Азербайджанский теолог: "Ни один из арабских протестов не добавил ничего в актив Запада"
Интервью ИА REGNUM с председателем азербайджанского Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM), теологом Ильгаром Ибрагимоглу.
ИА REGNUM: В чем вы видите причины возникновения "арабского синдрома"?
Массовые протестные явления в арабском мире - результат накопления многолетнего клубка проблем. С одной стороны - отсутствие прав и свобод, невозможность посредством свободных выборов формировать представительные органы власти, с другой - экономический спад, обнищание населения на фоне баснословного обогащения коррумпированной верхушки. Все это обусловило как характер, так и продолжительность акций протеста.
ИА REGNUM: Готовились ли заранее эти события извне?
На мой взгляд, ни один из результатов арабских протестов не добавил ровным счетом ничего в актив Запада. Точнее, той части западного истеблишмента, который придерживается т.н.
Другой вопрос - имелись ли подобные прогнозы в наличии определенных кругов Запада? Конечно. Вокруг
ИА REGNUM: В чем причина того, что известные события охватили несколько государств?
Здесь несколько причин: глобализирующийся мир изрядно стер границы между государствами, социальные сети и прочие коммуникационно-технологические феномены сблизили и обобщили миллионы пользователей как в регионе, так и во всем мире. Другая причина кроется в родственности проблем в арабском мире. А значит, и удавшиеся рецепты в одной стране автоматически вызывают соответствующий импульс в другой. После успеха демократических выступлений в Тунисе проявился эффект "домино". А падение диктатуры в Египте окончательно утвердило всех в неотвратимости перемен.
ИА REGNUM: К каким итогам эти события могут привести в будущем?
Арабский мир, да и весь Ближний Восток уже не будет прежним. Там произошел гигантский исторический скачок, и народы поверили в свои силы в участии в общественно-политических процессах. Остается еще целый ряд стран - потенциальных кандидатов на перемены. Здесь можно указать и Алжир, и Йемен, и Бахрейн, и ту же Саудию. Еще арабские протесты выявили одну любопытную деталь: население уже не удовлетворяется только хлебом и зрелищами. Они хотят свободы. Люди хотят достойной жизни. Так что, протесты возможны и в таких "сытых" странах, как Кувейт, Катар, ОАЭ. Не в таких формах и масштабах, но возможны.
ИА REGNUM: Чем вы объяснили бы активность молодежи в указанных процессах?
В первую очередь, доступом к информационным технологиям, коммуникационным средствам. Конечно же, играет свою роль и тот аспект, что у молодежи еще вся жизнь впереди, и не хочется прожить ее, денно и нощно восхваляя доморощенного "великого кормчего", который бесстыдно занимается разграблением национальных богатств. И, конечно же, молодежь сама по себе более пассионарна, более активна, более предрасположена к переменам, менее консервативна. Но, конечно же, основная причина активности арабской молодежи кроется в глубинном комплексе неполноценности, вызванном тем, что ее страна является сырьевым придатком Запада, неадекватным поведением властей страны против сионистской агрессии Палестины и т.п. Таким образом, можно сказать, что арабская молодежь захотела жить достойно, и это желание вызвало в конечном итоге такие общественно-тектонические явления.
ИА REGNUM: Какие религиозные мотивы могли спровоцировать ситуацию?
Скорее надо говорить не о религиозных, а о ментальных мотивах. Религия, как учение, привносящее понятие достоинства и необходимость защиты чести и достоинства, является одним из мощных аспектов, формирующих эту ментальность. Арабская молодежь выросла в атмосфере, в которой царила коррупция, вседозволенность, здесь были высокие показатели безработицы, и низкие показатели уровня жизни. Здесь царило беззаконие, правовой нигилизм, бесправие. И все это на фоне продолжающейся израильской агрессии, высокомерного отношения со стороны Запада. Все эти факторы в конечном итоге подвигли огромные людские массы на коренные общественно-политические.