Зафар Гулиев: Азербайджан празднует своё "спасение"?
Стремительно богатеющий и противоречиво развивающийся современный Азербайджан очень любит удивлять мир. Причем не только блестящими спортивными и творческими достижениями, победами на кинофестивалях и музыкальных конкурсах (например,
В целом, похвальное стремление руководства Азербайджана к рекордам, победам, успехам во всех сферах жизни, в политической области, к сожалению, сопровождается зачастую антиимиджевыми достижениями, которые вряд ли можно вписать в актив страны. Так, в этом плане Азербайджан уже печально прославил первым на постсоветском пространстве опытом передачи власти от отца к сыну, конституционным обеспечением, по сути, пожизненного президентства, масштабами примитивного культа личности и т.д. В этом ряду стоит и особый, вряд ли имеющий аналог в мире, праздник День национального спасения, отмечаемый на государственном уровне 15 июня каждого года.
Коротко об историографии данного праздника. 15 июня 1993 года
В Азербайджане в этот период действительно наблюдался кризис власти. Незадолго перед этим войсковая часть под командованием полковника Сурета Гусейнова в Гяндже - втором по величине городе Азербайджана - объявила о неподчинении официальному Баку. Это привело страну на грань реальной угрозы гражданской войны и обусловило тяжелые поражения на карабахском фронте. Согласно официальной версии, именно приезд Гейдара Алиева предотвратил гражданскую войну, хотя и сопровождался новыми поражениями на фронте и оккупацией армянскими войсками 5 районов страны. В 1997 году (в период правления самого Гейдара Алиева) парламент Азербайджана объявил 15 июня Днем национального спасения, а с 1998 года этот праздник получил статус государственного.
Таким образом, 15 июня Азербайджан в очередной раз отмечает этот нелепый праздник - День национального спасения. Празднует с присущим азербайджанской власти неосоветским номенклатурным размахом: помпезные торжества, бесчисленные концерты и собрания, расписанные патетические речи, многочисленные теле-радиосериалы про "спасителя нации", открытие новых культовых объектов, организованные шествия и возложения цветов к его могиле, красочные фейерверки...
В понимании правящего режима, настойчиво навязываемом всему обществу, - это чуть ли не самый главный праздник Азербайджана. Разумеется, в ряду других памятных дат, также связанных с фигурой вождя правящего коррумпированного режима: дней его рождения, смерти, первого прихода к власти, избрания в Политбюро
Но резонен вопрос: спасения от чего? Какая же смертельная напасть угрожала всей нации в июне 1993 года? Неужели, несколько ржавых танков "мятежного" полковника Сурета Гусейнова, вяло имитирующих военный марш на Баку, представляли такую уж смертельную угрозу существованию всей азербайджанской нации? Угрозу даже большую, чем большевистская интервенция 28 апреля 1920 года, агрессия советской армии 20 января 1990 года или армянская оккупация целого ряда районов страны, последовавшая именно вслед за фактом "спасения нации"? К слову сказать, не сам ли "спаситель нации" незримо дирижировал всеми этапами "гянджинского мятежа" и умело воспользовался им в своих целях: с одной стороны, для дискредитации и свержения эльчибеевской команды, с другой - для триумфального утверждения у власти себя и своей команды?
Если называть вещи своими именами, то 18 лет назад Гейдар Алиев, используя своих "агентов" внутри эльчибеевской команды и в стане мятежного полковника Сурета Гусейнова, опираясь на поддержку внешних сил и умело играя на факторе доверия определенной части общества, осуществил тривиальную политическую операцию по захвату верховной власти в стране. Осуществил виртуозно, но не более того. При чём же тут нация и её спасение? От кого и от чего этот "великий политик" спас её? Или кто-то всерьёз полагает, что если бы в те дни к власти не пришёл Г. Алиев, азербайджанский народ и его суверенное государство перестали бы существовать, канули бы в лету?
Понятно, что для членов Семьи и представителей правящей номенклатуры эта дата преисполнена особого смысла: именно те события открыли многим из них доступ к власти и незаконному обогащению. Конечно же, у них есть резон праздновать это событие, которое точнее было бы именовать им Днем благодарности. Пусть и празднуют этот день в своём узком кругу. При чём тут остальные граждане и при чём тут "спасение нации"? Нужны ли народу и стране эти нелепые культовые праздники? Ведь в мировой практике, по сути, нет традиции подобных политических праздников, тем более, связанных с именем отдельной личности. Обычно празднуются дни провозглашения республик, национальной независимости, принятия Конституции, победоносного завершения войн и т.д. Только в одиозных авторитарных режимах (наподобие Азербайджана), где распространен примитивный культ личности, возможны подобные нелепые праздники.
