Станислав Тарасов: Как Турция прощается с кемализмом
Любые политические события, происходящие в Турции или касающиеся её, не могут не влиять - прямо или косвенно - на Россию. Хотя бы потому, что она, как и Турция, располагается в двух частях света. Более того, Турция, как и Россия, переживает исторический этап модернизации. Первый, наиболее заметный её итог: страна стала важнейшей геополитической реальностью не только на Ближнем Востоке, но и в других частях мира. В 2002 году Турция вырвалась из финансового кризиса за счет грамотного осуществления мер по сдерживанию роста инфляции и безработицы. В 2010 году это - одна из стран, которые первыми побороли новый экономический кризис, с годовым приростом экономики в 9 процентов.
Но амбиции Турции этим не ограничиваются. Правительство
Начнем с того, что состоявшиеся парламентские выборы в Турции имели заметные отличительные особенности. За 550 мест в парламенте страны вели борьбу 7 тысяч 492 партийных кандидата от 15 политических партий и 203 независимых кандидата. В этих выборах приняли участие 86 процентов турецких избирателей. Впервые правом быть избранным в парламент воспользовались турецкие граждане в возрасте 25 лет. Ранее такое право имели только граждане, достигшие 30 лет. Также впервые избирательная кампания велась не только на турецком, но и на языках национальных меньшинств. Ранее представить такое в Турции было немыслимо. Победу в третий раз одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР). Она набрала 50 процентов голосов избирателей, что позволяет занять в новом парламенте 326 депутатских места, и вновь сформировать - третье с 2002 года - однопартийное правительство. Это - феноменальное явление в новейшей политической истории Турции.
На втором месте Народно-республиканская партия (НРП), которая набрала 26 процентов голосов избирателей и получила 135 депутатских мандата. НРП - старейшая политическая партия страны, созданная основателем Турецкой Республики
Кстати, доктор Зейно Баран турецкого происхождения - супруга бывшего сопредседателя от США в Минской группе
Однако военные вместе с оппозиционными партиями подвергли Эрдогана острой атаке. И тоже опоздали. Маневр Эрдогана в сторону ЕС спутал им карты. Правительство продолжало проводить либеральные экономические и политические реформы, выдавливать с помощью демократической процедуры со своих насиженных мест старую политическую элиту: армейские круги, силовые структуры, руководителей государственных фондов, университетов. В итоге вместо навязываемого оппозиционными силами лозунга "Все на борьбу против правящих исламистов!", пришел новый лозунг: "Все на битву демократии против диктатуры!". В ответ оппозиция стала приписывать правительству Эрдогана связь с тарикатами - суфийскими орденами, вывела на первый план политически стимулирующую роль идей турецкого просветителя Фетхуллаха Гюлена. Речь идет о так называемом "новом турецком" или "умеренном" исламе. Но фактом является то, что переход части госсобственности к новому, так называемому "тарикатскому" руководству, резко стимулировал экономический рост в Турции.
Еще об одном феномене того времени упомянул недавно
Эрдоган пошел иным путем. В итоге ЕС проявил большую близость к правящей партии, игнорируя кемалистов. В результате секулярные националисты, бывшие когда-то проевропейскими и прозападными, стали открыто выступать против сближения Турции с Западом. Заметим в этой связи, что этим идеям в России симпатизировали часть российских аналитиков и некоторые высокопоставленные представители силовых ведомств. Но кемалисты в очередной раз допустили стратегическую ошибку, ставя знак равенства между курдской проблемой и исламизмом, не осознав, что партия Эрдогана, создавая гибрид идей "модернизированного ислама и европейских демократических стандартов" формирует новую национальную идею, которая предотвратила бы процесс дрейфа Турции к федерации или конфедерации. Иначе трудно объяснить, подчеркивает Зейно Баран, зачем ПСР, которую называют исламистской партией, проводит демократические реформы и стремится в ЕС, тогда как по логике она должна вводить в стране шариат.
После парламентских выборов Эрдоган заявил о готовности к диалогу с оппозицией: "Одержав победу, мы оставляем открытой дверь для диалога с оппозицией по любым вопросам". В свою очередь, лидер НРП Кылычдароглу ответил, что его партия также готова к диалогу по тексту будущей Конституции. Так что в Турции начинают просматриваться контуры формирования двухпартийной системы. По мнению депутата Великого национального собрания Турции (ВНСТ) от правящей ПСР Февзи Шанверди, новый парламентский механизм позволит без потрясений провести поправки в законы о сроке полномочий президента, о деятельности омбудсмена, по вопросу закрытия политических партий. Эрдоган также предлагает добавить к этому списку поправок изменения в закон о системе правления в Турции. То есть, Турция из парламентской республики может стать президентской.
Зачем это нужно правящей партии? Если вывести за скобки личные политические амбиции Эрдогана, то выстраивание новой "вертикали власти" диктуется внутриполитическими условиями. В этом отношении показательными можно считать итоги парламентских выборов в 24 провинциях этногеографического Турецкого Курдистана, который делегировал в турецкий парламент 115 депутатов. Из них ПСР - 72, то есть 63 процента, НРП - 9 депутатов, то есть 8 процентов. Таким образом, ПСР, как и следовало предполагать, является наиболее популярной партией в юго-восточных вилайетах страны. Поэтому трудно согласиться с утверждениями некоторых российских экспертов о том, что якобы в Турции по итогам парламентских выборов "растет раскол по линиям курды - армяне - турки, исламисты - сторонники светского режима". Все с точностью до наоборот, поскольку официальной Анкаре удается находить выход из сложного внутриполитического лабиринта. Дело теперь только за решениями по "армянскому вопросу". Тут тоже возможны самые неожиданные сценарии действий Анкары.
Сейчас в Турции проходит подготовка к первому заседанию нового парламента, формируется новое правительство, которое изменит численный состав и структуру. Будут произведены кадровые изменения, однако, похоже, что костяк нынешнего кабинета министров сохранится. На наш взгляд, новый расклад сил в Турции существенно скажется и на внешней политике этой страны. Но эта тема уже другой статьи.