Николай Радов: Белорусам пора снимать розовые очки
Белорусы действительно весьма парадоксальный народ. Что только с ними не делают, они стойко все терпят и считают своей главной целью выживание. Причем достаточно трудно сказать, что должно произойти в стране, чтобы граждане, обуреваемые праведным гневом, принялись требовать лучшей жизни. Вот и сегодня, когда впереди маячат грозные 1990-е (по мнению многих, это еще лучший вариант) создается впечатление, что белорусы не желают признавать кризисной ситуации и продолжают жить с розовой надеждой, что все обойдется. Надо отметить, что подобную "страусиную" позицию (если голова в песке, то я в безопасности) демонстрирует не только народ, но и руководство страны.
Свершившаяся официально в Белоруссии девальвация ни для кого не стала откровением - вся республика уже более двух месяцев живет по "черному" валютному курсу. Однако до сих пор ни премьер-министр
Ряд аналитиков связывает сегодняшнюю позицию высшего руководства Белоруссии с ожиданием российского кредита: как только он придет в республику, все оживут и начнут планомерный "распил" средств между своими министерствами. После того, как закончатся деньги, оживление прекратится, и страна вновь впадет в некую политико-экономическую спячку. С этим нельзя не согласиться, если учитывать тот факт, что белорусские чиновники сегодня действительно не представляют, что следует делать в ситуации, когда нет достаточных средств для продления "белорусского чуда". Основных причин этого, на наш взгляд, не так много:
- руководители высшего звена перестали думать, потому что последние годы за всех думал один человек;
- страх сделать что-то, что вызовет гнев сверху и повлечет за собой потерю столь удобного кресла и места у кормушки;
- нежелание, по различным причинам, молодых политиков и экономистов становиться членами президентской команды;
- отсутствие профессионализма у высшего руководства страны.
Последнее, кстати, кажется наиболее серьезной проблемой, так как сегодня в республике практически нет людей не только способных, но и желающих взять на себя ответственность за будущее страны. В подобной ситуации вокруг Белоруссии начинают кружить различные шарлатаны и авантюристы, готовые заработать на проблемах республики. Чего только стоит появление на белорусских просторах знаменитого основателя финансовой пирамиды
С другой стороны, поведение так называемой политической элиты Белоруссии основывается на поведении и ожиданиях простых граждан, которые озабочены не завтрашним, а сегодняшним днем. Примером может служить пришедшая вслед за валютной продовольственная паника, когда население сметает с прилавков магазинов и складов предприятий (именно так) промышленные и продовольственные товары. Создается впечатление, что в скором времени в белорусских торговых центрах появятся надписи наподобие этой: "Не более трех холодильников в одни руки". Несмотря на то, что никто толком не знает, что делать с несколькими утюгами, телевизорами, пылесосами, соковыжималками, холодильниками и т.п., люди по-прежнему продолжают охоту за промтоварами, решая попутно правительственную задачу разгрузки складских запасов. На наш взгляд, именно такое, порой совершенно неадекватное, поведение белорусского общества и является основой для бездействия руководства страны.
Сегодня практически никто в Белоруссии открыто не проявляет своего недовольства сложившейся ситуацией. Резкое падение уровня жизни, усиление административного контроля и современная "андроповщина" по-белорусски - все это отошло на второй план, уступив место проблеме сохранения нажитых средств. Пользуясь этим, руководство страны решило не заниматься реформированием системы, начав укреплять свою политическую власть за счет административного ресурса. Примечательно то, что методы официальных властей практически ничем не отличаются от приемов советского периода. Например, сегодня представители правоохранительных и административных органов в рабочее время могут остановить на улице любого белоруса, поинтересовавшись его местом и графиком работы. Помимо этого, по всем госпредприятиям и учреждениям под предлогом усиления дисциплины проходят инспекции органов госконтроля, которые проверяют содержание жестких дисков компьютеров (за фильмы, шансон и игры может быть наложен штраф), графики работы (повсеместное сокращение обеденного перерыва до получаса) и уровень заработной платы (нет ли переплат). В дополнение в стране введена ответственность за распространение "ложной" информации о девальвации, кризисе и росте цен.
