Али Алиев: "До сих пор азербайджанские власти были спокойны, что усмирили народ"
Интервью ИА REGNUM с председателем Партии граждан и развития (Азербайджан)
ИА REGNUM: В последние дни на страницах официальных СМИ и на азербайджанских телеканалах все чаще раздается критика в адрес международных организаций
Сегодняшняя критика в адрес ОБСЕ и Европейского Союза используется в связи с некоторыми ожиданиями, которые могут произойти в Азербайджане в вопросах, касающихся внутриполитических процессов. Думаю, что азербайджанские власти прекрасно знают о том, что в вопросах политической власти международные организации и большие государства занимают отнюдь не последнее место в иерархии принятия решения, поэтому в Азербайджане есть вероятность того, что воодушевляемая происходящими в арабском мире процессами оппозиция может добиться каких-то результатов. Азербайджанских оппозиционеров, несомненно, воодушевили начавшиеся в январе текущего года в арабском мире события, которые в феврале и марте приобрели особую остроту, так как экономические и политические структуры и, в целом, управленческие модели арабских государств, в частности, Египта, Сирии и Йемена, очень схожи с азербайджанской моделью управления. Думаю, что не случайно Азербайджан в парламенте страны неоднократно сравнивался с побратимом-Египтом. Ведь мы обменялись памятниками
Считаю, что происходящие в этих странах процессы не случайно воодушевили азербайджанскую оппозицию, так как проблемы, существующие в этих арабских государствах, характерны также и для Азербайджана. Как следствие, мы можем наблюдать за тем, что в феврале и марте, и, особенно, в начале апреля этого года возникла очень серьезная предпосылка к тому, что существующее до сих пор невидимое несогласие обычных избирателей, рядовых граждан Азербайджан с властями страны начало преобразовываться в стадию протеста. Если до сих пор оно проявлялось на уровне бытовом или производственном, то сейчас несогласие переселяется в плоскость политическую. И руководство Азербайджана, прекрасно знающее внутреннюю ситуацию в стране, сегодня всерьез обеспокоено. Они хорошо знают, что в Азербайджане большая часть граждан не поддерживает власти.
Я думаю, что сегодняшний среднестатистический избиратель или гражданин пока не определился с вопросом, за кем идти, кого избрать в качестве лидера, и какое движение в большей степени соответствует его политическим и экономическим интересам. Тем не менее, активизация азербайджанского общества сегодня беспокоит власти, которые, прекрасно зная модель решения вопроса политической власти, обеспокоены также позицией международных организаций и больших государств. Действующая в стране власть понимает, что, я повторюсь, это не последний уровень, где решается вопрос политической власти в таких странах как Азербайджан. И поэтому последние встречи сотрудников дипломатических миссий входящих в Евросоюз государств с представителями азербайджанской оппозиции и отношение представителей ОБСЕ в Баку к последним мероприятиям оппозиции, а также отношение на реакцию властей на акцию 2 апреля, - это довольно серьезные сигналы со стороны силовых политических центров извне.
Мне кажется, что до сих пор азербайджанские власти были спокойны относительно того, что они усмирили народ. Что, якобы, не может быть никакой поддержки со стороны международных организаций. Последние события показывают, что нельзя быть чрезмерно спокойным в вопросах общемировых, общечеловеческих ценностей. Я думаю, что есть основание беспокоиться по поводу позиций этих международных инстанций, и азербайджанские власти демонстрируют чрезмерную агрессивность в отношении конкретно ОБСЕ и международных сил, которые могут повлиять на политические решения каких-то вопросов, потому что все прекрасно понимают, что Азербайджан - президентское государство, и следующие выборы в Азербайджане в 2013 году как раз президентские. А то, что происходит сегодня на улицах Баку и в политических кулуарах, все это дает основание на обеспокоенность.
ИА REGNUM: В начале года руководство Азербайджана приступило к ведению антикоррупционной пропаганды. Сегодня на страницах СМИ и на телеканалах активно критикуется радикальная оппозиция, которую обвиняют в финансировании из-за рубежа. Представители правящей партии, и не только они, посредством СМИ обвиняют оппозицию в том, что она не имеет своего лица и все время пытается кого-то копировать. То пытается примерить на себя "оранжевую революцию", то "революцию роз", теперь "арабский вариант".
Я считаю, что азербайджанские власти ведут себя неадекватно и довольно-таки радикально агрессивно. То есть, я думаю, что требования обеспечения конституционных прав со стороны представителей оппозиции законны. В Азербайджане существует неофициальный запрет на проведение массовых мероприятий. С 26 ноября 2005 года до сих пор пока оппозиция не имела ни одной возможности провести митинги или пикеты. Они всегда сопровождаются избиением участников этих акций, арестами и незаконными гонениями. И я думаю, что азербайджанские власти должны рано или поздно послушать представителей своего народа, каковыми являются и представители оппозиции. Мы должны найти плоскость, в которой будут вестись дебаты по поводу правления в Азербайджане в сферах политики, экономики, социальной жизни. Пока таких плоскостей нет. Азербайджанская оппозиция выдавлена из парламента. Азербайджанская оппозиция не имеет возможности выхода на электронные СМИ. Азербайджанская оппозиция не имеет возможности для проведения встреч со своими избирателями, со своими сторонниками на более масштабных мероприятиях, таких, как митинги. То есть все коммуникационные возможности контактов с общественностью им перерезали. И азербайджанские власти должны, наконец, понять, что в Азербайджане, все-таки, есть инакомыслие. Есть, все-таки, люди, думающие иначе.
