки счетчиков. Малоимущим их поставят за счет бюджета. Вообще стоимость такого прибора 15-20 тысяч. Тогда жители смогут платить за реальные расходы.

Есть предложения и по учету тепла. В Железногорс-ке действует пилотный проект. Суть в том, что на каждый прибор отопления в квартире устанавливается маленький счетчик. Задача власти - создать условия, чтобы у людей, которые хотят установить у себя счетчики воды и тепла, были для этого возможности. Чтобы я мог пойти в магазин и купить. Обкатав схему на краевом центре, мы ее будем транслировать на весь край.

- Распространенное мнение: ЖКХ - одна из самых непрозрачных сфер в части расходования финансов. Что меняется?

- Надо разделять. В чистом виде услуга ЖКХ, которую мы оплачиваем, - содержание нашего дома. Деньги за это - пять-шесть процентов от общей оплаты. Остальное - тепло, горячая и холодная вода, вывоз твердых бытовых отходов, лифт, деньги за все это со счетов ЖКХ транзитом уходят поставщику ресурса. Когда мы говорим о стопроцентном финансовом наполнении ЖКХ, имеем в виду первую часть. Что касается второй части, там доля средств расходуется на модернизацию, а не только непосредственно на поставку ресурса. Это надо понимать. Действительно, наверное, на уровне местного самоуправления информация о том, как делятся деньги, звучит неполно.

- В российских традициях в случае неудачи назначать виновных. Нет у вас опасения, что, если вдруг реформа ЖКХ в крае забуксует, виновным назначат вас*

- В определенной степени такое опасение живет, конечно. Я очень близко переживаю неудачи. Вот сейчас есть все условия для реализации реформы, а на территориях не все в порядке. Но потому я и стараюсь постоянно быть в курсе и вмешиваться, если надо. Так что есть опасение - но есть и надежда, что все получится.

"Ускользающая красота".

("Комок", 05.08.03, Мария Соколова)

"Красота любой административной машины не служит решительно ничему - это красота в чистом виде", - говаривал знаменитый театральный критик Жорж Элгози, автор множества афоризмов. Его слова невольно вспоминаются при попытках разобраться, что же у нас происходит с реформой местного самоуправления.

А происходит следующее. В конце прошлого года в Государственную думу президент внес проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этому предшествовала длительная работа комиссии под руководством заместителя руководителя президентской администрации Дмитрия Козака. Цель реформы местного самоуправления: уменьшить размеры муниципальных образований, приблизить власть к народу. То есть создать во всех населенных пунктах с населением от пяти тысяч человек органы местного самоуправления, увеличить число депутатов местного совета, чтобы лучше контролировали власть, провести везде выборы, четко разграничить полномочия и ответственность, чтобы было ясно, за что отвечает губернатор, глава района, мэр города или сельский староста. Звучит прекрасно.

Все эти реформы предполагалось запустить с 1 января 2005 года, а работу по образованию новых поселений провести в течение 2004 года. В течение этого срока должны были пройти и выборы в новых муниципалитетах. На самом деле ключевым вопросом этой реформы является финансовая независимость муниципалитетов. Они должны иметь столько денег, сколько им необходимо для осуществления их полномочий, а для этого необходимы серьезные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. И, принимая в конце февраля этого года закон в первом чтении, депутаты особо оговорили, что дальнейшее рассмотрение закона возможно после внесения правительством соответствующих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Но ни к 1 апреля, ни к 1 июня правительство своих поправок к этим кодексам в Думу не внесло, Депутаты фракции "Союз правых сил" внесли свои поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам в виде отдельного законопроекта. Эти поправки позволяют заложить основы финансовой самостоятельности муниципалитетов.

А к закону о местном самоуправлении после первого чтения поступило около шести (!) тысяч поправок от депутатов разных фракций, что наводит на некоторые размышления: либо закон плох, и его просто надо переписать, либо он хорош, но его пытаются изменить до неузнаваемости. Первоначальная концепция и закон, принятый во втором чтении, - это небо и земля. Дискуссия была длительной и жесткой, но единственное, чего удалось добиться, в том числе и первому заместителю председателя фракции СПС Борису Надеждину, - это принятие поправки о переносах срока начала реформы на один год.

Никаких изменений, касающихся финансового обеспечения муниципалитетов, не произошло. Нет и не предвидится никаких гарантий финансовой самостоятельности, кроме оговоренных в законе 20% финансирования из собственных источников. А где взять остальные 80%? Идти с протянутой рукой к губернатору?

К чему же приводит такая реформа? Резко вырастает количество муниципальных образований, но оборотной стороной дробления является резкий рост количества муниципальных служащих. Общее их количество (не врачей и учителей, а конторских работников) вырастает примерно в два раза, с 500 тысяч до 1200-1300 тысяч, а суммарные затраты муниципалитетов по статье "Государственное управление" вырастают с 50 миллиардов рублей в год до 10С-150 миллиардов, что сопоставимо с суммарными затратами муниципалитетов на здравоохранение, образование и ЖКХ.

