Юрий Баранчик: Теракт в Минске: основные версии произошедшего
Вчера, 11 апреля, в Белоруссии произошел самый масштабный за всю историю страны теракт - 11 человек погибло, более 140 получили ранения. Прогремевший в 17.58 на центральной станции "Октябрьская" Московской линии метрополитена столицы республики взрыв, несомненно, и прежде всего, имеет политическое значение. Сразу обращают на себя два обстоятельства данного теракта.
Во-первых, он произведен на самой людной станции минского метров в самый час пик, когда люди из центра Минска разъезжаются после работы по домам. Во-вторых, эта станция находится возле самой резиденции (администрации) президента республики - буквально в ста метрах. Рядом находится Октябрьская площадь и Дворец Республики - места проведения официальных и массовых мероприятий. Именно с Октябрьской площади начались события в Минске 19 декабря сразу после завершения работы избирательных участков. Т.е. место символическое, знаковое, находится под особой охраной соответствующих структур. Соответственно, организаторы теракта ставили перед собой цель вызвать как можно широкий общественный резонанс как в республике, так и за ее пределами.
На данный момент можно говорить о трех основных версиях произошедшего (по степени возрастания вероятности). Оппозицию сразу сбрасываем со счетов, т.к. после многодневной волны арестов, прослушек, обысков и изъятий техники и т.д. после событий 19 декабря, она находится в полностью деморализованном и разобранном состоянии за всю историю независимой Беларуси, и еще долго будет в нем находиться, несмотря на всю финансовую активность Запада.
Версия первая. Теракт устроили внесистемные элементы, наподобие тех, что забросали "коктейлями Молотова" российское посольство. Это наименее вероятная версия, т.к. все участники летнего нападения на российское посольство еще в декабре, согласно сообщениям белорусского
Версия вторая. За терактом стоит одна из внутренних группировок во власти, которая таким кровавым образом пытается решить свои проблемы сохранения влияния на главу государства. В эту версию укладывается то наблюдение, что, как и на День независимости в ночь с 3 на 4 июля 2008 года, 11 апреля поражающими элементами заряда были поражены нижние части тела пострадавших - это особенно хорошо видно на видео и фотокадрах потерпевших, которым оказывали помощь медики сразу после произошедшего в центре Минска. Тогда, как мы помним, президент республики принял ряд кадровых решений, а народу был продемонстрирован образ вождя, вокруг которого надо сплотиться.
Версия очень вероятная, особенно с учетом того, что республика после президентских выборов вполне ожидаемо оказалась на грани дефолта. Без российского стабилизационного кредита речь идет буквально о двух-трех месяцах. В этих объективных условиях, когда в банках нет валюты, вот-вот готова снова появиться множественность курсов белорусского рубля, с полок начали пропадать товары повседневного спроса, а зарплата людей стала серьезно снижаться, резко обострились противоречия во властных коридорах. Все более четко формируются властные группировки, которые готовы не дожидаясь 2015 года - когда, по идее, должны пройти следующие президентские выборы в республике - начать дележку весьма скудного политического и экономического наследия периода 1994-2011 годов.
Версия третья. Теракт организовала спецслужба одной из ведущих стран Запада, которая таким образом дает понять нынешнему главе белорусского государства, что свой шанс уйти по египетскому варианту
Таким образом, вырисовываются два возможных мотива осуществления теракта: или а) запугать главу белорусского государства и его ближайшее окружение по типу "от расплаты не уйти", продемонстрировав обществу некомпетентность белорусского руководства и его неготовность справляться с экономическими и политическими трудностями, и в этом случае актор кровавого действа Запад, или же б) запугать электорат и отвлечь его от кризисного состояния как белорусской экономики, так и собственных финансов, и в этом случае, актором является одна из группировок внутри самой власти.
Версия о том, что какие-то внутренние политические силы решили не дожидаться следующих президентских выборов 2015 года и начать президентскую кампанию сейчас, вполне имеет право на жизнь. Скорее всего, эти силы рассчитывают, что под влиянием обстоятельств или улицы удастся добровольно отстранить действующего главу государства от власти, либо вызвать какой-то кризис, который к этому приведет, и в результате на волне народных протестов и форс-мажорных обстоятельств прийти к власти досрочно.
С другой стороны, не факт, что людей сейчас можно надолго отвлечь от их экономических проблем даже терактом. Может сложиться и совершенно обратная ситуация - народ не сплотится вокруг "партии и правительства", а наоборот, осознает их полную некомпетентность как в сфере экономики, так и в сфере безопасности. Соответственно, встанет вопрос о том, за кого голосовали.
Т.е. версия о том, что кто-то пытается запугать граждан страны таким варварским способом, отвлечь их от царящего бардака в валютно-финансовой системе, в области обеспечения товарами первой необходимости, и переключить внимание на вопросы собственной безопасности, также вполне заслуживает право на существование. Вопрос заключается в том, смогут ли белорусские правоохранительные органы раскрыть хоть один из громких терактов за белорусскую историю. Потому что виновные должны будут быть найдены, иного варианта ответа белорусское общество не примет. В этом плане больше всех должен быть заинтересован в поимке преступников сам президент страны, в противном случае от его снижающегося на фоне экономических трудностей рейтинга не останется и следа.
Кроме того. Разве теракт сможет решить существующие перед официальным Минском вопиющие системные экономические проблемы? Никоим образом. Наоборот, он может даже подстегнуть негативный ход событий в экономической жизни. Во-первых, теракт спугнет так активно разыскиваемых властями республики инвесторов - теперь точно никто не рискнет вкладывать деньги в серьезные белорусские активы. Во-вторых, произошедшее может осложнить вопрос и с получением российского кредита. В любом случае, если Москва возьмет паузу, давить на нее публично будет нельзя.
Т.е. как мы видим, ситуация в республике серьезно ухудшается. Страна стремительно превращается в горячую точку, которая при текущем характере развития событий рано или поздно потребует вмешательства внешних игроков: как уже ранее отмечалось, проведенные в декабре выборы главы государства не решили ни одной внутри- или внешнеполитической проблемы республики. Этот сценарий никоим образом не отвечает национально-государственным интересам белорусского народа. Следовательно, чем быстрее будет поставлена точка в этом деле, чем "железобетоннее" будут аргументы правоохранительных органов по вопросу привлечения к ответственности виновных, тем меньший моральный, мировоззренческий и финансовый ущерб понесет республика и ее граждане. В противном случае президентская кампания стартует задолго до 2015 года.