Арташес Гегамян: Азербайджан и Турция вовлекают Россию в "современную войну" вокруг Карабаха
Публикации по нагорно-карабахскому урегулированию, несмотря на всё их разнообразие, на мой взгляд, имеют один недостаток: в них, как правило, не даётся чёткой характеристики тому состоянию, в котором пребывает регион Южного Кавказа и не указывается его взаимосвязь с процессами, происходящими в регионе Большого Ближнего Востока в целом. Более того, не анализируются столь актуальные для понимания сути нагорно-карабахского конфликта вопросы, к числу которых можно отнести нижеследующие:
Какие геополитические процессы сегодня разворачиваются в мире и какое место отводится в них южно-кавказскому региону?
Какими манипуляциями в зоне нагорно-карабахского конфликта международные центры силы способны подчинить их достижению проставленных ими целей по переформатированию государственного устройства в странах Большого Ближнего Востока?
Насколько реалистично в рамках урегулирования конфликта добиться отсечения России от активной вовлечённости в качестве одного из гарантов мира и стабильности в регионе Южного Кавказа и Большого Ближнего Востока?
В большинстве аналитических материалов на эту тему почему-то не даётся оценки о возможном воздействии на разрешение конфликта новой роли Турции в пространстве Большого Ближнего Востока, а также о возможной трансформации фактора государства Израиль в установлении "Нового порядка", точнее "беспорядка", в свете всестороннего углубления отношений Азербайджана и Израиля.
Это далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые помогут лучше разобраться в сути процессов, насаждаемых в качестве "управляемого хаоса" в пространстве от стран Северной Африки до Индонезии. Почему-то, как правило, не уделяется должного внимания также и той весьма существенной роли, которую может сыграть Исламская республика Иран не только в вопросах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но и в качестве существенного фактора влияния на состояние стабильности как в регионе Южного Кавказа, так и в сопредельных с Ираном государствах - будь то Сирия, Ирак, государства Персидского залива, уж тем более Афганистан, с руководством которого Исламская республика поддерживает весьма щекотливые дружественно-финансовые отношения.
Ответить на все вышеперечисленные вопросы в одной статье не представляется целесообразным, однако, некоторые из них представляется необходимым рассмотреть сейчас, накануне Казанского саммита президентов России, Армении и Азербайджана. Думается, что учёт некоторых из этих вопросов и взаимоувязанных с ними обстоятельств, а также чёткое определение состояния, в котором пребывает регион Большого Ближнего Востока, являются необходимым условием для объективной, взвешенной оценки возможностей и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Иначе, мы, армяне, в очередной раз будем обречены на глубокое разочарование, перерастающее в гнев или уныние, сопровождаемое причитаниями об исторической несправедливости, применении двойных стандартов сильными мира сего в отношении Армянского народа. При этом мы будем ещё и ещё раз протестовать и бороться с широким вовлечением армянской диаспоры, будь то в России или на Западе, доказывать, что признание независимости Нагорного Карабаха имеет под собой куда более аргументированную, с точки зрения международного права, основу, чем признание независимости Восточного Тимора, Южного Судана, Косово, Абхазии или Южной Осетии.
Кстати, Азербайджанская республика по части урегулирования нагорно-карабахского конфликта в соответствии с обновленными Мадридскими базовыми принципами окажется в аналогичном состоянии. Да, я не оговорился, сказав, что подобная судьба предрешена и для Азербайджана, ибо в сложившихся геополитических реалиях, сколь больно не было бы осознавать, как Армения, так и Азербайджан являются всего лишь инструментами в глобальной политике мировых центров силы по переформатированию региона Большого Ближнего Востока. И в этом сложном переплетении геополитических интересов США, Евросоюза и России в регионе Большого Ближнего Востока естественным союзником Армении выступает наш стратегический партнёр - Российская Федерация. Естественными союзниками Азербайджана являются Турция, с которой Азербайджан связывает подписанный 16 августа 2010 г. "Договор о стратегическом партнёрстве и взаимопомощи", а также Российская Федерация. И здесь я не оговорился. Да, Российская Федерация, политическое руководство которой проводит последовательную и целенаправленную работу по предотвращению любых военных действий в зоне нагорно-карабахского урегулирования. При этом прослеживается, что Россия осознаёт свою историческую ответственность за судьбы дружественных ей стран - Армении и Азербайджана и ни в коей мере не хотела бы стать вовлечённой в возможные военные действия, о готовности развязывания которых вот уже несколько лет без устали твердит азербайджанское руководство.