- Это проект создания огромного количества рабочих мест в чиновничьей структуре, не говоря уже о том, что количество депутатов местных советов в некоторых регионах вырастает в десятки раз. Бюрократия растет, а возможности контроля со стороны представительной власти резко уменьшаются, так как в законе есть запрет на профессиональную работу депутатов (кроме председателя совета), - считает Борис Надеждин. - А дальше все это превращается в советскую власть: раз в год депутаты собираются на свою сессию, дружно голосуют "за" и расходятся по домам, потому что у них нет реальной возможности вникнуть в суть проблем.

Депутаты фракции "Союз правых сил" получили огромное число писем из регионов, где руководители исполнительных и представительных органов власти провели анализ возможных последствий принятия закона в таком виде. Вот только несколько примеров. В Республике Марий Эл численность муниципальных служащих увеличивается на 1960 человек, расходы вырастут в 2,2 раза, в Брянской области - количество муниципальных служащих увеличится в 5-6 раз, во Владимирской области - с 2570 человек до 5200 человек, в Новгородской области расходы на содержание нового аппарата составят до 5% консолидированного бюджета. Вывод, сделанный в регионах: создается громоздкий аппарат органов местного самоуправления, что обострит проблему кадров/и проблему низкой эффективности органов МСУ. Резко возрастут бюджетные расходы на содержание этих органов. Это даже не инкубатор бюрократии, а бесконтрольное размножение, как в чашке Петри. А ведь в стране кадровый кризис - так сказал президент в ежегодном послании Федеральному собранию, и у нас нет оснований ему не доверять. Так для кого же создается огромное количество таких своеобразных рабочих мест? Остается только догадываться. Может быть, для отставных военных?

Но никаких изменений пока не предвидится. Лишь в конце июня в Государственную думу поступило письмо за подписью председателя правительства М. Касьянова о том, какими, с точки зрения правительства, могли бы стать поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам.

Проиграв по срокам начала реформы, Кремль перешел в контратаку. Осенью будет предпринята попытка вернуть закон во второе чтение, чего допускать ни в коем случае нельзя. Почему? Не спрашивайте сороконожку, куда идет ее 25-я нога, когда 5-я идет вперед, - бедняжка так глубоко задумается, что вовсе не сможет сдвинуться с места. Нельзя одновременно проводить реформы ЖКХ, налоговую, земельную, образования и одновременно реформировать структуры, призванные довести эти реформы до каждого из нас. На период, пока местные начальники будут пересаживаться из кресла в кресло, набирать сотрудников, делить полномочия, служебные автомобили и канцелярские скрепки, коматозное состояние всей системе обеспечено.

Закон был "продавлен" усилиями центристских фракций (что неудивительно - это партия начальства) и ЛДПР. СПС же жестко выступал против закона и намерен впредь это делать.

- Принятие закона об общих принципах местного самоуправления и вступление его в силу означает разрушение сложившейся системы, резкое увеличение числа чиновников и бюрократов, законодательное закрепление нищеты органов местного самоуправления и в целом выстраивание вертикали "управляемой демократии". Вот позиция СПС, - заявил Борис Надеждин.

...Первоначальная концепция реформирования местного самоуправления была хороша и даже красива, но красота эта ничему не послужила и оказалась бесполезной.

"Вот как все обернулось".

("Комок", 05.08.03)

Главный налоговый полицейский Анатолий Самков стал заложником путинского эксперимента по борьбе а наркотиками. Он пошел "на повышение", возглавив самое большое за Уралом региональное управление Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Генерал Самков никогда не был скандальной фигурой и не ассоциировался ни с каким криминально-политическим кланом Красноярского края. Заслуженно поднимаясь по служебной лестнице, Анатолий Петрович не стремился к публичности. Хотя после перестройки многие его коллеги не погнушались сделать себе прибавочную политическую карьеру. Даже будучи избранным в депутаты Красноярского горсовета в 1990 году, Самков оставался трудягой своего департамента. Возможно, депутатство было очередным чекистским заданием. Тем не менее, находясь при ответственной должности, трудно не испачкаться о какой-нибудь локальный скандал. Первый раз Петровича мазнули в 2000 году. УБОП возбудило уголовное дело № 7059080. Якобы номер мобильного телефона Самкова и еще четырех известных в крае людей был засвечен в сомнительных переговорах но делу о торговле наркотиками. Потом дело закрыли, объяснив досадный казус тем, что при проведении мероприятий произошла техническая ошибка. Бред, конечно, но неприятно. Самков и не со своего телефона, тогда кто и откуда? И не является ли этот прецедент своеобразным крючком, миной, которая может сработать при определенных обстоятельствах?

Второй раз он оказался в неловкой ситуации непосредственно при вступлении в должность главного "по обороту наркотиков". На пресс-конференции ему пришлось оправдываться за то, что назначили его, а не начальника управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД края Николая Хамского. Дескать, дело на Хамского было заведено задолго до создания президентом новой структуры, И вовсе не для того, чтобы расчистить дорогу к новой должности.

