Николай Радов: Чем теракт в Минске помог белорусским силовикам
После теракта в Минском метрополитене 11 апреля Белоруссия по-прежнему находится в некой прострации, позволяющей власть имущим решать собственные проблемы за счет простых граждан. Даже ежедневное повышение цен (за первый квартал потребительские цены выросли на 16% по сравнению с периодом прошлого года) уже не так беспокоит простых белорусов, как постоянная информация о расследовании апрельской трагедии и всего, что с ней связано. Репортажи государственных СМИ за последние несколько дней стали напоминать сводки с фронтов - постоянно кого-то задерживают, что-то раскрывают и где-то находят. И все это происходит под неусыпным надзором одного человека, о котором так уже много сказано, что добавить еще чего-то нового, пожалуй, уже нельзя.
Помимо работающих в поте лица средств массовой информации, в республике активизировались абсолютно все госчиновники, почувствовавшие своим седалищным нервом острую необходимость стать единой стеной с президентом на пути терроризма и валютно-финансовой анархии. О народе номенклатура, как правило, не вспоминает, делая упор на некие эфемерные явления в общественной жизни страны и считая своим прямым долгом повторить все сказанное ранее главой государства (особенно в почете новая "фишка" - разглагольствование о некой "пятой колоне" в Белоруссии). Параллельно высшие госчиновники, ежедневно отчитываясь перед президентом, стараются как можно более выгодно себя подать: все, что вы нам поручили, и даже больше, мы сделали. Особенно в этом преуспели силовики, которые не только за два дня раскрыли преступление, напоминающее обыкновенную "подставу", но и провели очередную операцию по разоружению населения.
Напомним, что за незаконное хранение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ УК Белоруссии предусматривает до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Однако добровольная сдача оружия и боеприпасов освобождает от уголовной ответственности.
Необходимо сказать, что похожие операции, направленные на борьбу с незаконным хранением всех видов оружия, проводятся ежегодно и, как правило, с особым усилием как раз в весенний период. В нынешнем году, по информации заместителя министра внутренних дел - начальника милиции общественной безопасности Евгения Полуденя, в результате проводимой с 12 апреля спецоперации "Арсенал" было изъято 200 единиц незарегистрированного огнестрельного оружия, 11 килограммов взрывчатых веществ и возбуждено около 50 уголовных дел за их незаконное хранение. Только в одной Минской области изъято более 1,6 тысячи боеприпасов, 33 единицы оружия (в том число 8 единиц нарезного и 2 газового), а также 11 взрывных устройств. Правда, что подразумевается под термином "взрывное устройство", точно никто не знает. Можно только предположить, что в их число могут быть зачислены различного рода устройства, предназначенные для браконьерской рыбной ловли, которая в Белоруссии начинает набирать обороты именно в середине весны. Иначе подобная информация, бодро представленная генералами президенту, может быть неправильно истолкована простыми гражданами - 11 взрывных устройств, значит 11 возможных терактов, которые не свершатся лишь благодаря действиям силовиков. А что если милиция и
Однако вернемся к оружию. По словам представителя
2010 год оказался не менее успешным в деле борьбы с незаконным обращением оружия. Еще до начала операции "Арсенал" (проходила с 29 апреля по 2 мая), за два первых месяца года на территории республики было изъято 258 единиц незарегистрированного оружия, а также более 4 тысяч боеприпасов различного калибра. Свыше 2 тысяч боеприпасов и 824 единицы данной категории оружия сданы гражданами добровольно. Всего же в 2010 году при проведении различных мероприятий из оборота были изъяты 1171 единица незарегистрированного оружия (добровольно сданы в органы внутренних дел еще 1445 единиц такого оружия), более 30600 боеприпасов различного калибра (более 95000 боеприпасов различного калибра сданы в органы внутренних дел добровольно), а к административной ответственности за нарушение правил хранения, регистрации и перерегистрации оружия привлечены 2545 граждан.
Как видно из всего вышеперечисленного, действия белорусских силовиков в условиях усиленного несения службы, мягко говоря, далеки от прошлогодних результатов. Причины в данном случае могут быть разными: или милиционеры плохо работают, или оружия стало меньше, или же население стало лучше прятать оружие в страхе быть обвиненным в причастности к терактам, как это случилось с так называемыми "черными копателями", промышляющими несанкционированными раскопками на местах военных действий времен
Нельзя отрицать того факта, что формально глава государства абсолютно прав: в стране не должно быть распространено незаконное хождение оружия и всего, что с ним связано. Деятельность "черных" археологов так же должна быть взята под жесткий контроль для недопущения появления в стране оружия времен войны. Однако то, как и почему реализуются на деле поручения главы государства, заставляют задуматься о реальных причинах проводимых мероприятий. На наш взгляд, на сегодняшний день их всего две.
Во-первых, страх потерять место у государственной кормушки, так как обвинения в халатности и несоответствии занимаемой должности в Белоруссии даже президент пока не отменял. Поэтому и стараются белорусские чиновники. Правда, мероприятия, предлагаемые ими, не блещут оригинальностью. Все тот же Полудень сообщил, что под руководством секретариата Совета безопасности еще в прошлом году была создана рабочая группа, которая разработала технические требования по осуществлению видеонаблюдения и пропускному режиму в местах массового скопления людей. Подобные мероприятия были предложены еще несколько лет назад в рамках борьбы с хищениями оружия из мест его хранения. Для предупреждения подобных явлений планировалось активизировать работу по обследованию магазинов, реализующих служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему, а с персоналом этих учреждений провести дополнительные инструктажи. В дополнении к этому, с целью повышения "технической укрепленности" планировались меры к оборудованию торговых залов таких магазинов системами видеонаблюдения, а также их оснащению средствами тревожной сигнализации.
Сегодня подобные мероприятия предлагаются вновь, только они дополнены предложениями установить на всех станциях минского метрополитена рентгеновские установки для досмотра крупногабаритных вещей и арочные детекторы для определения взрывчатых и наркотических веществ. Но почему-то кажется, что дальше изъятия со всех платформ Минского метрополитена скамеек (кстати, тоже после требования Лукашенко, который, по-видимому, разбирается во всем лучше любого другого человека в стране) дело не пойдет, так как средств, как всегда, не хватит. Вот на резкое пополнение состава милиции финансы есть, а на остальное - увы.
Во-вторых, как бы это ни звучало цинично и, в какой-то степени, безнравственно, теракт позволяет белорусским силовикам практически в открытую провести межведомственные разборки, главным призом которых может стать благосклонность руководителя страны (нынешнего или будущего - неважно). В перспективе это будет означать увеличение полномочий и, что немаловажно, финансирования, часть из которого будет успешно "распилено" между высшими руководителями победившего ведомства. Данное утверждение не означает, что абсолютно все представители силовых структур заботятся только о себе, предоставляя простым граждан самим думать о своей безопасности. Однако начавшиеся в стране внутренние расследования о халатности работников министерства внутренних дел, допустивших пронос в метро взрывного устройства с одной стороны, и практически моментальное раскрытие органами КГБ теракта с другой, могут свидетельствовать о том, что эти два ведомства сегодня куда больше озабочены своей борьбой за спиной у президента, чем государственной безопасностью.
Истинный смысл всего происходящего в настоящее время в Белоруссии, по всей видимости, станет понятен еще не скоро. Но уже сегодня ясно одно - в стране, отличавшейся последнее десятилетие политической стабильностью, назревает весьма серьезный передел практически всех сфер жизнедеятельности общества, разменной монетой в котором станет белорусский народ.