Открытая позиция России в карабахском урегулировании является убедительным свидетельством союзнической сути российско-армянских отношений: друг не тот, который допускает, чтобы дело дошло до войны, до кровопролития, а потом становится на сторону своего стратегического партнёра. Истинный друг не приемлет саму возможность допущения насилия в отношении своего союзника со стороны другой, тем более, также дружественной ей страны, в нашем случае Азербайджана.
Что касается Ирана, то и в этой партнёрской Армении, равно, как и Азербайджану, стране есть чёткое геополитическое осмысление всей опасности для иранской стороны возобновления военных действий между азербайджанскими вооруженными силами и армией обороны Нагорно-Карабахской Республики. При этом вопрос не только в напряжении, которое сложится с неизбежным началом военных действий, сопровождаемым большим потоком азербайджанских беженцев в районы Северного Ирана и не столько в возможном размещении международных миротворческих сил на границе Ирана с Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Опасность таится в предсказуемом разжигании внешними силами и их агентурой в самом Иране сепаратистских настроений в северных территориях Ирана, в так называемом Южном Азербайджане, многомиллионное население которого в большинстве своём - этнические азербайджанцы.
После столь небольшого обзора зададимся вопросом: какое определение можно дать положению, которое сложилось в регионе Южного Кавказа, и какое место в его формировании отведено процессам, которые могут начаться по ходу нагорно-карабахского урегулирования? Чтобы ответить на эти вопросы прежде следует сформулировать, что же сегодня составляет подлинную суть неурегулированной нагорно-карабахской проблемы? Что это, замороженный военный конфликт, состояние "ни мира, ни войны"? А может быть всё же налицо факт протекания современной войны?
Если подойти к ответу на поставленные вопросы системно, то необходимо признать следующие реалии. Так, анализ взаимосвязи экономической, политической, социальной, информационной, оборонной составляющих политики, проводимой азербайджанским руководством в отношении Армении и Нагорного Карабаха, показывает, что мы имеем дело с классическим проявлением современной войны. Вот уже второе десятилетие осуществляемая Азербайджаном и Турцией экономическая блокада, есть не что иное, как факт объявления и проведения экономической войны против Армении. Антиармянские резолюции, проталкиваемые Азербайджаном при широком участии лоббирующих стран, вовлечённых в крупные энергетические проекты в нашем регионе, в международных организациях - будь то Генеральная Ассамблея ООН, Парламентские Ассамблеи Совета Европы или ОБСЕ, саммиты Организации Исламская Конференция, в свою очередь, являются свидетельством проявления фронтальной политической войны, объявленной Армении и Нагорно-Карабахской Республике со стороны Азербайджана. Следует отметить, что это происходит при участии и непосредственной поддержке со стороны Турции.
Наряду с этим следует добавить, что достаточно проанализировать публичные выступления последних лет политического и военного руководства Азербайджана, в которых затрагиваются вопросы нагорно-карабахского урегулирования, чтобы сделать объективный вывод: в отношении Армении и Нагорно-Карабахской Республики со стороны Азербайджана и Турции развязана также и полномасштабная информационная война. Взять хотя бы повторяющиеся из выступления в выступление напоминания и сентенции о том, что: а) военный бюджет Азербайджана за несколько лет увеличился в 6-7 раз и в настоящее время военные расходы этой страны равны госбюджету Армении и составляют 3,1 млрд. долларов, а расходы на оборонные нужды в целом превышают 4 млрд. долларов; б) терпение азербайджанского народа не беспредельно, чтобы и дальше терпеть армянскую оккупацию (имеют в виду освобождение народа Нагорного Карабаха от угрозы физического уничтожения на своей же исконной территории); в) мы уже можем решить нагорно-карабахский вопрос военным путём, но пока воздерживаемся от выхода из переговорного процесса и т.д. и т.п.
