Эксперт о "десталинизации": Возможные требования компенсаций от России - смехотворны, по сравнению с провалом модернизации
Появление предложений Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ по "десталинизации" еще отнюдь не означает, что эта программа станет политикой российского государства. Об этом заявил 12 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политический эксперт
"Хотя сама идея очень правильная и критически необходимая для российской политический и следственно экономической модернизации, - продолжил Мынзэрарь. - Но даже если гипотетически предположить, что ее начнут воплощать в жизнь, данная идея столкнется с преградой непроходимых дебрей российской бюрократии, которая заинтересована ее похоронить путем имитации ее реализации. Ведь идея сама означает не что иное, как избавление от авторитарного типа мышления, как среди элиты, так и среди населения, что является элементом модернизации страны. Она призывает к переходу от принципа "все для государства", который в России мутировал в политику "все для госчиновника", к более гуманистическому принципу "все для гражданина".
По словам эксперта, исторически российское государство предпринимало попытки реформирования "сверху" лишь после серьезнейших внешнеполитических неудач, таких, например, как поражения в войнах с Турцией (Очевидно, имеется в виду поражение России в Крымской войне 1853-56 гг., которая начиналась весьма успешно для России - с разгрома турецкого флота в Синопском сражении, но впоследствии ход и итоги войны изменило вмешательство союзников Турции Англии и Франции. После этого поражения последовали "Великие реформы"
По его словам, принцип "десталинизации", который предлагает Совет, ориентирован именно на то, чтобы "создать среду с минимальным сопротивлением усилиям по политической и экономической модернизации России". "Именно этот принцип позволяет развивать и использовать интеллектуальный потенциал граждан страны, без чего ни одна модернизация не может иметь место. То есть, кроме сопротивления большинства нынешних элит и бюрократов, эта идея столкнется и с сопротивлением критической массы российского населения. За последнее десятилетие российское государство целенаправленно пропагандировало ряд деструктивных идей среди населения, преследуя цель консолидировать массы вокруг внутреннего лидера, и демонизировать западную культуру, быт, традиции, политическую систему, образ жизни, и т.д. То есть, в глазах большинства россиян была дискредитирована именно та модель государствообразования, которую Совет предлагает построить. Это значит, что для реализации идеи Совета, необходимо переформатировать существующий коллективный разум российского общества, что займет не один год. В противном случае, усилия по "десталинизации" или "модернизации" не только столкнутся с саботированием со стороны чиновников и элиты, но и с протестным зарядом большой части российского населения, который выразится в голосовании за такие авторитарно-радикальные партии как
"Я думаю, российское руководство отлично понимает эти риски, но среди его представителей нет согласия о том, каким образом лучше реформировать и модернизировать Россию. Совершенно очевидно, что нынешний путь ведет к упадку и деградации России как страны. В то же время, сегодня кажется, что всё против России - отсутствие единого мнения у власти, как проводить модернизацию страны, огромное системное сопротивление эффективным реформам, крайне низкий уровень политической культуры и "грамотности" у населения, то есть понимание проблем общества и логики необходимых решений - все это кажется непроходимыми препятствиями для модернизации. Поэтому, вывод о том, что в настоящее время в России нет объективных предпосылок для успешной модернизации, является наиболее реалистичным. Исходя из вышесказанного, предложение "десталинизации" или "детоталитаризации" в России, как элемент более обширной идеи модернизации российского государства, никак не повлияет на имидж России в странах постсоветского пространства. Возможно, из-за неудачи модернизации, и последующего ослабления влияния России на страны бывшего СССР, Россия станет менее способной поддерживать внешнюю политику политического давления на эти страны, и таким образом ее станут воспринимать с меньшим опасением, а значит более положительно, чем в настоящее время. А возможные требования компенсаций от России являются смехотворной проблемой, по сравнению с теми трудностями, с которыми Россия столкнется, если не сумеет модернизировать свою политическую систему", - подвел итог Дмитрий Мынзэрарь.