Зафар Гулиев: Азербайджан: между НАТО и движением неприсоединения
История взаимоотношений Азербайджана и
Оценивая 17-летний путь партнерских отношений Баку и Брюсселя, и особенно опыт сотрудничества последних лет, можно прийти к выводу, что руководство страны не очень заинтересовано в реальном углублении и ускорении процесса интеграции в НАТО. До сегодняшнего дня власти Азербайджана не только избегают каких-либо официальных обращений о вступлении в НАТО, но и всячески замедляют процесс перехода на новый интеграционный уровень - этап интенсивного диалога с альянсом. Как и во многих других внешнеполитических вопросах, руководство страны тянет время и придерживается все той же осторожной и неопределенной позиции, которую можно выразить словами из известной детской игры: "да и нет - не говорить". Уклониться полностью от процесса интеграции в НАТО власть не может - риски для страны и самого правящего режима крайне велики. Спешить с интеграцией правящий режим не хочет, поскольку это может привести к нежелательному обострению отношений с Москвой и Тегераном, непредсказуемо повлиять на карабахское урегулирование и существенно ограничить возможности геополитического маневрирования. В стратегической же перспективе, по мере неизбежной демократизации и "натовской стандартизации" всех сфер жизни, это может создать реальную угрозу для политического самосохранения действующей системы власти. Вот и делаются шаги то вперед, то назад и для таких имитационных маневров, видимо, ещё не исчерпаны лимит времени и лимит терпения самого альянса.
Особенности этой осторожной выжидательной игры наиболее наглядно просматриваются в беспрецедентной истории трехкратного повторения программы IPAP - Плана действий индивидуального партнерства, рассчитанного на 2 года. Когда в конце 2007 года истек срок действия программы IPAP-1, то согласно опыту других стран-партнеров, следовало ожидать выхода Баку на новый уровень интеграции - интенсивный диалог. Вместо этого официальный Баку принял "соломоново решение" просить НАТО еще раз повторить уже завершенную программу сотрудничества, тем самым, отодвигая в будущее свой непростой выбор. То, что НАТО пошло навстречу этому пожеланию Баку, свидетельствует, что и в структурах Альянса хорошо понимают "затруднения" Азербайджана и поддерживают "неопределенный" статус этой страны. В 2009 году истек срок действия программы IPAP-2, но тут же была достигнута договоренность о повторении весной 2010 года этой программы ещё на два года - в формате IPAP-3. Видимо, данная программа - обозначающая, но заметно не продвигающая процесс интеграции - будет продолжаться до тех пор, пока Баку, а отчасти и Брюссель, не определятся по вопросу о военно-политических перспективах сотрудничества и членстве Азербайджана в НАТО.
Вместе с тем, в 2009-2010 годах, особенно с учетом пострузинского контекста развития событий, вопрос о членстве Азербайджана в НАТО был предметом довольно активного обсуждения и вызывал повышенный политический интерес. До 2009 года в главных номинантах на вступление в НАТО (среди стран
В тот момент складывалось впечатление, что Вашингтон и Брюссель в большей мере были заинтересованы не столько в инициировании самой процедуры вхождения Азербайджана в Альянс, - они осознают, что этот процесс может занять длительное время - а в принятии официальным Баку политического решения в пользу членства в НАТО. Вместе с тем, официальный Баку никак не отреагировал на эти реверансы со стороны НАТО и продолжал всячески уклоняться от прямого вопроса - хочет ли он быть членом альянса и готов ли активно "работать" для реализации этой цели. Вплоть до настоящего времени сохраняется довольно странная ситуация, когда власти Азербайджана постоянно говорят о приверженности стратегическому курсу на вхождение в евроатлантическое пространство, выражают заинтересованность в активном сотрудничестве с Брюсселем, но в то же время ничего не делают для ускорения процесса интеграции и всячески избегают конкретики в вопросе о вступлении в НАТО.
В том, что Азербайджан упорно не спешит инициировать членство в НАТО можно усмотреть ряд причин:
* До обеспечения благоприятной (для вступления в НАТО) геополитической ситуации официальный Баку остерегается портить отношения со своими влиятельными соседями (Россией и Ираном).