Самое странное, что белорусы воспринимают все происходящее как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, что подобные, казалось бы, абсурдные действия чиновников, могут иметь гораздо более серьезные последствия, чем это может показаться на первый взгляд.
Во-первых, проведение различного рода проверок на предприятиях станет основой для начала массовых сокращений под предлогом невыполнения трудовых обязательств со стороны работников (увольнять будут не только пенсионеров и алкоголиков, но и всех несогласных с проводимой политикой). При этом за защитой в Белоруссии обратиться практически не к кому, так как белорусские государственные профсоюзы полностью подконтрольны госаппарату и стоят на защите интересов режима. Свободные же профсоюзы, в силу репрессий, малочисленности и недостаточного финансирования не смогут помочь всем нуждающимся. В итоге начнется рост безработицы, который официально будет объявлен борьбой за качество и рост производительности.
Во-вторых, экономическое бездействие правительства и президента неминуемо приведет к резкому сокращению всех социальных программ, к которым белорусы привыкли за годы "застоя": сократят льготное кредитование, увеличат коммунальные платежи и т.п. Причем все будет происходить под молчаливым взглядом населения, которое поставят в ситуацию, подобную той, что сложилась в странах Прибалтики - плати или умирай.
В-третьих, терпение белорусов окончательно убедит руководство страны в том, что с народом можно делать абсолютно все, что угодно, при условии периодической подкормки. Примером служат последние высказывания президента страны, сделанные им в Астане на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева 25 мая: "Мы прекратили продавать валюту из золотовалютных резервов, а тот курс, который установится, тот и будет. Мы его вчера определили на уровне 5 тысяч рублей за 1 доллар. Пускай произошла девальвация национальной валюты, ничего". Даже если забыть про обещания не проводить разовую девальвацию и сохранить уровень средней зарплаты в 500 долларов США, приходится констатировать, что президент не видит сегодня необходимости отвечать за свои слова перед народом. Если в 2009 году Лукашенко возложил всю вину за падение курса рубля на
В-четвертых, в стране начнется резкое социальное расслоение. При этом богаче станут не мелкие и средние предприниматели (о работниках госсектора речи не идет изначально), а крупный капитал и чиновники, которых абсолютно устраивает постепенное скатывание страны в пропасть. Сегодня белорусская бюрократия находится в ожидании грандиозного передела госсобственности. И от того, как на процесс приватизации отреагирует народ, зависит довольно много: чем более запуганным и бесправным будет простой человек, тем проще будет творить беззаконие, подобное тому, что происходило в России 1990-х годов.
Белорусское терпение и безразличие к происходящему в политике могут стать благодатной почвой для описанного выше сценария развития страны. Единственным форс-мажорным обстоятельством, особенно в условиях резкой нехватки валюты, могут стать взаимоотношения с
Несмотря на все вышесказанное, необходимо отметить, что у белорусов все еще остается, пуская и небольшой, шанс исправить ситуацию. После девальвации людям просто не на что жить и каждая копейка на счету, а руководство страны вещает по телевидению о том, что ничего страшного не случилось. Дошло до того, что министр сельского хозяйства и вовсе заявил, что "рубль и не так уж сильно и упал", а цены возросли незначительно (потребительские цены в Белоруссии в апреле 2011 года выросли на 18,1% по сравнению с апрелем 2010 года, продовольственные товары подорожали на 22%). Однако оказывается, что не все готовы мирится с тем, что навязывает им государственная идеологическая машина. Так, на ряде предприятий республики прошли стихийные забастовки. Например, 23 мая рабочие варочно-бродильного цеха акционерного общества "Речицапиво", принадлежащего голландской пивоваренной компании