Последние месяцы были отмечены резкой активизацией деятельности президента Узбекистана по привлечению в страну инвестиций и валюты. Судя по отдельным признакам, Узбекистан с сейчас испытывает серьезный дефицит валютных средств Курс доллара на черном рынке в Ташкенте уже уверенно превысил отметку в 2500 cумов (в начале года доллар стоил здесь меньше 2200 сумов). Независимые узбекские аналитики отмечают, что такого обесценения местной валюты не было за все годы независимости.

Мало кто верит в официальные данные о инфляции в стране (7,3 процента в 2010 году). В первую очередь подорожание коснулось продуктов питания, прежде всего хлеба. Местные эксперты отмечают намного больший уровень инфляции цен на продовольствие. По их оценкам, продовольственные цены только в прошлом году в Узбекистане выросли примерно на 30%. По сообщению ряда источников, в ряде мест из продажи практически исчез дешевый хлеб по цене 400-500 сумов. Не последнюю роль в подорожании хлеба сыграло постановление Кабинета министров от 1 апреля 2011 года о введении акцизного налога на ввозимую пшеничную муку - отныне импортируемая мука будет облагаться акцизом в размере 15% от таможенной стоимости. По официальной версии, "акциз на импортную муку вводится "для упорядочения ввоза отдельных видов потребительских товаров, а также создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий мукомольной промышленности". Однако эти меры правительства Узбекистана по сути направлены на ограничение экспорта зерна и муки из России и Казахстана. Российская и казахстанская мука всегда была широко представлена на узбекском рынке и пользовалась стабильным спросом. Рост цен на хлеб в такой стране, как Узбекистан, имеет не только экономические, но и политические последствия.

Стоит напомнить, что революции в Тунисе и Египте начинались именно с подорожания хлеба - основного продукта питания для большинства населения этих стран. По данным Всемирного банка, цены на энергоносители в Узбекистане в 2010 году уже выросли на 32% При этом многие населенные пункты в Узбекистане сталкиваются с постоянными перебоями в поставках газа, поскольку Ташкент пытается реализовать максимально возможные объемы топлива на внешних рынках за валюту.

Растут и транспортные тарифы. На своем сайте НАК (Национальная авиакомпания) "Узбекистон хаво йуллари" сообщила о том, что 1 июня 2011 года тарифы на местных воздушных линиях будут повышены на 20%. Объяснения причин данного решения нет.

К проблемам инфляции добавляется и проблема отсутствия наличности, что также приводит к росту цен на товары и услуги. По мнению анонимного сотрудника Центрального банка, мнение которого приводит независимый узбекский ресурс, наличные деньги сконцентрированы в руках узкого круга лиц, таких как валютные спекулянты, или же наличность залёживается в авиационных кассах, у предпринимателей, которые боятся хранить свои сбережения в банках. Ожидания дальнейшего усиления инфляции разогревает спрос на валюту., что в свою очередь приводит к вымыванию денежной массы. Она оседает в основном у серых финансовых посредников.

Крайне неблагоприятный (из-за многочисленных случаев фактической конфискации бизнеса) деловой имидж Узбекистана не способствует приходу в страну новых инвестиций. Накануне шестой годовщины Андижанских событий целый ряд ведущих западных СМИ опубликовал крайне критические материалы о существующем режиме в Узбекистане. Так, американский журнал Newsweek включил Ислама Каримова в список десяти мировых "деспотов", особое внимание уделив наличию бизнес-империи клана Каримовых. Такая жесткая критика стала неприятным сюрпризом для президента Узбекистана, который считал, что Запад воздержится от столь жесткой критики хотя бы до окончания военной операции сил НАТО в Афганистане.

Стоит отметить, что несмотря на официальные заявления о постоянном росте ВВП Узбекистана, он остается крайне низким. По официальному курсу Центробанка, ВВП в Узбекистане на душу населения составляет всего 1.290 долларов (согласно данным ЦРУ, по паритету покупательной способности ВВП на душу населения в стране составляет порядка 3.100 долларов). Для сравнения - в соседнем Казахстане доля ВВП на душу населения по паритету покупательной способности приближается к 12.000 долларов, в Туркмении порядка 8.000 долларов.

В такой ситуации Ислам Каримов решил искать новые инвестиции и валюту не на Западе, а на Востоке 19 апреля Каримов прибыл с государственным визитом в Пекин.

По официальной версии, "в ходе переговоров с председателем КНР Ху Цзиньтао состоялся обмен мнениями по состоянию и перспективам двусторонних отношений и другим вопросам регионального и международного характера, представляющим взаимный интерес. По итогам переговоров Ислам Каримов и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой. В ходе визита также подписаны документы о взаимном стимулировании и защите инвестиций, технико-экономическом сотрудничестве, освоении месторождений полезных ископаемых на территории Узбекистана". Из краткого официального сообщения по итогам визита Каримова в КНР становится ясно одно: президент Узбекистана старается получить хоть какие-либо свободные средства в валюте под залог полезных ископаемых страны. Однако политика Китая отличается тем, что он старается не предоставлять несвязанные кредиты своим партнерам и предлагает крайне низкие цены на сырье.

Через месяц Каримов посетил уже Индию. В официальном пресс-релизе по итогам визита было заявлено, что общая стоимость экономического пакета, подписанного в ходе государственного визита президента Узбекистана, превышает 2,2 миллиарда долларов США. Однако и Индия, судя по всему, не готова предоставить Узбекистану валютный кредит.

По информации ряда узбекских экспертов, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов во время своего визита в Узбекистан в начале мая 2011 года также проигнорировал просьбу своего узбекского коллеги о выделении кредита.

Но самое, пожалуй, неприятное для Ислама Каримова то, что с начала года Москва уже практически открыто демонстрирует свое недовольство политикой узбекского руководства. По информации источника в российском МИДе, президент Узбекистана дважды во время телефонных разговоров с Дмитрием Медведевым ставил вопрос о возможности государственного визита в Россию. Российская сторона пока никак не отреагировала на инициативу узбекского президента. Особую тревогу в Ташкенте вызывают инициативы ряда российских ведомств (они были официально озвучены на парламентских слушаниях в Государственной Думе, прошедших 12 апреля 2011 года и посвященных ситуации в Центральной Азии) о введении визового режима для граждан Узбекистана.

На фоне охлаждения политических отношений между Москвой и Ташкентом происходит сворачивание экономических проектов. В начале июня было официально объявлено, что российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) прекратила сотрудничество с Ташкентским авиационным производственным объединением имени В.П.Чкалова (ТАПОиЧ), который ранее собирался войти в состав ОАК. Вице-премьер России Сергей Иванов признал, что планы по интеграции ТАПОиЧ в ОАК "не состоялись", и корпорация решила перенести производство новых модификаций Ил-76 в Россию (ранее Россия планировала отдать производство этого военно-транспортного самолета ташкентскому авиазаводу).

Можно предположить, что в процессе развития Таможенного Союза ЕврАзЭС ( с 1 июля 2011 года перестанет существовать таможенная граница между Россией и Казахстаном) Ташкент столкнется с отменой преференций в торговле c Россией и Казахстаном.