Масис Маилян: Мир на условиях Азербайджана означает отложенную войну
"Хотя и прошло 17 лет со дня достижения договоренности о бессрочном перемирии между Азербайджаном, НКР и Арменией, но проблема поддержания режима прекращения огня все еще остается актуальной. Этой проблеме, так же, как и мерам по снижению общей напряженности в зоне конфликта, были посвящены две последние встречи в Астрахани и Сочи президентов Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ. Посредники возвращаются к пониманию, что без обеспечения прочной стабильности и надежного закрепления режима прекращения огня на границе между НКР и Азербайджаном невозможно продвигать процесс согласования ключевых политических вопросов. Создание благоприятной атмосферы в зоне конфликта является минимально необходимым условием для продолжения мирного диалога, в то время как для обеспечения прогресса на переговорах или сближения позиций сторон нужна добрая воля и конструктивный настрой". Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики
"Заявления и действия азербайджанской стороны указывают на ужесточение и без того бескомпромиссной позиции последней. С недавнего времени официальный Баку принял на вооружение следующую формулу: либо мир на условиях Азербайджана, либо война. Надо отметить, что "мир на условиях Азербайджана" или на базе "мадридских принципов" означает отложенную войну. Понятно, что Степанакерт и Ереван не будут играть по бакинским правилам. Продолжение снайперской войны, нежелание Азербайджана работать над созданием международного механизма наблюдения и контроля над режимом прекращения огня (невзирая на то, что на последней встрече в Сочи президенты Армении и Азербайджана договорились "...проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы
По его словам, напряженность в зоне конфликта зачастую нагнетается Азербайджаном умышленно с целью оказания давления на армянские стороны, в том числе через посредников. "В целом, уровень военной опасности несколько возрос по сравнению, скажем, с 2007 годом. Азербайджан активно вооружается, пытаясь нарушить баланс сил, на котором базируется перемирие. Очевидно, что поддержание баланса означает сохранение стабильности, и если одна из сторон старается нарушить этот баланс, используя нефтяные доходы, то другие стороны конфликта должны получать соответствующую поддержку от тех государств, которые заинтересованы в региональной стабильности. Бесплатное предоставление или продажа по льготным ценам вооружения и военной техники армянским сторонам - одна из возможных мер по предотвращению новой войны. Кроме материально-технических мер, существуют меры политического характера, которые способны обеспечить стабильность в зоне карабахского конфликта", - отметил эксперт.
По его словам, международное признание независимости НКР способно закрыть военную перспективу. "Реализация данного, апробированного в последние годы и наименее затратного сценария принесет региону долгосрочную стабильность. Сторонники позитивного изменения статус-кво, искренне заинтересованные в мире в регионе, должны отдавать предпочтение этому сценарию. Задача должностных лиц, ответственных за судьбы Арцаха и Армении, заключается в обеспечении развития двух армянских государств в мирных и безопасности условиях. В сложившейся ситуации, когда Азербайджан не прекращает убийства на линии перемирия и нагнетает напряженность, Армения и НКР должны предпринять активные контрдействия, как в военной плоскости, так и в дипломатической. В результате целенаправленной работы азербайджанское руководство должно быть поставлено в такие условия, чтобы его приказы убивать в условиях перемирия имели крайне негативные последствия, прежде всего, для официального Баку", - сказал Масис Маилян.
По его словам, международные посредники должны четко и недвусмысленно дать понять Азербайджану, что продолжение военной дипломатии и фактическая подготовка к войне приведут к ускоренному международному признанию НКР. "Более того, странам-посредникам необходимо сделать первые шаги в этом направлении. Например, Нагорно-Карабахской Республике уже следовало бы предоставить статус наблюдателя в ООН и в других международных межправительственных организациях", - считает Масис Маилян. По его словам, "умелое внешнее управление начавшимися в Азербайджане внутриполитическими процессами может оказать позитивное влияние на ситуацию в регионе конфликта".
"Поскольку для авторитарных режимов сохранение власти является важным приоритетом, поддержка демократических и гражданских движений в Азербайджане может сосредоточить внимание бакинских властей на внутриполитических вопросах, оставив в стороне реализацию реваншистских идей. Умелое управление должно исключить ситуации, при которых действующий режим решит возобновить боевые действия против НКР с целью консолидации собственной власти в Баку. Западное сообщество государств может пойти на реализацию подобных превентивных мер, поскольку полученную прибыль от инвестиций западных стран и нефтяных компаний Азербайджан использует не в мирных целях. Выступая на конференции "Безопасность на Южном Кавказе: азербайджано-турецкие отношения" в Турции, бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
По его словам, кроме западных партнеров Азербайджана по нефтяному бизнесу такие влиятельные региональные игроки, как Россия и Иран, имея свои мотивы, заинтересованы в сохранении стабильности в зоне карабахского конфликта. "В частности, военное развитие событий опасно не только для стран Южного Кавказа, но и российского Северного Кавказа. Война на Юге является прямой угрозой хрупкой стабильности на Севере региона. Иранская же сторона опасается того, что, в случае региональной дестабилизации, на его северных границах появятся войска из стран