Почему латвийский бизнес неконкурентоспобен?: исследование
Почти каждый пятый житель Латвии вовлечен в предпринимательскую деятельность. Об этом свидетельствуют результаты недавнего исследования предпринимательской среды Евробарометра (Entrepreneurship Survey of the EU25), сообщает корреспондент ИА REGNUM. По сравнению с другими странами
Согласно результатам исследования предпринимательской среды Евробарометра, примерно половина бизнесменов начали предпринимательскую деятельность вынужденно, в результате жизненной необходимости. Предприниматели существенными факторами для начала своего бизнеса называют бизнес-идею, надежных деловых партнеров и финансовую поддержку. Впрочем, начало бизнеса зачастую связано и с определенными сомнениями. В Латвии жители, в основном, беспокоятся о возможности банкротства и потери имущества. Кроме того, их волнует факт потери постоянных доходов.
Член правления банка
После спада регистрации новых компаний в 2009 году, в прошлом году активность бизнесменов уже достигла уровня показателей 2006-2007 года, когда было зарегистрировано 13,4 тысячи новых предприятий. В свою очередь, за пять месяцев этого года, согласно данным Lursoft, число новосозданных предприятий достигло уже 8,8 тысяч.
Между тем, другое недавнее исследование - Nordea vitametrs, или измерения жизнеспособности латвийского бизнеса, впервые проведенные банком Nordea и рижской
"Nordea vitametrs создано с целью определения уровня жизнеспособности латвийских предприятий и возможностей для более успешной деятельности местных компаний. Мы рады, что данное исследование выявило четкую тенденцию: когда латвийские предприниматели выбирают смелую и целеустремленную бизнес-стратегию, позволяя разумные риски и активно используя личные и деловые контакты для развития предприятия, то у них наблюдается хороший потенциал конкурентоспособности", - рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель латвийского филиала банка Nordea Валдис Сикснис.
Доктор Арнис Саука, автор исследования, преподаватель и руководитель отделения бизнеса рижской Высшей школы экономики, пояснил корреспонденту ИА REGNUM: хотя некоторые латвийские предприятия стараются занять определенные ниши рынка, они, тем не менее, недостаточно четко формулируют свою стратегию в отношении лидерства в сфере ценообразования и создания высокой добавочной стоимости. Предприятия выбирают нечто среднее. Большинство из них работают со сравнительно высокими издержками производства при низкой добавочной стоимости товаров, или вынуждены мириться с подобным положением дел.
"В основе высокой себестоимости, независимо от добавочной стоимости продукта, может лежать вовсе не слабое умение предпринимателей управлять своим бизнесом, а крупные издержки производства и обслуживания. Причины последнего кроются, например, в высокой цене, по которой в 2007-2008 годах были куплены сырье, технологические линии, здания и тому подобное", - комментирует автор исследования.
Латвийские предприниматели хорошо образованы - почти у 50% респондентов есть степень бакалавра, а у 22% - магистра. У 40% респондентов имеется предыдущий опыт работы в бизнесе. Также предприниматели сравнительно высоко оценивают профессиональные умения своих сотрудников продавать продукты и услуги, обслуживать клиентов, а также их участие в продвижении новых идей, продуктивность, мотивацию работать и лояльность. Эта оценка в среднем составляет 5,5 пункта из 7.
40% предпринимателей считают, что их бизнес инновационный, однако в целом способность латвийских предприятий внедрять новые, уникальные производственные процессы, предлагать новые товары и услуги или внедрять существенные изменения сравнительно невелика. Также латвийские предприниматели весьма скромны и самокритичны, когда сравнивают свою деятельность с успехами конкурентов. В большинстве случаев (40%) предприниматели оценили свои успехи 3 пунктами из 7, считая, что конкуренты работают лучше.
Латвийские предприниматели опасливо сдержанны в том, что касается разумных рисков и внедрения новых идей и товаров ради обхода конкурентов. "К сожалению, подобная стратегия не ведет к высокой конкурентоспособности. Поэтому могу лишь посоветовать латвийским бизнесменам - серьезно задумайтесь: не стоит ли чуть больше рисковать ради того, чтобы занять более агрессивную позицию в конкурентной борьбе, улучшив тем самым свои позиции на местных и зарубежных рынках", - говорит Саука.
Латвийские предприниматели чрезвычайно пассивны в использовании доступных контактов. Говоря другими словами, они слабо задействуют коммуникационные сети, которые являются не только одним из самых эффективных, но и самых дешевых способов привлечения внешних ресурсов, необходимых для повышения конкурентоспособности. Латвийские бизнесмены в основном черпают информацию о процессах предпринимательской деятельности в Интернете и деловой прессе. И практически игнорируют широкие возможности, которые предоставляет сотрудничество с бизнес-лабораториями, университетами и научными институтами, самоуправлениями и негосударственными организациями, способствующими продвижению бизнеса.
Доступность физических ресурсов, например, информационных технологий или различного производственного оборудования, предприниматели оценили как очень хорошую (5,7 пунктов из 7). Также в большинстве случаев недостаточность финансового капитала не является существенной преградой для конкурентоспособности предприятия. Хотя в целом бизнесмены оценили данный показатель в 4,3 пункта, что говорит о том, что нерешенные проблемы в этой сфере есть, около 50% респондентов считают доступность финансового капитала весьма хорошей, оценив ее 5 пунктами из 7.
На вопрос о воздействии внешних факторов, 58% латвийских предпринимателей ответили, что считают рынок своей деятельности очень рискованным, ведь каждое решение может оказаться судьбоносным. Большинство даже называют рынок враждебным - таким, где сложно выжить. Однако вместе с этим около половины респондентов отметили, что рынок имеет потенциал, и что возможности развития бизнеса увеличиваются. Предприниматели склонны считать, что спрос на производимые ими товары будет расти.
72% латвийских предприятий в 2010 году работали с прибылью. Причем свыше 50% латвийских предприятий экспортируют хотя бы часть своей продукции, а свыше 16% экспортируют не менее половины произведенных товаров. Это свидетельствует о позитивных тенденциях и долгосрочном подходе к бизнесу. Результаты исследования говорят о том, что рост прибыльности является приоритетом для латвийских предпринимателей (5,8 из 7 пунктов). Бизнесмены надеются увеличить объемы продаж на латвийском рынке (5,2 пункта), а также снизить издержки (5 пунктов) и улучшить качество своих товаров и услуг (4,8 пункта).
Итоги исследования банка Nordea и Рижской высшей экономической школы о жизнеспособности латвийского бизнеса корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал директор Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA)
Директор LIAA тут же оговорился, что он имеет в виду не "тупой риск, когда головой в стену", а взвешенный и умный. Только вот с учетом специфической латвийской ситуации этот подход не работает. У нас не упорядочена система возвращения предпринимателей на рынок после сокрушительной потери. Они не могут подняться и снова вернуться в экономику. "В Латвии, если ты упал - ты сразу неудачник", - отметил Озолс. - "К сожалению, нужно добавить: не только сразу, а зачастую и навсегда. Банкротство накладывает на бизнесменов такое клеймо, что в дальнейшем им остается реализовывать новые деловые проекты, не особо афишируя свое имя".
Опрос Nordea и Рижской высшей экономической школы проводился среди руководителей и владельцев 591 предприятия.