Как бы там ни было, а новая контора под руководством Самкова, укомплектованная опытными кадрами, спецназом и т.п., обещает быть весьма могущественной.

"Судьба референдума зависит от "постановки" вопроса".

("Известия-Красноярск", 05.08.03, Ольга Короткевич)

Вчера на заседании Краевой избирательной комиссии единогласно было принято решение о направлении ходатайства инициативной группы красноярских коммунистов по вопросу проведения краевого референдума о своевременности краевой реформы ЖКХ в Законодательное Собрание. Буквально вопрос коммунистов формулируется так:

"Согласны ли Вы с тем, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни и приводит к падению ее уровня?". Теперь, в течение 20 дней, депутаты должны собраться на заседание и решить, соответствует ли вопрос референдума федеральному и краевому законодательству. Если Законодательное собрание вынесет постановление о несоответствии вопроса референдума, тогда Крайизбирком откажет инициативной группе в регистрации. Если же парламентарии примут решение одобрить постановку вопроса, инициативная группа будет зарегистрирована КИК и получит возможность начать собирать подписи в поддержку проведения референдума. Когда подписи будут собраны - Заксобрание назначит дату его проведения.

"В избирком поступили образца бюллетеней для выборов депутатов Госдумы".

("Известия-Красноярск", 05.08.03)

В избирательную комиссию Красноярского края поступили образцы бюллетеней, с помощью которых жители края будут выбирать депутат тов Государственной Думы. Новые выборные документы будут цветными. По словам председателя крайизбиркома Константина Бочарова, бюллетень для голосования по одномандатным округам выполнен в оранжевых тонах, а по федеральным округам - в зеленых. Кроме того, выборные документы имеют несколько степеней зашиты.

"Референдум - дело долгое".

("Городские новости", 05.08.03)

Вчера члены краевой избирательной комиссии направили ходатайство по вопросу проведения краевого референдума "Согласны ли вы с тем, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни и приводит к падению ее уровня?" в Законодательное собрание края.

В течение 20 дней депутаты должны собрать заседание сессии и решить, соответствует ли - вопрос референдума федеральному и краевому законодательствам. Кроме того, не позднее чем через 5 дней парламентарии должны направить все необходимые документы в Государственную думу, Совет Федерации, Центральную избирательную комиссию, а также Президенту РФ.

Если Законодательное собрание вынесет постановление о несоответствии вопроса референдума, крайизбирком откажет инициативной группе в регистрации. Если же будет принято решение одобрить постановку вопроса, инициативная группа будет зарегистрирована и получит возможность начать собирать подписи в поддержку проведения референдума.

"Камо грядеши?".

("Известия-Красноярск", 05.08.03, Юлия Смоляк)

Молодые люди, многие уже сейчас всерьез занимающиеся государственной деятельностью, съехались на семинар, который проводился Международным республиканским институтом совместно с общероссийской общественной организацией "Молодежное единство". Собственно, семинар был посвящен технологиям проведения предвыборной кампании, однако на встрече с членом Совета Федерации Федерального собрания РФ Вячеславом Новиковым, которую устроила партия "Единая Россия", границы определенной темы были отодвинуты - речь шла о расстановке сил на политическом поле страны, о рейтингах партий, о настроениях электората. И тогда возник закономерный вопрос: зачем молодежь идет в политику?

Если посмотреть, какие вопросы решаются комитетами по делам молодежи и насколько результативно они решаются, то можно сделать вывод, что россияне в возрасте до 25-30 лет - наименее проблемная часть населения страны. "Власть занимается самыми уязвимыми - пенсионерами, инвалидами, бюджетниками. Традиционно подразумевается, что молодые, сильные и здоровые - сами выкрутятся", - говорит Вячеслав Новиков. Отчасти поэтому все попытки проводить систематизированную молодежную политику в нашей стране оборачиваются созданием разрозненных законопроектов, которые в целом картину не меняют. У нас не продуманы, к примеру, специальные налоговые режимы для молодых организаций и предприятий.

Новиков считает, что "главная проблема - в том, что у нас нет гражданского общества". Проще говоря, полноценных общественных институтов, которые готовы взаимодействовать с властью. Применительно к молодежи это означает, что молодежи-то как таковой в стране нет - она не представляет собой силу, с которой власть вынуждена, будет искать общий язык.

Один из участников семинара, Георгий Черников, лидер молодежи Тувы, сказал: "Достучаться до власти со своими проектами невероятно трудно - всерьез не воспринимают. Забывают, что, как сказал кто-то мудрый, "ум - не в морщинах, а в извилинах". Чтобы чего-то добиться, нужна организация с четкой иерархией, структурой и - с идеями. Такая, как "Единая Россия".

