Алексей Кочетков: Украинская революция. Акт второй
Стороннему наблюдателю, на расстоянии интересующемуся украинской политической жизнью, может показаться, что Украина окончательно преодолела "революционный" этап своего развития и надолго вошла в полосу "стабилизации". Прошедшие осенью прошлого года местные выборы закрепили победу "регионалов" и окончательно отодвинули "оранжевых" на задворки украинской политики.
Для зрителя общая картина представляется скучной и неинтересной. На переднем плане - видимость стабилизации и даже некоторый рост экономики, постреволюционный передел собственности и массовое трудоустройство уроженцев Енакиево и Макеевки в государственных и коммерческих структурах. Зритель это уже не раз видел в разных национальных декорациях. Казалось бы, трудно не согласиться с Виктором Федоровичем и его соратниками, утверждающими, что непосредственно связанный с правлением
Трудно, но, видимо, всё-же придется не согласиться. Стоит погрузиться в украинскую действительность непосредственно на месте и в голове рефреном начинает звучать старая песня: "есть у революции начало - нет у революции конца".
Прежде чем привести аргументацию в пользу тезиса, что в Украине реализуется новый революционный сценарий, хочу отметить, что этого никто, и не скрывает. И факты, приведенные мной ниже, взяты из общего информационного пространства. Но не думаю, что украинским властям от этого будет легче.
Просьба к зрителям занять свои места.
Даже у журналистов, пишущих за деньги Партии Регионов, нет сомнения в том, что социальное положение украинцев ухудшается со дня на день. И реляции премьер-министра
Например, в марте 2011 года, специалисты социологической компании Rating Group выяснили, что если раньше главными кошмарами украинцев были Чернобыль и преступность, то теперь - безденежье и безработица. По данным их исследований, 50% украинцев назвали экономический упадок угрозой номер один для себя. Далее (47%) следуют опасения по поводу роста безработицы, а замыкает тройку самых больших страхов обесценивание гривны, которого боится каждый пятый украинец. Аналогичные опросы Института социологии НАНУ показывают, что страхи межнациональных конфликтов, голода и последствий Чернобыльской катастрофы, актуальные в начале 1990-х, сегодня отошли на второй план, уступив абсолютное лидерство сугубо экономическим фобиям. Никого не интересует, что нынешняя власть не отвечает за последствия мирового финансового кризиса и никоим образом не влияла на принятие и реализацию антикризисных действий в 2008-2009 годах. Благодаря информационным атакам политических и иностранных оппонентов Партии Регионов и действующего Президента, именно реформаторские действие правительства являются основными источниками фобий украинцев. И тут совершенно не важно, насколько нужными и необходимыми являются налоговые, пенсионные и другие реформы. Главное уже есть: красноречивая статистика, соответствующий видеоряд с голодными гражданами Украины, социально угнетенными властями. И, что самое главное, у заказчиков новой украинской революции в активе есть неправительственные организации, которые защищают права народа перед лицом власти.
В связи с "общемировым революционным подъёмом" начала 2011 года только очень ленивый политолог не сказал, что в современном мире революция это отработанный технологический процесс. Новейшая украинская история подтверждает этот тезис на сто, если не на все двести процентов. С точки зрения технологии, для успешной революции в нынешних украинских условиях нужно всего несколько составляющих:
Низы уже не могут, а верхи еще не хотят
Достаточно нескольких красивых лозунгов о защите прав человека, социальной справедливости, коррупции и воровстве во власти, обнищании населения для успешного обоснования революции. Страдание народа и несостоятельность власти в вопросах улучшения социального положения простых украинцев может оправдать любой, даже самый радикальный сценарий.
Массовая сетевая агитация
Наличие неправительственных структур и организации с подготовленными специалистами по мобилизации различных социальных групп, с соответствующими каналами распространения информации и ресурсов. Тут, прежде всего, важно создание всеукраинских структур, которые бы курировали и финансировали сетевые организации по работе с гражданскими активистами в регионах. Особенно с теми, кто работает с различными социальными группами, в органах самоорганизации населения, с предпринимательскими и профессиональными объединениями. И, главное это никак не связано с политическими партиями.
