Эксперт: "Кремлевские мечтатели" слишком откровенно симпатизируют планам по уничтожению Приднестровья
ИА REGNUM публикует текст выступления на "Юбилейных чтениях" в Москве, посвященных 15-летию Института стран
Чем больше исторического времени проходит с момента распада Советского Союза, тем исторически объективнее и вывереннее даются оценки данного глобального события и, одновременно, все больше вопросов юридического характера по данному поводу встает перед профессиональными историками и политологами, в том числе, касательно легитимности образования новых независимых государств.
В этой связи хотелось бы напомнить, что существующая уже 21-й год Приднестровская Молдавская Республика никогда не выходила из Советского Союза. Она самоопределилась в его составе 2 сентября 1990 года, когда собственно, государство Республика Молдова еще не существовало.
События, проходившие на территории Приднестровья в 1989-1991-х годах, показывают, что приднестровское общество изначально выступало за сохранение государственно-территориального единства Советского Союза, не мысля себя вне его цивилизационного и политического пространства. Поэтому, когда все же Советский Союз перестал существовать, для приднестровского народа это было не просто крупнейшей геополитической катастрофой, но и катастрофой, которая затронула все базисные составляющие структуры приднестровца как личности.
Именно поэтому, создавая свое государство, приднестровский народ попытался сохранить и воссоздать те комфортные межнациональные условия жизни, которые лежали в основе жизнедеятельности советского общества. Поэтому, в какой-то степени можно сказать, что процесс создания и строительства ПМР, для всех приднестровцев - всегда был некой попыткой сохранения Советского Союза как большой России, констатацией своей российской идентичности, принадлежности к российскому цивилизационному полю.
Сегодня приднестровский политический класс, да и весь приднестровский народ, пытаясь определить свое место в этом разрушенном советском пространстве, приходят к обоснованному мнению, что Приднестровская Молдавская Республика - это правопреемник Советского Союза на данной территории в соответствии со свободно выраженной волей народа.
Причем, и это важно подчеркнуть, свою территорию, население, собственность, ресурсы и др. Приднестровье унаследовало исключительно от СССР, поскольку не выходило из его состава, как например, Республика Молдова.
Также следует уяснить, что для Приднестровья, как в составе Украины в период с 1924 по 1940 годы (в качестве автономии), так и в составе Молдавии, в период функционирования Молдавской Советской Социалистической Республики, определяющим весь уклад жизни общества было нахождение его именно в политико-географических рамках Советского Союза, поскольку административные границы внутри СССР какой-либо изолирующей, существенной роли не играли. В силу чего, в понимании и восприятии приднестровцев - они, как население, как формирующийся народ, прежде всего, были составной частью советского народа и советского государства.
И когда все же это государство рухнуло, они оказались отрезанными от своей исторической, ментальной Родины сотнями километров территории Украины, юридически незаконно включенными в чуждое геополитическое пространство-государство Республика Молдова, стремящееся к объединению с Румынией.
К большому сожалению, сегодня никто из серьезных государственных акторов не хочет глубоко вникать в проблемы юридической обоснованности создания государства Республика Молдова и всенародной легитимации Приднестровской Молдавской Республики. Может быть потому, что в ходе их анализа и проработки выявится очень серьезная правовая коллизия могущая привести к коренному пересмотру всего регионального процесса государственного строительства.
Дело в том, что образование Молдавской Советской Социалистической Республики в 1940 году, в которую была включена территория Приднестровья, с юридической точки зрения было незаконным. Когда в 1924 году в составе Украины, на территории Советского Союза, была образована МАССР (т.е. собственно Приднестровье), это несомненно было политическим актом в ряду мер по возврату Бессарабии в состав СССР. Об искусственности этого действа можно судить хотя бы по тому, что главным обоснованием создания молдавской автономии было то, что якобы на этой территории проживало более 70% молдаван, хотя их на самом деле было около 30% (кстати, как и на сегодняшний день). И когда в 1940 году в результате реализации Пакта
Так вот, - процесс создания МССР, происходил абсолютно на нелегитимной, незаконной основе, поскольку грубейшим образом были нарушены Конституция СССР, Конституция УССР и Конституция МАССР. Иначе говоря, произвольно, без законного на то их согласия, жителей МАССР с одного геополитического пространства, в котором они находились не одно столетие, фактически перебросили и объединили с другим геополитическим пространством. А посему, по мнению многих авторитетных специалистов-государствоведов, так называемое государственное объединение под названием МССР, легитимным не может быть признано. Не случайно, 1-й президент Республики Молдова
Данный исторический экскурс крайне важен в контексте обоснованности образования Приднестровской Молдавской Республики, легитимности ее государственной власти. Ибо 23 июня 1990 года Верховный Совет Молдавии принимает Декларацию о суверенитете, в которой записано, что действия раннее принятых актов, которые противоречат суверенитету Республики Молдова, приостанавливаются и не имеют юридической силы. Тем самым был отменен и Закон СССР от 2 августа 1940 года "О создании МССР", а вся территория тогдашней Молдавии была возвращена в прежний состав и прежние границы. Иначе говоря, верховная власть РМ юридически вывела Приднестровье из состава молдавского государства и подтвердила тот факт, что для Республики Молдова Приднестровье - это чужая земля.