Настал момент, когда решается, будет ли в нашей стране адекватное отношение к молодым политикам - к "смене", как когда-то принято было говорить. По словам Новикова, "путь к диалогу - это демонстрация амбиций". Впрочем, в нормальной, здоровой амбициозности "единороссам" отказать нельзя: в этой партии уже поняли такую простую вещь, что "игру надо брать на себя".

- Зачем существуют партии? Механизм простой: люди начинают осознавать свои корпоративные интересы, начинают ощущать себя ~ силой. Это необходимый шаг в становлении демократии и гражданского общества, - говорит Вячеслав Александрович. - И в результате человек, который видит в программе партии отражение своих взглядов и стремлений, идет на выборы. Ему это уже интересно. А, как известно, плохую власть выбирают люди, которые не ходят на выборы.

Надо заметить, что ситуация с предвыборными настроениями в Красноярском крае оставляет желать лучшего. Около двух недель назад в регионе прошел опрос населения с целью выявить отношение к грядущей избирательной кампании. Результаты шокируют: 55% опрошенных затруднились назвать хотя бы одну партию, которая будет в кампании участвовать. 51% не могут даже предположить, кто станет победителем. В четыре раза увеличилось количество тех, кто намерен голосовать против всех. Это очень тревожный фактор: электорат, похоже, вообще не уверен, что будет участвовать в выборах.

"Одно бесспорно радует, - говорит сенатор, - рейтинг показывает, что отношение населения к "Единой России" по-прежнему положительно: за нее 26% населения. Это самый высокий показатель. На втором месте коммунисты, но у них гораздо меньше - 15%".

Вообще, "Единая Россия" уже давно завоевала себе позиции в умах и сердцах россиян. И знаменательно то, что к этой партии тянется молодежь. Существует шкала возрастных предпочтений, показывающая, что "Единую Россию" выбирают 35% людей в возрасте от 18 до 24 лет, 28% - в возрасте от 25 до 44 лет и 24% -от 45 до 54 лет. Для сравнения, идеями коммунизма увлечены лишь 6% молодых. Все это дает надежду, что ситуация с молодежью в стране выправится, ведь, судя по программе партии "Единая Россия" и настроениям ее членов, молодежь уже готова к большой политике.

Мнение:

Вера Оськина, заместитель секретаря политсовета КРО партии "Единая Россия":

- "Сегодня перед партией стоит задача - определить социально-активных молодых людей, которые бы взяли на себя ответственность по проведению молодежных мероприятий. Кроме того, интересны те люди, которые инициативны, но не ждут денег под проведение мероприятий. Речь идет о делах, может быть, незаметных, но конкретных и нужных". "Можно помочь ветеранам - вскопать огород, помочь выкопать урожай", - отметила Вера Оськина. Этими шагами партия возрождает традиции, возвращает нравственные ценности. Проведение семинара на Красноярской земле депутат считает большой удачей. "После этого соберем своих, и проведем семинар по формированию молодежных организаций, и будем выбирать лидеров".

"Молодежь Сибири в "большой политике".

("Сегодняшняя газета", 05.08.03)

В Красноярске состоялся трехдневный семинар общероссийской общественной организации "Молодежное Единство". В город на Енисее съехались члены молодежных организаций со всего Сибирского федерального округа - около 40 человек из 16 регионов.

На встрече с молодежным активом побывали заместитель секретаря Политсовета Красноярского регионального отделения партии "Единая Россия" Вера Оськина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вячеслав Новиков. По словам ответственного за семинар руководителя регионального отдела ЦИК Молодежного "Единства" Андрея Карпова, на семинаре были рассмотрены общие вопросы организации и технологии проведения избирательных кампаний.

Комментируя ход семинара, Вера Оськина заявила, что "сегодня перед партией стоит задача - определить социально-активных молодых людей, которые бы взяли на себя ответственность по проведению молодежных мероприятий. Кроме того, интересны те люди, которые инициативны, но не ждут денег под проведение мероприятий. Речь идет о делах, может быть, незаметных, но конкретных и нужных". "Можно помочь ветеранам - вскопать огород, убрать урожай", - отметила Вера Оськина. Этими шагами партия возрождает традиции, возвращает нравственные ценности. Проведение семинара на красноярской земле депутат считает большой удачей. "В ближайшее время проведем такой же семинар на краевом уровне, в ходе которого обсудим вопросы формирования местных молодежных организаций", - поделилась планами на будущее Вера Оськина.

"Чертики из табакерок скоро повыскакивают и назовут себя героями".

("Комок",05.08.03, Сергей Бурлаку)

До выборов в Госдуму больше четырех месяцев, а всевозможные жиро-хакамады, зюго-харитоновы, "стригущие вместе" и прочие сиамские близнецы уже начали избирательную кампанию. Правда, называется это по-другому - "повседневной партийной работой", так как официальный старт массовой драке за думские кресла еще не дан.