Наблюдая эти одиозные политические реалии, невольно приходишь к мысли, что в основе всего, что делает власть в Азербайджане, лежит глубокое равнодушие или презрение к собственному народу. По-видимому, власть полагает, что народ - это крепостные, чьи права, интересы, потребности и мнения не только можно, но и нужно игнорировать. Конечно же, во имя и для блага самого народа! Захватив монополию на роль единственного выразителя интересов народа, правящий режим" считает, что только он может и должен управлять страной, понимая под этим привилегированное право не только на грабёж и произвол, но и на манипулирование досугом, частной жизнью и интересами граждан. Поэтому-то в Азербайджане с неумолимой последовательностью выхолащиваются все институты и перекрываются все каналы, предусматривающие хоть какое-то участие народа в жизни страны. Разумеется, кроме зрелищ во славу "спасителя нации" и действующей системы власти. К этому только и сводится участие народа в жизни страны. Правящий режим полагает, что народ еще не дорос до демократии, правового государства, гражданского общества. Получается, что проблема не во власти, а в народе: режим дозрел до всего, а вот все остальные - ещё нет. Должно быть, народ попался такой - отсталый и темный. Вообще, по логике правящего режима, народ только в одном случае сумел сделать правильный выбор: когда "призвал" к власти "спасителя нации" Гейдара Алиева. После чего, видимо, опять впал в "темное" и "ненужное" состояние. Поэтому во всех остальных случаях с ним можно не считаться.
Политическая история полна подобных парадоксов. Почему-то всё время роль "отца" или "спасителя" нации отводилась именно тем политикам, которые более всех преуспели в игнорировании прав человека и угнетении собственного народа: Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Мао-Цзе-Дун, Ким-Ир-Сен, Садам Хусейн, Хомейни и т.д. Чуть ли не все они провозглашались общенациональными лидерами (вождями, фюрерами, светочами, кормчими и пр.), всем им возводились бесчисленные памятники, вокруг всех их царила атмосфера сакрального культа. Ну, а что потом? Каким оказался вердикт истории о "спасителях нации" Гитлере, Сталине, Муссолини и др.? Какая судьба постигла памятники
Мифы мифами, но правда в том, что никакой народ, в том числе и азербайджанский, не нуждается в каком-то спасителе, поскольку спасение народа дело рук самого народа. Как писал немецкий публицист И.Зейме: "Народ, который может быть спасён лишь одним-единственным человеком, заслуживает кнута". Заслуживает ли азербайджанский народ кнута? Конечно, в своем большинстве он никогда всерьёз не воспринимал пропагандистские мифы правящей элиты о "великом вожде - спасителе нации". Вместе с тем, определенные круги общества (некоторые представители научной и творческой интеллигенции, политической и деловой элиты и др.), которые - то ли в силу конъюнктурных соображений, то ли вследствие привычного лакейского прогибания перед властью - активно участвует в насаждении подобных мифов, явно заслуживают, если и не "кнута", то всеобщего нравственного порицания.
Вместе с тем, наибольшее сожаление вызывает то, что значительная часть работников бюджетных организаций, многие преподаватели, студенты и даже учащиеся своим принудительно-добровольным участием в примитивных культовых ритуалах и пропагандистских шоу создают столь желанную для власти видимость всенародной поддержки. Ни для кого не секрет, что многие из участников подобных культовых шоу абсолютно индифферентны к политическим басням правящего режима о мессианской роли Г. Алиева, а определенная часть даже настроена весьма негативно. Показательно, что в кругу семьи или близких друзей многие откровенно выражают свое неодобрение происходящим. Но, тем не менее, по призыву власти, партии или непосредственного начальства исправно посещают эти пропагандистские шоу и послушно разыгрывают предписанные им роли "довольных и ликующих граждан". Во всем этом явно просматриваются - издержки патерналистской ментальности, неразвитость гражданского сознания, конформистский взгляд на жизнь, а также низкий уровень политической культуры, чувства собственного достоинства и внутренней свободы.
"Хороший раб - это всегда плохой гражданин", - говорил Монтескье. К сожалению, в постсоветском Азербайджане всё ещё много хороших рабов и, наверно, поэтому так мало хороших граждан. Иначе как объяснить, когда униженные и обездоленные люди, недовольные в своем большинстве уровнем жизни и положением дел в стране, заполняя по призыву власть имущих залы и площади, раболепно аплодируют своим угнетателям, а вернувшись домой, дают волю праведному негодованию? При виде подобного раздвоения в сознании и поведении многих граждан, складывается такое впечатление, будто страна вернулась в тоталитарное советское прошлое, когда на людях говорили одно, а уединившись у себя дома - другое; когда думали так, а поступали - иначе; когда в душе кляли существующие реалии, а на деле - выступали чуть ли не их апологетами. Конечно, подобная консервация или реанимация "совкового" типа мышления и поведения не произошла само собой - это результат многолетней политики "спасителя нации" Гейдара Алиева и сегодняшних продолжателей его курса. Но ведь и человеческий материал оказывался зачастую весьма пластичным, что существенно облегчало режиму задачу оболванивания масс и манипулирования ими.
Итак, 15 июня - день возвращения Гейдара Алиева на вершину власти - уже 13-й год подряд отмечается в Азербайджане чуть ли не как главный государственный праздник. И мало кто задается при этом вопросом: не слишком ли велика цена такого национального спасения? Ведь именно в процессе реализации плана его возвращения к власти были оккупированы ещё 5 районов Азербайджана и сотни тысяч граждан оказались беженцами в собственной стране. Ведь именно с его приходом к власти Азербайджан постепенно трансформировался в наиболее одиозную, авторитарную и коррумпированную страну на постсоветском пространстве. В чем же тогда суть праздника национального спасения?