Став по воле народа независимым государством, Приднестровская Молдавская Республика неоднократно поднимала вопрос о включении ее в политико-цивилизационное поле России. В том числе, в качестве участника Союзного государства: Россия-Белоруссия, субъекта интеграционных процессов СНГ. В этих целях она активно пытается решить вопрос превращения ПГУ им. Шевченко в российско-приднестровский университет. Недавно приднестровская общественность была ознакомлена с известным письмом министра иностранных дел РФ
Наконец, как тут не вспомнить референдум 2006 года, на котором преобладающее число приднестровцев высказалось за вхождение Приднестровья в состав России. Этим самым приднестровский народ еще раз подтвердил свою неразрывную связь с Россией и наоборот продемонстрировал, что ни о каком объединении с Республикой Молдова не может быть и речи.
В феврале Приднестровский НИИ стратегического анализа и прогнозирования провел большое социологическое исследование на предмет предпочтений приднестровского населения. Так вот, лишь около 8% опрошенных выразили согласие жить в объединенном с Республикой Молдова государстве. Остальные же - это так называемые приднестровские россияне, защитники своего государства и его вхождения в состав России.
Тем не менее, вопрос "реинтеграции", изобретенной в РМ и навязанной международному сообществу западными акторами активно педалируется, в его поддержку включаются все новые и новые акторы в лице первых лиц западных стран, например, канцлер ФРГ Меркель. Ему симпатизируют министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, специальный представитель России в молдавско-приднестровском урегулировании
Дело дошло до того, что Сергей Губарев, забыв о том, что следует соблюдать дипломатическую лексику, заявил, что Приднестровье может быть свободно от Республики Молдова только в том случае, если улетит на Луну. Так - откровенно нелицеприятно - приднестровскую проблему еще никто не пытался решить.
Настораживает и то, что во время недавнего визита премьера РМ
При этом, судя по всему, специфика объединения мыслится как процесс аналогичный процессу объединения двух Германий. Однако данный опыт совершенно не подходит для Приднестровья, поскольку, как заявил президент Приднестровья Игорь Смирнов, в нашем случае нет согласия народа и властей Приднестровья на объединение, в то время как в Германии при объединении наличествовало согласие двух субъектов объединения. Иначе говоря, соединение в нашем случае возможно, лишь применив насилие к одной из сторон переговорного процесса - Приднестровью.
В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на неоднократные обращения приднестровской стороны к международному сообществу - провести под эгидой ООН общеобязательный референдум (отдельно в Республике Молдова и отдельно в Приднестровье), чтобы выяснить раз и навсегда, чего же на самом деле хочет народ РМ и народ Приднестровья - жить отдельно или соединившись. И по результатам этого референдума урегулировать молдавско-приднестровские отношения. В ответ международное сообщество делает вид, что оно ничего не видит и не слышит. Видимо, ему просто наплевать на истинное мнение народа, ему важнее - что думает политическое руководство США и ЕС.
К сожалению, в последнее время к этой деструктивной позиции стран Запада на приднестровском направлении, как-то исподволь стало присоединяться и российское руководство в лице ее президента. И хотя на словах отдельные представители российского политического класса делают заявления о том, что Россия Приднестровье не бросит, честно говоря, от этих заявлений отдает очень уж откровенной половинчатостью.
Данный подтекст можно обнаружить, анализируя, в том числе, последние заявления и шаги российского руководства в контексте предстоящих в Приднестровье декабрьских выборов президента республики. Складывается впечатление, что "кому-то" в России безразлично, кто персонально станет президентом ПМР, ему важнее получить, так сказать, право подписи под документом об объединении Республики Молдова и Приднестровья. А кто будет персонально этим президентом, это уже вопрос вторичный.
Приднестровским экспертам и аналитикам вот эта излишняя увлеченность объединительной идеей и процессом якобы во имя национальных интересов России, поддакивание западным руководителям в этом вопросе, а иногда и следование в фарватере их стратегических интересов, кажется и бесперспективным, и явно ущербным для самой России как в геополитическом плане, так и в собственно национальном.