Если сейчас повесить на улице откровенный плакат "Голосуйте за партию "Истинные патриоты России"!" (вы будете смеяться, но такая зарегистрирована Минюстом), то лидера этих самых патриотов могут привлечь к суду. Нет, голосовать за себя, вот так, в лоб, пока никто не призывает. Они действуют иначе. ЛДПР напоминает о себе, например, плакатами на улицах Красноярска, где мудрый сын юриста устало смотрит вам прямо в глаза и говорит: "Мы за бедных. Мы за русских". Надо так понимать, что если я, допустим, русский, но имею машину, дачу и 500 долларов в чулке, или бедный, но якут, мне от ЛДПР защиты и помощи не дождаться? Поджарая Хакамада шустро ездит по регионам, раздает интервью, рекомендует всем стать богатыми, а местная пресса (за деньги или просто так), охотно освещает партийные мероприятия. "Народная партия" размещает на страницах одной центральной газеты платные статьи о "народных героях", которых она находит среди простых граждан. Скромные герои тушат пожары, переводят старушек через дорогу или надаивают по 100 кг яиц от одной несчастной курицы.

Про "Единую Россию" и говорить нечего. Грызлов со своей пиар-акцией "Чистые руки" уже настолько всех достал, что иногда ночью просыпаешься в холодном поту и начинаешь судорожно себя ощупывать: "А не оборотень ли я?"

И пусть реальных, полезных дел ни за одной партией не числится, зато колокольчики с бубенчиками гремят вовсю. Поэтому имена дюжины непотопляемых политических монстров всегда на слуху. Зюганов, Явлинский, Хакамада, Немцов, Жириновский, Глазьев, Харитонов, Райков, Лукин...

Но ведь в Госдуме их будет не двенадцать и не сорок, а почти три сотни. Кто же остальные? Их дадут регионы. В том числе и наш край. Как всегда, в бюллетенях, которые нам, простым избирателям, вручат на участках, будет десятка полтора партий и по пять-шесть, а то и десять одномандатников на каждый округ. Надо полагать, давно известные, хорошо всем знакомые, уважаемые люди, иначе ведь и быть не может, не голосовать же за кота в мешке?

Ага, сейчас! Известных будет от силы пяток. Кого вы знаете из местных политиков? Сафонова, Кпешко, Кармазина, Усс... Вспоминать остальных - значит напрягаться. Да и эти пришли на ум опять же не благодаря полезным делам (против реформы ЖКХ боролись-боролись, но больше тысячи за квартиру давно платим), а потому что на экранах чаще мелькают.

Остальные выскочат в конце сентября, как чертики из табакерок. Со всех заборов и столбов станут глядеть на нас честные, неподкупные, умные и суровые лица. А мы будем чесать затылки: откуда вы свалились так внезапно на нашу голову - хорошие, правильные, пусть даже кто-то и с бандитской мордой? Зато на каждом челе - неизбывная боль за судьбы родного края, за разрушенные заводы, за слезу каждого беспризорного ребенка, за униженного ветерана, за наши разграбляемые недра. Как будто разграблять их начали аккурат во второй половине сентября 2003 года. Где вы были хотя бы за полгода до выборов, местные лидеры всех этих яблок, груш, единых россий, патриотических фронтов, либеральных и демократических партий, духовных наследий и пр.? Почему мы сейчас, сегодня, не знаем вас ни в лицо, ни по именам? Надеетесь проскочить по спискам за спиной вышеупомянутых монстров? Ну-ну...

А какие замечательные слоганы украсят стены домов и автобусные остановки! "Зарплату учителю, деньги врачу, я Сидорчук, в Думу хочу!", "Защитит леса и недра Дон Сервантес Сааведра", "Наркотикам - нет, преступности - нет, каждому малому дам лисапет!", "Хочешь счастья, как неба, большого? Выбирай, сибиряк, своего, не чужого!" (Кому надо - заказывайте, за деньги и не такое могу сочинить.) Останется только подойти к забору и, глядя портрету в неподкупные глаза, спросить: "Что ж ты, мил человек, так поздно проснулся? Почему год, два... пять лет назад не рвал глотку, призывая возродить родной край? Ты же, как написано в биографии, наш, местный. Что ж тебя не видно и не слышно было? Или ты вел подпольную работу, а сейчас решил легализоваться? Ах, так ты тоже из разведчиков будешь? А на какую разведку работал?.."

Кто-то мне возразит, что раньше было нельзя, предвыборная агитация разрешена мол, в строго отведенные законом сроки... А зачем агитация, да еще предвыборная? Надо было просто работать каждый день, принимая нужные народу законы и решения|, а не обещать электорату золотые горы и "лисапеты", когда голоса понадобились.

Впрочем, все становится понятно, если вопрос чертиков из табакерок рассматривать не в политической, а в гинекологической плоскости. Объясняю. Земля красноярская сейчас беременна. Беременна своими героями. Они сидят там, где им положено, и не шевелятся, чтоб у мамы не случился выкидыш. А роды по всем медицинским показаниям ожидаются во второй половине сентября. Причем массовые и бурные. Так что мой руки, электорат, готовь чистые пеленки, горячую воду и принимай новорожденных героев. Ничего, что кто-то родится кривоногий или с одним ухом. Лишь бы глаза были.