В Азербайджане не ведется борьба с коррупцией. Это всего лишь элементы ведения борьбы с взяточничеством и, к сожалению, в вопросах ведения борьбы с коррупцией почему-то страдают рядовые врачи, рядовые клерки, которые работают на совершенно низких уровнях. Нельзя выкидывать со счетов, что коррупция связана с крупными политическими деятелями, которые имеют возможность давать распоряжения по поводу огромных денег. В Азербайджане таких примеров очень много. И я думаю, что все-таки радикально настроенные представители власти должны принять во внимание, что Азербайджану нужны реформы, Азербайджану нужны перемены, и хотя бы в этом направлении необходимо какое-то движение предпринимать. К сожалению, азербайджанские власти отрицают наличие оппозиции в стране. Они отрицают наличие их сторонников, пытаясь демонстрировать, что, якобы, как и в советские времена, существует одна идея, одна партия, которая довольно успешно руководит Азербайджаном. Это обманчивое мнение, которое витает в стенах правящей партии, и пока правящая партия, партия власти, не будет трезво оценивать ситуацию в Азербайджане, такие нападки со стороны и международных организаций, и со стороны своего же народа будут, и, я думаю, что они будут усиливаться. Нельзя всех обвинять, нельзя со всем миром враждовать. Нужно, все-таки, осмотреться в собственной стране и начать двигаться в направлении изменения ситуации.
Власти называют азербайджанскую оппозицию радикальной. Я думаю, что сама власть довольно-таки сильно радикализовалась под натиском того, что может произойти в Азербайджане. И нельзя обвинять азербайджанскую оппозицию в подражании к каким-то международным процессам. Мир глобализируется, и, конечно, процессы, которые происходят в регионе, в котором находимся мы, и даже в целом мире, они каким-то отголоском все-таки отражаются в политической и других сферах жизни Азербайджана. Я думаю, что оранжевая волна, которая дошла до Азербайджана, была искусственно подавлена с участием представителей других государств. И, я думаю, что не исключается и арабские потрясения, что они дойдут до Азербайджана. А чтобы эти процессы прошли относительно спокойно для азербайджанской государственности, без потерь, власти должны как-то по-другому отнестись и посмотреть на ситуацию в стране. И здесь излишнее радикальное отношение к представителям собственного народа к хорошему не приведет.
ИА REGNUM: В последние дни ОБСЕ и другие международные организации обвиняются со стороны руководства Азербайджана не только в предвзятости по поводу внутриполитических процессов в стране, но также в применении двойных стандартов в связи с тем, что они не оказывают давление на соседнюю Армению и не требуют освобождения оккупированных азербайджанских территорий. Как вы относитесь к этому? То же самое касается критики в адрес ООН, которая в течение одного дня приступила к реализации принятой по Ливии резолюции, которая сразу же начала выполняться, а четыре резолюции по оккупированным азербайджанским территориям до сих пор остаются не реализованными.
Я думаю, что практика двойных стандартов в мире существует. Отношение мировой общественности к процессам, происходящим в тех же самих Сирии, Йемене и в Ливии, яркий пример использования двойных стандартов. Это признают все, в том числе и представители азербайджанской власти, которые хотят скрыться за этим тезисом, что, якобы, в отношении Азербайджана есть двойные стандарты. Я тоже считаю, что и ООН, и ОБСЕ в вопросах территориальной целостности и суверенитета Азербайджана придерживаются двойных стандартов, но одно другому в этих вопросах не имеет никакого отношения. Почему-то когда международные организации необоснованно восхваляют выборы в Азербайджане, представители азербайджанской власти остаются довольны этими высказываниями. И, наоборот, когда эти международные организации высказываются по поводу вопросов демократии, выборов, свободы слова, власти начинают раздражаться. Эти два вопроса нельзя путать.
Конечно, мы, как социум, как общественность должны критиковать и в лице оппозиции, и в лице властей двойные стандарты, используемые мировой общественностью в вопросах проблемы Нагорного Карабаха, и должны, конечно, трезво оценивать ситуацию, когда они выдвигают свою позицию в вопросах человеческих прав. В Азербайджане существуют проблемы с правами человека, есть проблемы в вопросах демократизации общества, есть проблемы довольно-таки основательные в вопросах свободы печати, свободы слова. Эти проблемы существуют, и нельзя закрывать глаза на их наличие и укорять необоснованно кого-то другого, а не себя. Я думаю, что должна существовать самокритика в этих вопросах, и большая доля ответственности в этих вопросах выпадает на плечи азербайджанских властей, чтобы наше общество не выглядело в мире как авторитарное, антидемократическое. Это, в первую очередь, удар по репутации азербайджанской государственности. Я думаю, что политика, ведущаяся нашими властями, далека от того, чтобы азербайджанская государственность не пострадала.