Станислав Тарасов: Баку в клещах между Москвой и Парижем
Провал казанского саммита Медведев - Алиев - Саргсян привел не только к повышенному интересу к карабахскому урегулированию среди аналитического сообщества, но и к заметной активизации действий мировой дипломатии. Причем похоже, что на сей раз она предпримет более решительные действия по отношению к конфликтующим сторонам. Потому что стало очевидно: прежняя дипломатическая технология - Россия ведет посредническую миссию с опорой на разработки Минской группы
Ожидалось, что в ходе встречи в Казани стороны подпишут документ по основным принципам карабахского урегулирования. Однако такого не произошло, и стороны ограничились только совместным абстрактным заявлением. В этом смысле саммит в Казани, как заявлял МИД России, можно считать действительно "рубежным". Напомним в этой связи, что за последние три года
Опытный в переговорах по Карабаху экс-президент Армении
С правовой точки зрения позиция Баку выглядит безупречной, поскольку под этим документом нет его, как и Еревана, подписи. Но это было сделано, несмотря на прежние радужные заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова относительно перспектив подписания в Казани предполагаемой "Дорожной карты". Таким образом, напрашивается однозначный вывод: в самый последний момент перед саммитом в Казани Баку принял решение изменить формат переговоров по карабахскому урегулированию и развалить Минскую группу ОБСЕ. Возможно, именно с этим обстоятельством и связано письмо президента России Дмитрия Медведева конфликтующим сторонам, о чем сообщил в Киеве Серж Саргсян. В его интерпретации, глава России "изложил свое видение карабахского урегулирования". В чем именно оно заключается - остается неизвестным. Однако, как заявил глава МИД Франции
На наш взгляд, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ предпримут попытку ввести переговорный процесс в какую-то более стройную логическую систему: предложат конфликтующим сторонам первоначально подписать пакт о прекращении войны в качестве главного условия продолжения переговорного процесса. Но и на этом направлении могут возникнуть проблемы правового свойства, поскольку не ясно, в каком "объеме" - с Карабахом или без него - будет выступать Армения как субъект международного права. Неслучайно Серж Саргсян озвучил в Киеве идею о том, что "проблема Нагорного Карабаха может быть решена исключительно с помощью предоставления народу НКР права на самоопределение".
В этой связи возникает вопрос о вариантах дальнейших действий Минской группы ОБСЕ.
Первый сценарий: будет предпринята последняя попытка использовать посреднические усилия России для того, чтобы конфликтующие стороны подписали мирное соглашение с учетом "дополнительных предложений".
Второй: в переговорном процессе наступит "французский этап", когда в роли посредника выступит уже президент Франции Николя Саркози. Если исходить из анализа действий французской дипломатии по умиротворению "арабской весны", то от Парижа можно действительно ожидать самых решительных действий.
Третий сценарий: в случае провала и усилий Парижа, Минская группа ОБСЕ выступит с инициативой провести через СБ ООН резолюцию о "принуждении сторон к миру" и в зону соприкосновения конфликтующих сторон будет введен международный миротворческий корпус. Это - сценарий Косово.
Судя по всему, Азербайджан предвидит такой ход событий. Он вернул в повестку дня Генассамблеи ООН два вопроса: "Затянувшиеся конфликты на территории стран
На наш взгляд, запоздалыми выглядят и усилия Азербайджана попытаться решить карабахский конфликт на региональном уровне. Потому, что у Турции практически исчерпан ресурс блокирования процесса ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией. Что касается Ирана, то он может выступить в роли посредника в карабахском урегулировании, если получит, как на днях заявил на пресс-конференции в Баку спикер парламента
В то же время спикер Национального собрания Азербайджана
Еще более абстрактно выглядит и проект создания блока Азербайджан - Грузия - Турция. На наш взгляд, главная проблема Азербайджана в том, что у него изначально не существовало убедительной национальной внешнеполитической концепции. Он шарахался из стороны в сторону - от России на Запад и обратно. При этом одно время активно разыгрывал между ними свою "карту". Но сейчас по проблеме карабахского урегулирования Баку столкнулся с единым противодействием Запада и России, когда осуществление официального декларированного ведущими странами мира принципа сохранения территориальной целостности начинает увязываться с проблемами демократизации режима. Более того, Запад не скрывает, что более реальные возможности в процессе карабахского урегулирования могут предоставить новые политические силы в обеих конфликтующих странах. Поэтому, чем больше и чаще Азербайджан заявляет о мощи своих вооруженных сил, тем решительнее начинают действовать внешние игроки, у которых в регионе Закавказья сконцентрированы свои немалые интересы.
Теперь инициатива, как в карабахском урегулировании, так и в создании региональной системы безопасности находится не в руках Баку и Еревана. У России с Карабахом ничего не получилось. Для нее Азербайджан и Армения - два пальца на одной руке, отрубать которые одинаково больно. Другое дело - Париж. Ему теперь и карты в руки.