"Открытие нового завода".

("Сегодняшняя газета", 05.08.03, Марта Иванова)

Красноярский край все доперестроечные годы считался (и не без оснований) крупным центром стройиндустрии. Огромный сырьевой потенциал территории стал базой для развития тяжелой и оборонной промышленностей. Создание в ускоренном темпе производственных мощностей послужило толчком для развития всего строительного комплекса.

Комбинаты индустриально-строительных конструкций, комбинат железобетонных и металлических конструкций, завод строительных конструкций и т.д., и т.п. Весь этот громадный комплекс служил одной цели: строительству промышленных гигантов. Служил честно, верой и правдой, и по сей день приезжающих в Красноярск буквально потрясает количество предприятий, стоящих, что называется, "забор к забору" Как и положено, на фоне великих строек каждой из пятилеток, гражданские объекты уходили на второй план, как, впрочем, и база для их строительства Мощности домостроительных комбинатов не шли ни в какое сравнение с потенциалом предприятий промышленного строительства.

В последние годы ситуация на строительном рынке стала зеркальным отражением доперестроечных лет. Конечно, сегодняшние масштабы возведения жилья в разы уступают доперестроечным, но, по сравнению с объемами промышленного строительства (которое почти не ведется), объемы жилищного выглядят весьма солидными. Только за прошлый год в эксплуатацию введено около тысячи зданий и сооружений гражданского назначения. Тенденция, на первый взгляд, исключительно привлекательная, однако есть в ней подводные камни. Наличие большого количества строительных площадок, немалого количества завершенных строек вовсе не означает, что потребности населения удовлетворяются И вовсе не потому, что жилищная проблема у нас настолько запущенная, что, сколько ни строй, все будет мало И не потому, что жилищная проблема решена- наоборот, муниципальные очереди на жилье меньше не становятся, по-прежнему исчисляются тысячами нуждающихся Дело в другом - в платежеспособности населения.

Отряхнув с ног прах плановой и при этом дефицитной экономики, регламентировавшей все до мелочей, вплоть до цвета стен в неказистых подъездах панельных "хрущевок", почувствовав воздух свободы, застройщики пустились во все тяжкие, признав за единственно необходимый строительный материал кирпич, и чем больше, тем лучше' с "рюшечками", "бантиками" и башенками. Последствия не заставили себя ждать, кирпичное строительство дело долгое, удовольствие дорогое, а массовый (именно массовый, то есть всегда нуждавшийся в жилье по причине низкого уровня жизни и отсутствия блата) потребитель оказался финансово не готовым оплачивать полет творческой мысли строителей. Список способных потратить очень большие деньги на квартиру получился весьма ограниченным. Промежуточный итог к сегодняшнему дню: у многих строительных фирм, увлекшихся возведением дорогого жилья, возникли проблемы с реализацией готовых квартир.

Отсутствие новоселов в новых (действительно красивых, современных, отлично отделанных и оснащенных) домах сейчас вовсе не редкость. Незаселенные квартиры - это не полученные строителями доходы, нехватка оборотных средств; следовательно, начатые в горячке новые объекты в том же стиле и по такой же "неслабой" цене - это заведомый долгострой. Чем дольше строится объект, тем выше его себестоимость. Далее - по кругу. Разорвать этот круг можно, вернувшись к системе именно массовой застройки, т.е. к крупнопанельному домостроению (разумеется, не отказываясь от кирпичного).

И не надо скептически морщить нос! Современное крупнопанельное домостроение - это не страшилки - "хрущевки". Отделанные современными материалами, утепленные по последнему слову строительных технологий, элегантно спроектированные, с полным набором современных "наворотов" подземными гаражами, домофонами и проч. дома из сборного железобетона могут быть и привлекательными, и удобными. А главное - более доступными по цене! Но это только в том случае, если их строительство будет вестись массово, быстрыми темпами.

В последние годы даже это было проблематично: в Красноярске остро не хватало мощностей по производству сборных железобетонных конструкций для домостроения. Основной поставщик этого строительного материала, Коркинский завод крупнопанельного домостроения, в 2001 году остановился. Дефицит сказался сразу: для большей части нуждающихся в жилье, главным образом бюджетников, молодежи, и в панельных домах квартиры стали недосягаемыми. Адекватно отреагировал на ситуацию и вторичный рынок жилья. В итоге парадокс: в Красноярске строится немало, а жить многим семьям негде.

Реальным выходом из кризиса может стать восстановление производства на крупнейшем в крае Коркинском заводе крупнопанельного домостроения. Именно такую задачу поставило перед собой 000 "Стройтехника", взявшее на себя управление предприятием и его восстановление. Всего за пять месяцев завод был приведен в порядок, восстановлено оборудование, а в отдельных цехах серьезно обновлено; сформирован костяк коллектива (сюда по первому зову пришли те, кто работал на предприятии долгие годы вплоть до его остановки, кто отлаживал производственный процесс 40 с лишним лет назад, в год первого пуска завода). Сейчас к работе готовы все цеха, есть сырье, появились заказчики, хотя до официального открытия осталось еще больше недели.

