Владимир Аватков: Сокрушительная победа партии Эрдогана и перелом в политической системе Турции
12 июня 2011 года партия "Справедливости и Развития" (ПСР) одержала сокрушительную победу на всеобщих выборах в Турции. Ей удалось завоевать 49,9% голосов избирателей (326 мест), набрать на 3,33% больше, чем на выборах 2007 года. В то время как оппозиционные Социал-демократическая Народно-республиканская партия (НРП) получила 25,9% (135 мест, на 5,03% больше, чем на выборах 2007 года), а националистическая Партия Национального Действия (ПНД) - 12,99 (53 места, на 1,28% меньше, чем на выборах 2007 года). Явка была чрезвычайно высока - 87,04%. Причина - эпохальность и принципиальность текущего выбора Турции.
Прошедшие выборы наглядно демонстрирует, что в политической системе Турецкой Республики начался перелом. Во-первых, падает поддержка многочисленных мелких партий, неспособных преодолеть 10% барьер. Их голоса переходят "гигантам". Так, например, Демократическая партия в этом году не набрала и процента - потеряла практически пять процентов по сравнению с 2007 годом. Во-вторых, растет раскол страны по линиям курды-армяне-турки, исламисты-сторонники светского режима. В-третьих, складывается типичная для Европы двух/трехпартийная структура парламента, в которой существуют своего рода консерваторы (НРП), радикалы (ПНД) и реформаторы (в данном случае термин либералы категорически неверен) в лице ПСР. В-четвертых, ранее парламентская, светская республика Турция с жестким разделением властей, стала тяготеть к изменению самих основ государственного строя.
Результаты выборов говорят сами за себя: народ все больше и больше поддерживает умеренно исламскую партию "Справедливости и Развития", которая у него прочно ассоциируется со стабильностью, ростом заработной платы и пособий, с борьбой с безработицей и другими популярными мерами. В то же время, в памяти людей останутся и изменения, касающиеся либерализации законодательства, связанного с желанием правящей партии ликвидировать опасных "надсмотрщиков" военных, которые на протяжении всей истории Республики при малейшем подозрении в отходе от светского пути развития осуществляли перевороты, брали власть в свои руки и вскоре, после ряда реформ, вновь передавали ее гражданским.
За последние годы во имя основной внешнеполитической цели Турции (вступления в ЕС) ее армия самоустранилась, не желая вмешиваться в политический процесс. Это привело к тому, что правительство Эрдогана настолько осмелело, что завело целый ряд судебных тяжб, в которые были вовлечены многие высшие офицеры и представители иных государственных светских структур. Данные дела получили звучные названия "Бальёз" ("Молот") и "Эргенекон" ("Прародина"). Сегодня у турецкой армии два выхода - либо окончательно засесть в казармы и смотреть, как страна меняется с бешеной скоростью, либо - вновь очистить ее от хитро преобразившейся политики исламистов.
В то же время, нельзя рассматривать события в Турции в отрыве от глобального тренда восстаний, охвативших ряд арабских стран и получивших название "арабской весны". В этой связи стоит отметить, что американская политика в Республике оказалась намного более дальновидной. США предусмотрели рост недовольства турецкого населения политикой старой действовавшей по законам и логике "Холодной войны" НРП. В этой связи в контексте глобализации был выдвинут проект по изменению границ региона - "Большой Ближний Восток" (карту которого и сегодня можно найти в интернете). И именно в его рамках продумывалась популярная политика ПСР, партии, подчиненной Штатам, но ведущей себя якобы независимо, анти-израильски и про-ирански и действующей в рамках концепции модернизированного современного ислама, в духе народного единения и "безостановочно", как любит подчеркивать премьер-министр Турции
Турецкий премьер неоднократно намекал на то, что, если его партия наберет более 50%, то народонаселению будет предложена абсолютно новая Конституция. В случае победы премьер-министр также обещал претворить в жизнь 23 глобальных и сложно выполнимых идеи, среди которых уже нашумевший "Стамбульский канал", окрещенный журналистами "сумасшедшим проектом".
Победа ПСР, партии, стремящейся не просто к "ноль проблем с соседями" (текущая официальная внешнеполитическая доктрина страны), но к глобальному лидерству, - это большой вызов региональной и мировой политике России. Путь ответа на выставленную в нашу сторону шпагу - в грамотных PR-технологиях, в развитии собственных идей, работающих не только на граждан нашей страны, но и на внешнеполитическое поле, в создании собственных лоббистских групп, в укреплении своего геополитического и геоэкономического положения. Как известно, лучшая защита - это нападение.
Владимир Аватков - председатель Турецкого Клуба МГИМО