Основными направлениями действия являются:
- органы самоорганизации населения (СОН), как низовые структуры, которые объединяют население по месту жительства и которые могут стать, при необходимости, важным средством мобилизации населения;
- обеспечение устойчивой работы общественных и благотворительных организаций, а также их активистов, обученные в рамках донорских программ, прикормленные всеукраинскими организациями, которые распределяют деньги доноров, на работу с различными целевыми группами;
- обеспечение финансовой устойчивости неправительственных организаций, как за счет, средств местного бизнеса, так и за счет средств государственного и местных бюджетов. Это также делается для того, что бы скрыть потоки внешнего финансирования и провести новую революцию с минимальными расходами для внешнего заказчика. Так сказать, экономреволюция.
- борьба с коррупцией. Международные доноры тратят десятки миллионов на борьбу с коррупцией и значительная часть этих средств идет через НПО.
Внедрение агентов влияния в структуры власти
С обиженными олигархами или политическими оппонентами это понятно. Важно внедрение представителей различных общественных и благотворительных организаций в структуры исполнительной власти, например, через общественные советы для создания постоянного негативного фона в отношении действия власти. Важной составляющей успеха является также подкуп чиновников органов местного самоуправления. Следует вспомнить, что именно лояльная позиция мэра Киева А. Омельченко, позволила первой волне оранжевых революционеров укрепиться в Киеве и создать палаточный городок.
Озабоченная соблюдением прав человека международная общественность и другие источники финансирования
Новая украинская революция будет проходить по отработанным североафриканским технологиям. Идеологи партии власти могут считать, что у них все под контролем: суды,
Мубарак в Египте тоже все контролировал. Как ему казалось. Возможно, Виктор Федорович Янукович не ставит себя на один уровень с Мубараком. И это обосновано. У украинских властей нет того геополитического значения, который имел режим Мубарака для решения не только региональных, но и общемировых проблем. Тут и безопасность Суэцкого канала, в том числе от иранских военных кораблей, и налаженные египетско-израильские отношения, форпост интересов США в Северной Африке, постоянные многомиллионные заказы на покупку американского оружия. В отличие от Украины, Египет был реальной туристической Меккой. Украинская власть не может похвастаться подобными аргументами для обеспечения собственной безопасности.
Единственными украинскими "плюсами" является уже достаточно спорная по своему энергетическому значению ГТС, и традиционная роль "раздражителя" России. Что касается последнего "геополитического аргумента", то может быть, после визита премьер-министра РФ
Революционная среда
Вернёмся к вопросу создания революционных сетей. 13 апреля в среду на сайте Международного фонда Возрождение (
Опустим вопрос, для кого должно быть открытым украинское общество? Возникает другой, не менее интересный вопрос. Насколько г-н Быстрицкий является реальным руководителем Фонда. Мне он напоминает, скорее философствующего зиц-председателя, который будет "сидеть за всех"? Учитывая некоторую рассеянность в высказываниях, и, судя по всему, неосведомленность о работе, как собственной организации, так и о деятельности Сороса в Украине я склоняюсь к последнему.
Ведь не секрет, что когда мировой финансовый спекулянт, обрушивший не одну валюту мира, за неделю до резкого падения гривны 8 ноября 2008 года тайно встречался с премьер-министром Тимошенко, по дороге в Борисполь, г-н Быстрицкий заявлял, что ничего про эту встречу не знает. Ведь не может реально задействованный в работе Фонда директор, отвечая на высказанные опасения Александра Ефремова, спутать Северную Африку с Южной. Видимо философское образование директора Фонда Сороса в Украине заставляет его ум носиться в эмпиреях, не спускаясь на грешную украинскую землю. Не мог же он не знать в каком направлении работают "группы молодых ребят", которые руководят его программами, например, программой "Усиления влияния гражданского общества". Ведь не зря же директор этой программы Алексей Орловский выдал в преддверии местных выборов 2010 года два гранта подряд Начальнику управления внутренней политики администрации оранжевого мэра Одессы
Грант 42675 (2010.09.01) в размере 150.000 "Для регламентации деятельности органов самоорганизации населения".
Грант 43389 (2010) в размере 120.000 "Самоорганизация населения в Одессе: второе дыхание" И в том и другом случае получателем оказался Начальник управления внутренней политики А. С. Крупник.
Если говорить технологическим языком, то деньги выделялись представителю оппозиционной Президенту Януковичу политической силы. Цель финансирования - усиление влияния на органы самоорганизации населения.