Информационная война против Армении и Нагорно-Карабахской Республики ведётся и со стороны Турции, причём на более высоком уровне. Для подтверждения этого утверждения достаточно отметить деструктивную политику турецкого руководства, которое свело на нет многолетние усилия США по нормализации армяно-турецких отношений, которые были поддержаны странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ и Евросоюзом. Как известно руководство Турции саботировало нормализацию и установление дипломатических отношений между Турцией и Арменией (речь о Цюрихских протоколах, подписанных 10 октября 2009 г.), увязав эти вопросы с вопросами урегулирования нагорно-карабахского конфликта, причём в условиях обеспечения территориальной целостности Азербайджана. Напомним, что сразу после подписания протоколов министр иностранных дел Турции
Между тем в Цюрихских протоколах не было никаких предварительных условий, не было никакого упоминания о взаимной обусловленности этих проблем. Более того, об отсутствии связи между нормализацией армяно-турецких отношений и урегулированием нагорно-карабахского конфликта неоднократно говорилось Госсекретарём США, Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Однозначные ответы на этот счёт были даны президентом и председателем правительства Российской Федерации. В частности, председатель правительства РФ Владимир Владимирович Путин 13 января 2010 года на пресс-конференции по итогам переговоров со своим коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Турции заявил: "И нагорно-карабахская проблема, и турецко-армянская проблема являются очень сложными сами по себе, я не считаю правильным увязывать все проблемы в один пакет... А если мы всё ещё в одну кучу свалим, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень далёкую перспективу".
Здесь уже не приходится говорить о систематических прямых военных действиях азербайджанских сил на линии прекращения огня, а именно об организации азербайджанскими военнослужащими диверсионных вылазок, о непрекращающихся обстрелах снайперами-азербайджанцами, которые приводят к гибели как воинов армии обороны Нагорного Карабаха, так и мирных жителей.
Таким образом, мы можем утверждать, что отношения между Азербайджаном и Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией можно со всей ответственностью охарактеризовать как состояние современной войны, несмотря на подписанное в 1994 г. в Бишкеке соглашение о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. Да, сложившееся в зоне конфликта положение, согласно современной теории войны, поддается определению - состояние современной войны, в арсенале которой политическая, экономическая, дипломатическая, информационная, психологическая войны. При этом следует отметить, что формы, присущие современным войнам, азербайджанская сторона использовала и в период горячей фазы противостояния между Азербайджаном и Нагорным Карабахом в 1992-1994 годах, когда на карабахском фронте с азербайджанской стороны воевали басаевские наёмники и афганские моджахеды. В теории войны особо отмечается то, что в современных войнах новыми фигурантами становятся частные военные компании.
Думается, что вышеизложенное актуализирует вопрос: а насколько адекватны вызовам этой современной войны, в состоянии которой уже около двадцати лет находятся Азербайджан и Нагорно-Карабахская республика, Мадридские принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ведь, очевидно, что обуздание современной войны должно быть подчинено принятию совершенно других документов, безусловно, также основывающихся на международном праве. Если же предполагается, что принятие Мадридских принципов (что без выхолащивания их сути неприемлемо ни для Армении, ни для Азербайджана, о чём открыто заявляют обе стороны), станет первым шагом на пути к заключению всеобъемлющего мирного договора, то это утверждение, мягко выражаясь, не выдерживает никакой критики. При этом следует особо подчеркнуть, что мотивация России в выполнении посреднической миссии по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта благородна и понятна. Это миссия, в первую очередь, нацелена на сохранение мира и безопасности в её южных рубежах, является свидетельством приверженности России делу обеспечения мира между Арменией и Азербайджаном, каждая из которых имеет с РФ исторически сложившиеся дружественные отношения.