По словам директора 000 "Стройтехника" Анатолия Бурого, уже к концу года завод выйдет на полную мощность и будет способен выпускать до 100 тысяч квадратных метров жилья в год. Если учесть, что всего за прошлый год было сдано в эксплуатацию немногим больше 450 тысяч квадратных метров жилья в целом по краю, то для Красноярска прибавка такого объема может оказаться настоящим прорывом в жилищном строительстве.

"Изгнание из рая "экономическими" методами".

("Красноярский рабочий", 05.08.03, Юрий Чувашев)

Кино было интересное. Про Дикий Запад, то есть про ЗАО "Владимирское". Во всю луженую мощь голосила сирена. То и дело кого-то, сопя, вытаскивали за руки из густой людской свалки возле крыльца здания. А сразу вслед за этим после ощутимого тычка в бок из кадра вываливался еще один безымянный участник "массовки". Над "съемочной площадкой" стоял густой мат, время от времени перемежаемый истошными криками "Врач приехал!" или "Судебный пристав, тебя самого судить надо!" На что пристав оный невозмутимо, ибо при исполнении, парировал: "А ты власти не подчиняешься!" Кинопоказ этот для ограниченного журналистского контингента имел место 1 августа в Союзе товаропроизводителей и предпринимателей края, у Валерия Сергиенко.

Ощущение было полное, что пленку перемотали на несколько лет назад, во времена младорыночного российского капитализма с "чисто конкретным" лицом. Когда, например, некие "бригады" в униформе возле заводоуправления били морды рабочим Ачинского глиноземного комбината, по недомыслию своему не желавшим идти в светлое будущее по пятам за очередной командой "собственников" предприятия. Но годы прошли, и главным следствием уроков рыночной арифметики для края стал переход всех хоть сколько-нибудь привлекательных активов в натруженные руки топ-менеджеров различных финансово-промышленных групп. А точнее, "кассиров" этих ФПГ. Были потом, конечно, локальные скулодробительные операции по повороту финансовых потоков вспять, но в общем и целом ситуация в приватизированных отраслях краевой экономики устаканилась методом ненаучного тыка. Капитализация набирала обороты, и только сельское хозяйство края бесхозно мыкалось на свой собственный лад, без пригляда серьезных людей.

И вот сейчас, когда все в крае, по сути, уже поделено и переделено, настал черед основательно заняться и деревней. Вернее, ею уже занимаются не первый месяц, и очень даже энергично. Президент Путин в Москве еще только совсем недавно сказал, что, мол, ужо вам, стяжатели и корыстолюбцы, не смейте злонамеренно и искусственно банкротить сельхозпредприятия с целью передела собственности. А у нас в крае передел идет уже полным ходом.

Потому-то и ошарашена была на днях нынешняя команда, рулящая "Владимировским", что никак не ожидала такой прыти от своих заклятых соперников, уже полтора года пытающихся подмять лакомую птицефабрику под себя. "Старожилы" вдруг обнаружили, что "варяги", как говорится, "тихим сапом" скупили чуть ли не половину акций этого ЗАО и прицениваются к контрольному пакету. Тут же из "Владимировского" пошли телеграммы президенту Путину, безответные письма губернатору, председателю Заксобрания, прокурору края. Мол, акции скуплены незаконно, акционером хозяйства предводитель "варягов" стал с грубым нарушением законодательства, и вообще до сих пор нет ответа из арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в Иркутске на вопрос о том, кто директор хозяйства настоящий, а кто - липовый. Словом, как афористично выразился юрист "Владимировского" на пресс-конференции, "произошел бандитский захват предприятия с использованием силовых структур государства".

Эмоции потерпевшей стороны понятны и вызывают сочувствие. Вот только хочется спросить каждого из членов наблюдательного совета хозяйства: мил человек, а раньше-то ты о чем думал? Когда неведомые люди со стороны, прописанные, как выяснилось, чуть ли не в каких-то общежитиях, принялись добывать акции ЗАО "Владимировское" через липовые акты дарения? А потом о чем думали, когда новоявленные "акционеры" взялись массово скупать акции хозяйства?

Сейчас "старожилы" каются в собственной наивности и доверчивости, говорят, что излишняя порядочность помешала им экономически бороться с "варягами". Да и денег таких, как у пришлых "акционеров", у них, дескать, все равно не было.

Что дальше? Прежняя управленческая команда (по сути, уже уволенная новым директором) намерена все же бороться, используя методы тех, кто силой пришел на хозяйство. Однако верится в это с трудом. Победителей - по каким бы правилам они ни играли - у нас судить не принято. Проигравшим же остается только делать широкие глаза и намекать на причастность к происходящему одного очень известного бизнесмена, решившего перебросить часть своих капиталов из алюминиевого бизнеса в аграрный.