Правда, при получении гранта 42675 А. С. Крупник представлял Всеукраинскую организацию "Ассоциацию содействия самоорганизации населения" (структура, очень близкая к Алексею Орловскому). При получении гранта 43389 А.С. Крупник уже представлял Одесский общественный институт социальных технологий.
И простой просмотр, сайта Фонда Сороса в Украине показывает, что таких программ и проектов не один десяток. В 2011 году, уже в качестве лидера гражданского общества за деньги Фонда Сороса он проводит всеукраинскую конференцию, где вовлекает в сферу своей деятельности мэрии большинства городов Украины. Конференция "Социальный заказ в Украине: опыт 10 лет внедрения" где обосновывает необходимость финансировать местные НПО за счет местных же бюджетов. В этом нет ничего странного, но в бытность свою куратором социального заказа в г. Одессе Андрей Крупник, значительную часть средств местного бюджета передавал собственной организации "молодого человека" из команды Сороса, директору программы "Усиления влияния гражданского общества" Алексею Орловскому и именно на органы самоорганизации населения. СОНы являются тем низовым территориальным образованием, через которое можно активно влиять на население и быстро мобилизировать на различные социальные протестные действия.
По данным Информационного Агентства "Контекст - Причерноморье", 16 марта 2011 года, директор Одесского общественного института социальных технологий Андрей Крупник заявил, что в Украине не заинтересованы в существовании и активном развитии гражданского общества, передает корреспондент. По словам А. Крупника, "в нашей стране не заинтересованы в существовании и активном развитии гражданского общества потому, что таким обществом политикам труднее манипулировать и управлять". Интересно, в рамках какого проекта международных доноров, политический противник Партии Регионов проводил эту пресс-конференцию.
Надеюсь это не новая для Е.К. Быстрицкого, информация о том, что программы по развитию "североафриканского сценария" идут и финансирование различных организаций продолжается.
Украинский независимый центр перспективных исследований (УНЦПИ) с 2010 года проводит кампанию по лоббированию проекта Закона Украины "Про благотворительность и благотворительные организации" (№ 6343 от 26 апреля 2010 года).
С 19 по 22 апреля планируется рассмотрение этого законопроекта в Верховной Раде. Не буду анализировать все аспекты этого документа. Есть много вопросов и у Главного научно-экспертного управления ВР, который в своем выводе от 9.02.2011 года рекомендовал отклонить данный законопроект. Учитывая перечень авторов законопроекта Левочкину Ю. В. (партия регионов), Фельдман Александр Борисович (партия регионов), Зарубинский О. А. (
Однако характерен, предваряющий результативную часть, комментарий: "По мнению большинства членов Комитета по вопросам культуры и духовности, положение законопроекта (в частности, упрощение регистрации благотворительных организаций), несмотря на некоторое несовершенство в деталях, содержат изменения, которые могут улучшить состояние благотворительности в Украине". Можно предположить, что основное содержание Решения Комитета было подготовлено экспертами УНЦПИ, так что удивляет такая скромность Комитета в аргументации в пользу Законопроекта. Но оставим изучение качества документа для юристов, а также на рассмотрение финансирующей стороны. Лоббистский сайт этого законопроекта, под названием "Адвокатирование проекта Закона Украины "О благотворительности и благотворительных организациях" сделан, "... в рамках проекта "Объединяемся ради реформ (UNITER)", который финансируется Агентством США по международному развитию (
В искренность американского народа можно поверить безоговорочно. Ведь не сразу "принуждение к демократии" происходит по горячему, ливийскому сценарию. В некоторых странах необходима предварительная работа и вот эту работу, как показывает опыт, и осуществляют различные неправительственные организации и мозговые центры, типа вышеуказанного Украинского независимого центра перспективных исследований. Характерен перечень организаций, который участвуют в лоббировании данного законопроекта:
Фонд Сороса в Украине,
Фонд Восточная Европа (бывший американский фонд ЕВРАЗИЯ, действующий на деньги американского правительства),
Фонд
Фонд
греко-католический
Фонд братьев Кличко (чьи политические амбиции и на Киев и на более высокие уровни политической активности растут день ото дня),
Фонд
Украинский форум благотворителей (организация которой, в период ее становления и развития, управлял бывший представитель бывшего Президента
Фонд
ЧТО же объединило этих благотворителей, и ради чего тратятся деньги искреннего американского народа. Дьявол кроется в деталях. И самая важная деталь, которая объясняет цели этой деятельности, кроется в пункте 1, Статье 3 Цели благотворительной деятельности: "Целями благотворительной деятельности есть содействие признанию, осуществлению или защите прав, свобод и законных интересов бенефециариев в сферах..."
