Путин и Калининградская область: как облегчить доступ в ЕС и преодолеть изоляцию от России?
Накануне 27-го саммита
В Калининградской области такое заявление восприняли неоднозначно. Радикальную точку зрения высказал депутат Калининградской областной Думы, президент фонда "Региональная политика"
Калининградский губернатор
В свою очередь, руководитель российского секретариата еврорегиона "Балтика" Виктор Кошелев считает, что таким образом глава российского правительства добивается от
Тем временем, туроператоры Калининградской области прогнозируют резкий рост российских туристов в Балтийский регион в случае в введения Евросоюзом режима "72 часа без визы". В частности, член правления Российского союза туристической индустрии Альберт Прохорчук считает, что с режимом "72 часа без визы" станет очень популярным тур в польское Трёхградье (Гданьск, Сопот, Гдыня). "Такие дневные туры по себестоимости будут бюджетными для туристов как из Калининградской области, так и из России, - сказал Прохорчук. - Если же это экстраполировать на Санкт-Петербург с его выходами на Хельсинки и Стокгольм, то, как говорится, только пароходы закупай".
Уже летом 2011 года в Калининградскую область планируется 14 заходов речных судов с иностранными туристами по Вислинскому и Калининградскому заливу по маршруту: Гданьск - Крыница-Морска - Фромборк - Калининград. По словам туроператоров, эти суда однозначно будут простаивать, дожидаясь пассажиров на калининградской земле. В случае же взаимного использования льготного безвизового режима иностранные бизнесмены могли бы увеличить свою прибыль, организовав курсирование речных пароходиков из Польши, Германии в Россию и обратно.
Стоит признать, что принципиальные проблемы Калининградской области в плане права на свободу передвижения в "большую Россию" - то есть внутри территории России, несмотря на анклавный характер региона,- федеральный центр так и не решил. ИА REGNUM приводит ключевые моменты дискриминации калининградцев по отношению к жителям других субъектов РФ.
1. Передвижение сухопутным путём
Путешествие на поезде, либо автомобильным транспортом из Калининградской области в Россию или обратно возможно лишь - по требованию Литвы - при наличии заграничного паспорта гражданина РФ. Это связано с тем, что часть расстояния необходимо проследовать по территории Литвы, которая входит в состав Евросоюза. При маршруте Калининград-Москва длиной в 1218 км (по автодороге) литовская часть занимает чуть более 180 км. Если вы выбрали автотранспорт, то в загранпаспорте нужна шенгенская виза. В случае путешествия на поезде действует упрощенный транзитный документ по железной дороге (УПД ЖД). Стоимость шенгенской визы составляет 35 евро. Получение УПД - бесплатное, однако действуют временные рамки. Для получения УПД ЖД требуется приобрести билет не позднее, чем за двое суток. Существует еще одна проблема, связанная с поездками в "большую Россию" на автомобилях, "растаможенными на Калининградскую область". Несмотря на то, что данная льгота прекратила свое существование в 2006 году, в Калининградской области на ходу порядка 30 тыс. транспортных средств, ввезенных в режиме свободной таможенной зоны. На таких автомобилях можно въехать в "большую Россию" на срок не более двух месяцев, иначе владелец обязан оплатить таможенную пошлину, рассчитываемую по "кубикам в двигателе".
2. Передвижение воздушным путем
Авиарейсы из Калининграда осуществляются по общероссийскому гражданскому паспорту, однако калининградцы сталкиваются с высокой стоимостью билетов, которые неизменно вырастают в цене в период летних отпусков. Кроме того, конечный авиатрафик зациклен на Москве и Санкт-Петербурге, из-за чего перелёты в другие российские города становятся весьма обременительными в финансовом плане. Региональная авиакомпания "КД авиа", осуществлявшая рейсы в основные крупные регионы России по конкурентным ценам, минуя столичный мегаполис, была доведена в 2009 году до банкротства. После этого федеральный центр смог предложить лишь усечённый вариант льготных перелётов - 3 тыс. рублей в одну сторону из Калининграда в Москву для тех, кто моложе 23 и старше 60 лет. Иными словами основная масса трудового населения Калининградской области воспользоваться этой льготой не сможет. В настоящее время билет Калининград-Москва-Калининград стоит в среднем 15 тысяч рублей. Для сравнения - польские авиаперевозчики предлагают калининградцам участвовать в акции - по цене билета от 49 евро (без налогов и сборов) из Калининграда через Варшаву во все европейские столицы.
3. "Таможенная граница" внутри России
Жители Калининградской области - единственные в стране оплачивают таможенные сборы при пересечении "границы" с "большой Россией", то есть фактически отделены от своей страны внутренней "таможенной границей" (последние внутренние таможенные границы в России упразднила ещё в 1754 году императрица Елизавета Петровна, при которой по итогам Семилетней войны тогдашний Кёнигсберг в первый раз вошёл в состав России).
Речь идет о товарах, приобретённых калининградцами в личных целях в остальной части России и ввезённых затем на малую родину. Калининградцы вынуждены платить таможенные пошлины и НДС при неоднократном пересечении границы в течение одного месяца, провозя товары для личного пользования, поскольку подпадают под соответствующие таможенные нормативы (ФТС трактует такой провоз как предпринимательскую деятельность). В марте 2010 года эту проблему удалось донести до спикера Госдумы Бориса Грызлова, который заверил, что Федеральная таможенная служба уже внесла проект поправок в законы, призванный отменить обложение пошлинами калининградцев. Однако спустя год вопрос остаётся нерешённым из-за согласований сразу в трех отраслевых министерствах - Минфине, Минрегионе и Минэкономразвития России.
Поэтому облегчённый доступ калининградцев в пограничную Польшу (и Литву) - не вопрос суверенитета России над областью, который им под сомнение не ставится, а вопрос простой материальной справедливости для живущих в области граждан России, материальные права и свободу беспрепятственного передвижения по собственной стране который - федеральная власть во главе с Владимиром Путиным и федеральное правительство во главе с тем же Владимиром Путиным так и не обеспечила. Поэтому на деле вовсе не в визах в ЕС нарушаются "равные возможности" граждан России, а в изоляции их калининградской части.
Решая проблему транспортной изоляции жителей Дальнего Востока от основной части России, федеральный центр показал способность понимать и желание преодолевать эти проблемы. Но до сих пор не проявил в достаточной степени ни того, ни другого в отношении Русской Прибалтики - Калининградской области.
А пока, согласно социологическим опросам, среди молодых жителей области уже сейчас налицо диспропорция, принципиально нисколько не зависящая от наличия или отсутствия особого визового режима: в Польше из побывали уже каждые трое из четверых, а в "большой России" - не больше половины. Легко подсчитать, что именно из-за транспортной изоляции чувства большой и, главное, единой страны - лишено уже огромное большинство детей, живущих в самой западной области России. Вот в этом и состоит их главное гражданское право, которое должна защищать федеральная власть.