И вот еще что. Происшедшее во "Владимировском" должно стать хорошим уроком для всех прочих "лакомых" хозяйств. В том же "Назаровском" хорошо прочувствовали всю опасность подобного "наезда" и загодя скупили акции хозяйства у пенсионеров и тех, кто мог бы "подарить" их на сторону. Так что Валерий Исаев правильные выводы сделал. Вот только хватит ли этого для защиты хозяйства?

"Захват с дубинками и слезоточивым газом".

("Сегодняшняя газета", 05.08.03)

Намедни судебные приставы при поддержке группы быстрого реагирования, которая применила дубинки и слезоточивый газ против работников ЗАО "Владимировское", заняли хозяйство. Борьба за него продолжается уже 1,5 года.

Как говорит директор "Владимировского" Виктор Колпаков, все началось еще при Викторе Раздуеве. В свое время нынешний заместитель губернатора края "по селу" Виктор Раздуев возглавлял "Владимировское", затем в течение двух лет стоял во главе Назаровского района. Именно он привел людей, уже скупивших ряд предприятий в районе. В руках этой группировки оказались Филимоновский молочно-консервный комбинат, АОЗТ "Сахаптинское". "После этого, - говорит Виктор Колпаков, - Филимоновский комбинат пришел в состояние банкротства, работникам Сахаптинского на 25% понизили заработную плату".

Так как ЗАО "Владимировское" является организацией закрытого типа, был осуществлен механизм дарения нескольких акции (сейчас эта сделка оспаривается в суде). Став, таким образом, акционером хозяйства, группировка, в которой первые роли играют, по словам Колпакова, Александр Зубакин, директор ОАО "Наза-ровское молоко", Андрей Фиснов, Игорь Жидких, Евгений Семкин, получила возможность скупать акции ЗАО. Таким образом, они сосредоточили в своих руках 50% акций хозяйства, остальные акции остались у прежних акционеров.

В январе 2003 года новая группа акционеров, в нарушение установленных федеральным законом "Об акционерных обществах" норм и устава ЗАО, провела внеочередное собрание. На нем было объявлено о прекращении полномочий Виктора Колпакова и о назначении директором Сергея Ижиченко. Наблюдательный совет "Владимировского" и остальные акционеры обратились с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Ижиченко также обратился в суд с требованием предоставить доступ к рабочему месту. Затем между ним и лицами, действующими на основании доверенности, выданной им же, было подписано мировое соглашение. Причем действующего директора "Владимировского" Виктора Колпакова судья Арбитражного суда Ирина Ермакова к судебному разбирательству не допустила. Это решение было обжаловано в Федеральном Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа в Иркутске.

Не дожидаясь решения суда, межрайонное подразделение Службы судебных приставов Красноярского края возбудило исполнительное производство, в котором до 31 июля требовалось обеспечить доступ Сергея Ижиченко к рабочему месту. Акционеры хозяйства неоднократно обращались в различные властные инстанции с просьбой о помощи и защите от "захватчиков". Были обращения к губернатору, председателю Законодательного Собрания, прокурору края. Безрезультатно.

"Мы удивлены отношением власти к нашим событиям, - говорит Виктор Колпаков. - Я сегодня беседовал с Худых (федеральным инспектором), он не верит. Говорит, "этого не может быть, я владею доподлинной информацией". Влияние Раздуева на район такое, что никто не может сказать правду, как он скажет, так и будет. Мы нигде не можем открыть дверь, сказать правду.

Между тем, в результате действий судебных приставов, несколько женщин получили травмы. Сторонники Ижиченко приступили к наведению в хозяйстве своих порядков. Официально уволены Колпаков и его сторонники. Избит один из членов наблюдательного Совета.

Эти процессы не могут не сказаться на работе хозяйства. Как говорит Виктор Колпаков, на исходе корма. Это при том, что остался всего один месяц для подготовки хозяйства к зиме. Последней надеждой сельчан стали Путин и Драчевский Им были отправлены телеграммы с просьбой о помощи. Люди надеются, что президент, который недавно заявил о недопустимости использования силы при переделе собственности в сельском хозяйстве, обратит внимание на события в Назаровском районе.

ЗАО "Назаровское" может повторить судьбу ЗАО "Владимировское". Так считает депутат Законодательного Собрания Валерий Сергиенко. "Владими-ровское" - не последнее сельскохозяйственное предприятие в крае в списках передела собственности". "Назаровский", - говорит Сергиенко, - это лучшее в нашей стране хозяйство. На нем заработная платы свинарки выше, чем уэлектролиз-ника с КРАЗа". Пока его руководству удается отражать натиск. Но если власть не обратит на процесс борьбы за собственность внимание, не исключено, что "Назаровское" поменяет хозяина Напомним, недавно появилась информация, что к ЗАО "Назаровскому" проявляет интерес Анатолий Быков.