* На горьком опыте Грузии Баку ждет от НАТО более четких гарантий своей безопасности и без этого не желает подвергать себя дополнительным рискам,
* До принципиального решения карабахской проблемы и вопроса освобождения оккупированных территорий, с учетом активной роли и потенциала влияния Москвы в этом процессе, официальный Баку не заинтересован в резких геополитических движениях и в дилемном выборе между НАТО и
* Сохранение неопределенной ситуации и следование осторожной сбалансированной политике отвечает сугубо прагматическим интересам официального Баку, крайне заинтересованного в сохранении свободы конъюнктурного маневрирования,
* Углубление партнерства с НАТО и инициирование процесса вступления в организацию предполагают осуществление системных преобразований в стране, в том числе в аспекте либеральных реформ, демократизации и борьбы с коррупцией, что, конечно же, не вызывает особого энтузиазма у официального Баку.
* Наконец, официальный Баку, до конца прошлого года, видимо, благоразумно предпочитал дождаться принятия в Лиссабоне Новой стратегической концепции НАТО и в соответствии с заложенным в неё содержанием определять стратегию дальнейшего поведения.
Последний мотив, если он действительно имел место, можно было бы признать вполне разумным. Тем более, что Лиссабонский саммит вызвал ассиметричную реакцию Азербайджана и Армении: Баку связывал с ним определенные оптимистические ожидания, а Ереван полубойкотировал его, из-за намерений альянса включить в новую стратегию НАТО принципа приоритетной поддержки территориальной целостности и суверенитета государств. В силу данного мотива можно было ожидать, что после лиссабонского саммита официальный Баку несколько ускорит темпы интеграции в НАТО и более ясно определит свою позицию по вопросу членства в Альянсе. Но и после саммита руководство Азербайджана продолжало придерживаться неопределенной и странной стратегии "партнерства без интеграции", "сотрудничества без обязательств".
На днях же, как гром среди ясного неба, было озвучено сообщение МИД страны о том, что Азербайджан станет полноправным членом международной организации "Движения неприсоединения". В сообщении указано, что на 16-й встрече министерской организации, которая пройдет 25-27 мая в Бали, Азербайджан официально вступит в данную организацию. Как известно, "Движение неприсоединения" объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. В настоящее время данная международная организация объединяет 119 государств мира. После сообщения МИД многие наблюдатели и эксперты пришли к однозначному выводу, что имеет место отход Азербайджана от прежней политики интеграции в НАТО. Но так ли это на самом деле?
К слову сказать, сам Брюссель пока предельно спокоен, никак не реагирует на сообщение МИД Азербайджана и сохраняет с Баку прежний уровень активных контактов и партнерских отношений. Так, в эти дни ожидается визит в Баку начальника совместных планов операционного директората командования объединенных сил (КОС) НАТО в Брунссуме бригадного генерала
Начнем с того, что Азербайджан не вдруг пришел в эту организацию. Он вместе с 15 другими странами (Арменией, Украиной, Казахстаном, Китаем и т.д.) уже которое время имеет статус наблюдателя в этой организации. К слову сказать, статус наблюдателя отнюдь не мешал той же Украине ранее наращивать процесс интеграции в НАТО. Отметим также, что до вступления в НАТО полноправным членом Движения неприсоединения была Румыния: затем, сделав выбор в пользу североатлантического альянса, она спокойно и без проблем покинула эту организацию. Статус члена Движения неприсоединения, хотя особо оговаривает неучастие в военно-политических блоках, но отнюдь не диктует необходимость нейтралитета и не связывает страну в вопросах военно-политического сотрудничества и выборе партнерских отношений. Вспомним, что членами Движения неприсоединения являются такие страны как Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан, Ирак, Палестина, Иран и т.д., которые вряд ли можно считать нейтральными, демилитаризованными, находящимися вне действия военно-политических блоков или не имеющими военных и политических пристрастий. К слову сказать, вряд ли можно согласиться и с тем распространенным тезисом, что вступая в Движение неприсоединения, официальный Баку хочет защититься от внутренних и внешних революционных угроз и, таким образом, стать как бы недосягаемым для возможного прессинга НАТО. Почти все арабские страны, включая Тунис, Египет, Ливию, Сирию и т.д., являются членами Движения неприсоединения. Защитило ли это их от революционной волны или от прессинга НАТО?
Полагаю, что выбор Баку (вслед за Узбекистаном и Беларусью) в пользу Движения неприсоединения обусловлен все той же стратегией конъюнктурной мультивекторности во внешней политике, направленной на то, чтобы держать все двери открытыми и не загонять себя в геополитическом отношении однозначно маркированную позицию. Баку будет активно "тусоваться" в организации Движение неприсоединения, но в то же время не откажется (не отважится отказаться) и от партнерских отношений с НАТО.