Учитывая политическую ангажированность официальных лоббистов этого законопроекта, совершенно понятно, почему под маской благотворительности они планируют финансировать правозащитную и лоббистскую деятельность. Предельная политизация экспертных и правозащитных НПО, позволяет предположить, что, прежде всего, принятие данного законопроекта позволит финансировать аналитические центры, которые будут давать соответствующие выводы, правозащитные организации, которые начнут проводить информационные кампании, работать с соответствующими целевыми группами, для использования их в данной деятельности.
Этот тезис подтверждает и пункт 4, статьи 6: "Условия конкурса могут определять действия, которые бенефициарий должен выполнить в пользу третьих лиц, которые не являются связанными лицами благотворителя". Эта норма превращает бенефициариев в средство влияния благотворителя на некие "третьи лица". Теперь благодаря принятию этого Закона, мозговые центры, сетевые организации смогут показать источники финансирования, и обеспечить финансовую устойчивость своих сетевых общественных и благотворительных организаций.
Зачем тратить деньги искреннего американского народа, если можно, так сказать, поставить революционный процесс на самоокупаемость.
При этом выбран достаточно эффективный способ вовлечение лидеров общественных и благотворительных организаций в сферу своей деятельности. Под лозунгом, власть должна создать условия для финансовой устойчивости благотворительной деятельности они осуществляют всеукраинскую лоббистскую кампанию.
Практически все НПО, которые входят в те или иные листы рассылки, получили предложение от УНЦПИ поучаствовать в лоббировании законопроекта "О благотворительности и благотворительных организациях". В письме указаны адреса, по которым украинские НПО, которым небезразлично собственное финансовое состояние, должны надавить на Верховную Раду, что бы 19-22 апреля проект Закона был одобрен на очередном заседании ВР.
Письма нужно направлять по следующим адресатам:
(044) 255-33-00 - Александр Ефремов (Председатель фракции Партии регионов в ВР)
(044) 255-21-33 -
(044) 255-24-01 -
(044) 255-25-13 -
(044) 255-20-51 -
(044) 255-24-79 - Игоры Рыбаков, (Председатель фракции "Реформи заради майбутнього" в ВР).
Параллельно с основной задачей лоббирования, решаются также две дополнительные задачи: с одной стороны отрабатываются механизмы массового воздействия на Верховную Раду, с другой стороны НПО, вовлеченные в этот процесс становятся "соратниками" и их вовлекают в дальнейшую деятельность. И таких примеров множество.
Я не буду писать о борцах с коррупцией из информационной службы Творческого объединения "ТОРО" - Контактной группы в Украине
Этот проект является хорошим примером консолидации различных доноров на почве борьбы с коррупцией среди чиновников, является проект Этот проект реализовывался в сотрудничестве с Корпорацией "Вызовы тысячелетия" при поддержке Агентства США по международному развитию. Проект осуществлялся кампанией Менеджмент Системс Интернейшнл (MSI) в партнерстве с Фондом Украина - США, Интерньюз Украина и другими получателями грантов из денег американского народа. По моим подсчетам через проект профинансировано более сотни НПО из всех регионов Украины.
Не буду детально рассматривать:
- все сетевые информационные ресурсы, не связанные с политическими партиями, но финансируемые различными международными организациями. Их гораздо больше, чем про-правительственных информационных сайтов.
- значительные средства, направляемые через то же УНЦПИ на работу с общественными советами при органах исполнительной власти и скандалах, которые сопровождают процесс их формирования.
- постоянные пресс-конференции, всеукраинские и международные конференции, аналитические документы, с критическими выводами, подготавливаемые, в том числе и за счет Фонда Сороса. Все это информация, которая может быть обнаружена при простом знакомством с интернетом. Поэтому странным выглядит заявление заместителя главы парламентской фракции Партии регионов
Все очевидно и технологично. И международная общественность уже также активизировалась. И четко объяснила, кого она будет поддерживать в противостоянии власти и "гражданского общества".
8 апреля на сайте Госдепа США был обнародован "Отчет о правах человека: Украина, 2010 год", Думаю, что в этом докладе, не зря было записано, что "украинская власть оказывает давление на средства массовой информации, арестовывает и запугивает политических и общественных активистов, а в органах