Справедливости ради отметим также, что нам, армянам, не приходится жаловаться и на недостаток в доброжелательности со стороны других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - Соединенных Штатов Америки и Франции. Хотя США до сих пор не признали и не осудили Геноцид армян в Османской империи, армянский народ с большой симпатией относится к Америке и уж тем более к Франции, которая с радушием приютила сотни тысяч армянских беженцев, чудом спасшихся от Геноцида армян 1915 г. в Османской империи. Однако, следует констатировать, что, к сожалению, пресловутая "realpolitic" далека от эмоций и, зачастую, вовсе лишена моральной составляющей. Так что не надо пытать иллюзий, что дружеские отношения этих стран к Армении и нашему народу будут иметь какое-либо положительное значение в деле справедливого решения судьбоносного для Армении вопроса нагорно-карабахского урегулирования. Так что, не будет открытием утверждение о том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в своих действиях будут следовать канонам "realpolitic", и сомневаться в этом не приходится.
Доказательством приверженности этих стран политике двойных стандартов является признание ими независимости Косово, и непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии, уж тем более независимости Нагорно-Карабахской Республики, которая с точки зрения Международного права имеет куда более весомые основания.
Не хотелось бы оказаться в роли новоявленного Дельфийского оракула, однако, уже сегодня можно не сомневаясь утверждать, что обновлённые Мадридские базовые принципы урегулирования нагорно-карабахской проблемы, конечно, благодаря последовательным и дипломатически выверенным действиям президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, в сложившейся ситуации обеспечивают главное - сохранение мира в регионе Южного Кавказа. Однако, к сожалению, изначально нельзя обеспечить установление прочного мира и безопасности без признания того факта, что уже второе десятилетие Азербайджан при прямом покровительстве Турции объявил и находится в состоянии современной войны с Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой. Речь здесь не должна идти об урегулировании замороженного конфликта. Задача заключается в обуздании современной войны, навязанной Армении и Нагорному Карабаху со стороны Азербайджана. В этих условиях, думается, мы вправе утверждать о том, что продолжение этой войны является серьёзной угрозой национальной безопасности самой России.
Вспомним, что согласно новой Военной доктрине Российской Федерации (принята Указом Президента РФ от 05.02.2010 г.), признано, что предотвращение военной агрессии против России и её союзников исходит из национальных интересов РФ, так как это создаёт благоприятные условия для мирного, демократического развития российского государства.
Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что единственный стратегический союзник России в регионе Южного Кавказа - Республика Армения - вот уже второе десятилетие пребывает в состоянии современной войны, повторюсь, навязанной ей Азербайджаном при прямом покровительстве Турции. Не будет преувеличением и утверждение о том, что эти страны, по сути, вовлекают в современную войну и Российскую Федерацию. В этой связи уместно задаться вопросом: не делается ли это во исполнение стратегии по становлению нового мирового порядка посредством создания состояния управляемого хаоса от Северной Африки до Индонезии? Более того, не следует ли ожидать, что очередной шаг в этом направлении будет сделан спустя непродолжительное время после Казанского (25 июня) саммита президентов России, Азербайджана и Армении? Не нацелена ли такая политика на постепенное втягивание России в водоворот управляемого хаоса?
Эти вопросы не являются продуктом конспирологических теорий заговора, они чётко проистекают в нашем регионе и стали настолько привычными, что как-то выпали из поля зрения политического класса Армении, наших российских союзников. Поэтому к предстоящей встрече президентов России, Армении и Азербайджана армянской стороны не помешало бы подойти к вопросам нагорно-карабахского урегулирования с учётом этих политических реалий, которые в настоящее время принимают угрожающий характер.
Обуздание современной войны, навязанной Азербайджаном Армении и Нагорно-Карабахской Республике, явится мощным заслоном на пути сползания Евразии в состояние управляемого хаоса. Таково, на мой взгляд, предназначение Казанского саммита.