Зардушт Ализаде: "После открытия турецкой границы в Армении начнет преобладать прагматичный подход к Карабаху"
Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом-арабистом Зардуштом Ализаде.
ИА REGNUM: В Баку на прошлой неделе состоялся двенадцатый раунд азербайджано-американского диалога по безопасности. О чем это может говорить, если учитывать, что их проведение несколько раз откладывалось, и что в отношениях между Баку и Вашингтоном 2 года назад возникло похолодание в связи с инициативой Запада об открытии границ между Турцией и Арменией?
В принципе, Соединенные Штаты ко всем трем южнокавказским республикам относятся с одинаковой позиции всестороннего развития сотрудничества, в том числе в военной области. Но Грузия наиболее открыта в этой сфере, поэтому у нее с Америкой военное сотрудничество находится на более высоком уровне. С Арменией и Азербайджаном сотрудничество США в военной сфере находится на более низком уровне, и причина этого понятна и заключается она в том, что Россия через карабахский конфликт держит под жестким контролем и Баку, и Ереван. Армению в большей степени, потому что в этой стране находится российская военная база. Но и над Азербайджаном все время занесен карабахский дамоклов меч.
Теперь, после того, как все более и более проясняется суть и значение этнотерриториальных конфликтов на Южном Кавказе, а именно что они являются эффективным инструментом России для недопущения интеграции и сближения южнокавказских республик с Западом, то и отношение этих стран к этим конфликтам более спокойно и уравновешенно. Не такое горячее, как на начальной стадии. Предположим, Грузия очень хотела бы вернуть Абхазию и Осетию, но она уже как бы примирилась с тем, что хотя бы, как минимум, в ближайшие 20 лет ей этих территорий не видать, и она без этих территорий пытается интегрироваться в НАТО и Европу.
Азербайджан и Армения после того, как в течение 20 лет не добились прогресса в решении замороженного конфликта, тоже принимают для себя какие-то решения с тем, чтобы даже оставляя в замороженном состоянии конфликт, найти какие-то новые пути для развития своих государств. Армения это видит на пути нормализации отношений с Турцией, Азербайджан это видит на пути более тесного сотрудничества в области энергетики с Европой и в области безопасности с Америкой. Вот и все. Хотя уровень влияния России все еще - благодаря карабахскому конфликту - на оба государства намного более сильнее, чем влияние США.
ИА REGNUM: На брифинге по итогам диалога по безопасности было заявлено, что США в дальнейшем будут участвовать в обсуждении вопроса, связанного с Габалинской РЛС. Насколько это стоит воспринимать серьезно?
Тут ничего трагического для США нет. Они могут, максимум, небольшую сумму денег выделить, начать сотрудничать с Россией. Это принесет им дивиденды в плане открытости, готовности сотрудничать с Москвой. Какую-то информацию, естественно, они будут получать с Габалинской РЛС и тем самым как бы докажут России, что опасения Кремля на счет предполагаемых элементов ПРО в Румынии безосновательны. То есть США в отношении с Россией всегда, не отходя от своих стратегических целей, могут пойти на какие-то тактические послабления. Это было видно и по тому, что они отказались от установки элементов ПРО в Чехии и Польше, и по тому, что раньше они отказывались сотрудничать с Габалинской РЛС. Сейчас же они выразили интерес к тому, чтобы вернуться к обсуждению этого вопроса.
ИА REGNUM: Какие еще вопросы могли быть обсуждены в кулуарах консультаций, которые не были озвучены журналистам?
Очень многое может обсуждаться, но учитывая географическое расположение Азербайджана, это, естественно, Иран, Карабах, энергетические проекты, транзитные пути. Все это обсуждается.
ИА REGNUM: Бытует мнение, что последовавшее вслед за похолоданием отношений между Азербайджаном и США потепление во многом связано с личностью действующего американского посла в Баку Метью Брайзы, которому регион хорошо знаком. Вспомним, что Армения выступала против его назначения послом в Баку, но президент Обама своим волевым решением продвинул этот вопрос. Однако, кандидатура Брайзы еще не утверждена Сенатом США. Значит ли это, что по истечении одного года дипломатической миссии в Азербайджане он не сможет быть послом в Баку?
Сенат должен его утвердить. Я думаю, что шансы у него достаточно высокие, потому что он достаточно успешный посол. И еще - не Армения мешала. Мешала армянская диаспора. У нее свои игры. В ней участвовали и какая-то часть конгрессменов, которые хотели заручиться поддержкой армянских избирателей в своих штатах и округах. Я не думаю, что Армении под силу воспрепятствовать назначению американцами своих послов.
ИА REGNUM: Значит, в дальнейшем можно ожидать развития отношений между США и Азербайджаном как бы "по накатанной"?
Невозможно по накатанной, понимаете, когда слишком различные ценности исповедуют государства. У Америки свои ценности, у нас свои, но в любом случае взаимные интересы очень большие.
ИА REGNUM: Перед встречей президентов Азербайджана, Армении и России в Казани к главам азербайджанского и армянского государств обращались главы США, России и Франции. Однако, вновь ничего не вышло. Как по-вашему, в ближайшее время стоит ожидать подписания каких-то соглашений, необходимых для начала следующего этапа решения проблемы?
Я думаю, что в ближайшее время по обновленным Мадридским принципам документа не будет. И все признаки говорят о том, что стороны в переговорном процессе найдут тупик, и еще на ближайшие 2-2,5 года возможностей для достижения какого-то решения не будет. Начнутся избирательные циклы и тому подобное. За это время в Армении будет продолжаться усугубляться экономический кризис, в Азербайджане будет продолжать идти процесс накопления денег, закупки оружия, усиления армии. Ну и одновременно будет происходить торг с посредниками, которые на самом деле по большому счету контролируют этот ход урегулирования конфликта. Ведь ни для кого не секрет, что ресурсы в Армению поступают, в основном, из России. Политические и в какой-то степени и финансовые - с Запада, из США и Европы, но львиная доля из России. Это положение может измениться только тогда, когда откроются армяно-турецкие границы, начнется меняться экономическая ситуация в Армении, уменьшаться экономическая зависимость от России. В этом случае начнет преобладать более реалистичный, прагматичный подход к проблеме.