Юрий Баранчик: Беларусь: ситуация заморожена на лето
На минувших выходных официальный Минск сумел благополучно для себя решить первый из целой череды сложных вопросов по стабилизации валютно-финансовой и экономической ситуации в стране: 4 июня Совет управляющих Антикризисного фонда ЕврАзЭс положительно решил вопрос о выделении республики 3 млрд. долларов сроком на три года. Первый транш в размере 800 млн. долларов республика получит уже в ближайшие две недели после решения ряда технических вопросов. Второй транш в размере 440 млн. долларов республика может получить в ноябре текущего года после мониторинга экспертами Антикризисного фонда программы реализации тех мер по стабилизации экономики страны, под которые Беларусь и получила первый транш из Антикризисного фонда.
Конечно, 800 млн. долларов не смогут решить основополагающие проблемы белорусской экономики, приведшие к нынешнему кризису. Скорее всего, их основная задача, во-первых, показать позитивную динамику решения накопившихся проблем и, во-вторых, стабилизировать ситуацию, чтобы система не пошла вразнос.
К тому же, в интересах России, по возможности не вторгаясь в политическую плоскость существующих в республике проблем, помочь своему партнеру по Союзному государству решить возникшие сложные вопросы по стабилизации валютного рынка, пополнению сильно прохудившихся ЗВР (ситуация в Беларуси в этом плане гораздо хуже, чем, например, на Украине) и выходу на положительное торговое сальдо. То, что поддержка России оказывается без предъявления политических условий, выбивает многие аргументы у прозападной оппозиции. "Чистый бизнес и ничего личного" - как это все знакомо, как это все по-американски. И возразить нечего, хотя очень хочется. Про агрессивный российский бизнес, про олигархов, которые хотят скупить пол-Беларуси за бесценок. Но не получается - российский вице-премьер
Отделение экономической проблематики от политической правильно еще и потому, что не позволяет некоторым прозападным силам в окружении белорусского президента снова политизировать отношения с Россией и тем самым сорвать наметившееся экономическое сближение двух стран в рамках
К тому же населению и подавно нет никакого дела до того, кто и как может скупить белорусскую собственность, которая населению и так не принадлежала и никогда и не будет принадлежать. Главная задача у населения сейчас - выжить и свести концы с концами. Судя по всему, население окончательно смирилось с происходящим и не готово как-то бурно реагировать на новые известия с финансовых фронтов. Буквально за два дня власти выдали порцию очередных страшилок: с 7 июня на 25-30% выросли цены на бензин и дизтопливо, с 8 июня на 30-60% вырастут цены на сигареты, на 10% цены на свинину. К этому можно добавить, что за месяц цены на многие продовольственные и бытовые товары выросли в цене на 40-200%, в частности, почти в 2 раза выросли цены на детские соки.
Не выбило население из колеи и отсутствие валюты в обменниках: все кому надо, нашли своих валютчиков и сдают им доллары, евро и российские рубли по курсу черного рынка, который составляет 5800-6000 белорусских рублей, что почти на 1000 выше, чем официальный курс. Тем самым люди компенсируют повышение цен в магазинах. Власти при этом заявляют об отсутствии паники на валютном рынке (выше описано как народ решил эту проблему) и о начале снижения отрицательного сальдо внешней торговли. Как эту проблему решили предприниматели рассказывать, думаю, не надо. Снижение официальных размеров импорта, в свою очередь, приводит и к снижению бюджетных поступлений. Т.е. такое решение проблемы - палка о двух концах, неизвестно от чего бюджет проигрывает больше.
Сейчас люди плавно перемещаются в дачно-отпускной сезон и не намерены открыто выражать свой социальный протест. Возможно, действительно, 56% девальвация это не повод белорусам, пережившим ужасы
Теперь дело за белорусской стороной - надо подтвердить свой статус договороспособного партнера и начать процесс приватизации государственной собственности. Тем более, что выбор объектов приватизации, с учетом строящихся и почти готовых к эксплуатации БТС-2 и "Северного потока", очевиден. Сегодня эти объекты белорусского нефтегазового сектора стоят ощутимо больше, чем после открытия и начала эксплуатации перечисленных выше стратегических российских нефтегазовых проектов. К тому же позитивная динамика в отношениях с Антикризисным фондом ЕврАзЭс сыграет серьезную роль в переговорах о выделении кредита с
Вместе с тем, очевидно, что и 800 млн. долларов это явно не та сумма, которую ожидал получить официальный Минск после заявленных в мае 6 млрд. долларов. Но винить в этом некого, кроме самих себя. Москва за последние годы уже неоднократно убеждалась в недоговороспособности официального Минска, чем ставила себя в весьма неудобное положение. Поэтому в этот раз решила идти по принципу step by step - "шаг за шагом". 800 млн. долларов - явно не критичная для России сумма, чтобы официальный Минск мог шантажировать ее получением кредита осенью от МВФ. Во-первых, до осени еще надо дожить. Во-вторых, Россия иногда за день помещает в свои ЗВР сумму в несколько раз большую, чем 800 млн. долларов. Поэтому поддержку союзнику оказали, но такую, чтобы союзник ее ценил. Будет идти все по плану - осенью будут следующие 440 млн. долларов. План не будет выполнен - второй транш откладывается, можно обращаться в МВФ.
Что касается официального Минска, то можно сказать, что он успешно решил задачу по вхождению в летний сезон и не допустил до того, чтобы общественное недовольство приняло какие-то резкие и острые формы своего выражения, и имеет сейчас два полноценных месяца для спокойного и продуманного принятия решений по всем актуальным вопросам белорусской социально-экономической и валютно-финансовой повестки дня. Приватизация (на 2,5 млрд. долларов) и кредит от Антикризисного фонда ЕврАзЭс (0,8 млрд. долларов) вкупе с оставшимися ЗВР (3,6 млрд. долларов на 7 июня) позволят создать к началу осени необходимую подушку безопасности в размере 6,9 млрд. долларов для поддержания белорусской экономики на плаву до конца года. Вместе с тем, очевидно, что эта подушка безопасности должна использоваться не для очередного проедания ЗВР, а для начала столь затянувшихся реформ. В противном случае, через некоторое время страна рискует оказаться вновь у разбитого корыта общественных и социальных ожиданий.