Нам совершенно очевидно, что всем заинтересованным лицам следует уяснить, что нынешняя Республика Молдова - это не прошлая советская Молдавия. Разница между ними огромная. За 20 лет в РМ изменилось очень многое. И главное - духовно-идеологическая атмосфера, которая и формирует образ жизни социума. Подавляющее большинство населения Республики Молдова, в первую очередь, молодежь, ориентировано в сторону Европы, в направлении Запада, а вступление в ЕС - официально объявлено первостепенной стратегической целью. Причем в этом среди всех главных политических сил нет расхождений. Все выступают в поддержку этого курса.
Несмотря на интенсивные попытки российского посольства в Республике Молдова и так называемой околопосольской тусовки показать, что не все еще потеряно, РМ, мол, остается в российском духовном и цивилизационном поле, это всего лишь имитация. Да, в Республике Молдова есть группа людей, друзей России. Но не они определяют политический вектор республики. Скорее они отстаивают самих себя в этом качестве.
Большинство же в РМ - это молодые люди, десятки тысяч из которых уже получили образование и воспитание в соседней Румынии, которые начинают занимать ключевые посты в органах государственной власти и которые смотрят на будущее Республики Молдова через призму этого образования и воспитания, на всех парах мечтая ворваться в Европу.
А все разговоры о том, что в Кишиневе на улицах по-прежнему говорят на русском языке, это только разговоры. Молодежь и люди среднего возраста уже давно говорят только по-молдавски (румынски), а в селах выпускники школ и лицеев ни слова не знают по-русски. И это, увы, - реальность сегодняшней Республики Молдова.
А вопрос о том, останется ли у власти в РМ нынешний либеральный альянс или же опять придут коммунисты, принципиальной разницы не имеет, поскольку и коммунисты (вспомните их долговременное правление) тоже ориентированы на Европу.
Поэтому, если все же Приднестровье силой втолкнут в Республику Молдова, это приведет к уничтожению собственно Приднестровья, но не приведет, как мыслят "кремлевские мечтатели", к сохранению РМ в политическом поле России.
Ведь совершенно очевидно, что Республика Молдова - это сугубо национальное государство, ориентированное, в первую очередь, на национальные ценности, в то время как Приднестровье - это интернациональный проект. Нахождение его в составе РМ, приведет к катастрофическому оттоку основного русскоязычного населения со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, оказавшись в РМ, Приднестровье уже превратится в фактор ее внутренней политики, и как там будут или не будут ущемляться интересы приднестровцев, никого из внешнеполитических игроков волновать уже не будет (вспомните хотя бы ситуацию после объединения северного и южного Йемена).
Странно, что этого не видят или не хотят видеть в околокремлевских кругах. Странно и то, что все это происходит на фоне активизации и даже агрессивного стратегического наступления Запада на позиции России по всему фронту. Именно в данном контексте следует рассматривать размещение элементов ПРО в Румынии, под боком у Приднестровья. На днях представители генерального штаба РФ заявили, что к 2015 году в результате развертывания американской ПРО в Европе Россия окажется фактически обезоруженной.
Более того, в каком качестве рассматривают Россию ее западные партнеры можно судить по недавнему аналитическому докладу разведструктур США, в котором ни в одном из сценариев мирового развития Россия не упоминается как влиятельное государство, а лишь как сырьевой источник и партнер Запада.
Поэтому, на наш взгляд, сохранение за собой Приднестровья в качестве стратегической площадки, оппонирующей Западу, явно находится в русле российских национальных интересов. Не случайно руководители приднестровского государства недавно сделали ряд заявлений, касающихся готовности, в ответ на размещение ПРО в Румынии, предоставить территорию Приднестровья для размещения аналогичных российских систем.
В заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том обстоятельстве, что Приднестровье всегда ощущало себя дружественной России составной частью постсоветского пространства, стараясь активно включиться в общеэкономические, культурные, научно-образовательные и политические процессы, происходящие на пространстве бывшего СССР. И не его вина, что Приднестровье при этом часто игнорировали.
Мы и сегодня как никогда настроены на интеграционное сотрудничество в рамках СНГ, в том числе, даже на совместное проживание с Республикой Молдова, но в другом геополитическом поле. Давая на днях интервью польским журналистам, президент ПМР Игорь Смирнов пояснил, что Приднестровье готово объединиться с Республикой Молдова, но только в том случае, если РМ вместе с Приднестровьем войдет в Россию, как это было во времена СССР.