"Винных войн не планируется": посол РФ рассказал молдаванам о приоритетах внешней политики России
Сегодня, 21 февраля, из пресс-службы посольства России в Кишиневе в редакцию ИА REGNUM поступили тезисы выступления посла России в Молдавии
"1. Основные тенденции в развитии международных отношений:
- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании "холодной войны";
- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.
Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:
- коллективные (в формате "сетевой дипломатии") решения крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;
- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка "объединительной повестки дня".
2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века.
Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.
3. Главные направления развития международного сотрудничества.
Приоритетным направлением российской внешней политики является углубление широкомасштабного сотрудничества с ближайшими соседями - партнерами по
Важнейшими вехами стали подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, согласование условий вступления РФ в ВТО и, в целом, - позитивная "перезагрузка" российско-американских отношений в партнерстве с администрацией президента
По инициативе России была запущена широкая дискуссия по предложенному президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым проекту Договора о европейской безопасности (ДЕБ), а также по теме модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе. Данный комплекс проблем имеет жизненно важное значение и для Молдавии, хотя в Москве до сих пор не получили от Кишинева развернутого ответа на наш проект ДЕБ. Мы выступаем за превращение
По-прежнему актуальной сферой работы российской дипломатии остается вывод из тупика ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия объявила и сохраняет мораторий на выполнение своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, она выполнила все свои т.н. "стамбульские обязательства" по этому договору в отношении Грузии и в отношении вооружений и военной техники в РМ (Молдавия при этом соглашение об адаптации ДОВСЕ не ратифицировала.)
"Недовыполненным" осталось только намерение вывезти боеприпасы со складов в приднестровском селе Колбасна, поскольку из-за позиции Кишинева в 2003 г. прекратились политические переговоры по приднестровскому урегулированию, а Тирасполь заявил о том, что воспрепятствует дальнейшей эвакуации боеприпасов. Выход из ситуации с ДОВСЕ мы видим на пути адекватного учета реалий, сложившихся на европейском континенте (расширение НАТО, создание американских баз в Румынии, Болгарии, Косово и т.д.), прежде всего, в плане отмены "фланговых ограничений" для РФ.
Особенно важно понимать, что Россия уже давно не рассматривает НАТО как угрозу своей национальной безопасности, но расценивает как серьезный риск для себя стремление Альянса - в нарушение действующих норм международного права - присвоить полномочия по применению военной силы практически в любом регионе мира. На лиссабонском саммите НАТО в 2010 г. после длительного перерыва состоялась сессия Совета Россия-НАТО (СРН), на которой впервые была поставлена задача совместного изучения рисков и угроз безопасности России и НАТО (хотя из Брюсселя поступают и противоположного рода сигналы). Многое будет зависеть от согласования взаимоприемлемой концепции ЕвроПРО.
В 2010 г. подписано соглашение по разграничению континентального шельфа с Норвегией, переговоры о котором длились более 40 лет. Это явилось хорошей иллюстрацией настроя России на конструктивное разрешение сложных международных проблем в районе Арктики, который в обозримой перспективе в связи с глобальным потеплением может стать крупнейшим источником углеводородов.
4. Противодействие политизированной фальсификации истории.
В последнее время активизировалась деятельность разного рода псевдоисториков и политиков, пытающихся задним числом пересмотреть смысл исторических событий периода между первой и второй мировыми войнами,
5. Российская внешняя политика в 2010 г. активно осуществлялась и в
6. Интенсивность российско-молдавского политического сотрудничества в двустороннем и многосторонних форматах в прошедшем году несколько снизилась из-за внутриполитической нестабильности в Республике Молдова. Однако главные механизмы взаимоотношений между Россией и Молдавией продолжают успешно функционировать:
- Россия через свои национальные и совместные российско-молдавские предприятия надежно гарантирует энергетическую безопасность Молдавии, обеспечивая ее природным газом - почти на 100%, а электроэнергией - на 70 %;
- Молдавские вина заняли второе место по объему продаж на рынке России после Франции (не было и "не планируется" никаких войн и эмбарго в этой сфере;
- Россия - крупнейший импортер молдавских товаров (свыше 400 млн. долларов), в целом удельный вес России во внешнеторговом обороте Молдавии демонстрирует уверенную тенденцию к росту;
- В абсолютных цифрах товарооборот между нашими странами достиг за 11 месяцев 2010 года 1,33 млрд. долларов, т.е. возрос на 48% по сравнению с предшествующим годом, а с учетом денежных переводов от граждан Молдавии, работающих в России, может быть оценен в сумму порядка 2 млрд. долл.!
В 2011 году отмечаем две знаменательные даты в нашей совместной дипломатической истории. 300 лет назад (13 апреля 1711 г.) был подписан союзный Луцкий договор между молдавским господарем
Осенью наступит 10 лет со дня подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова (подписан 19 ноября 2001 г. и вступил в силу в мае 2002 г). В этом документе зафиксированы важнейшие принципы равноправных отношений между нашими государствами - прежде всего, взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация считает, что Договор в целом оправдал себя и в нем есть еще неиспользованный потенциал для развития стратегического, прагматического партнерства между нашими странами на длительную перспективу в самых различных областях. Мы с удовлетворением констатируем, что необходимость такого партнерства отмечена в программных документах правительства Молдавии и практически всех ведущих политических партий страны, включая оппозиционные.
7. Российская дипломатия предпринимает активные усилия с целью содействовать приднестровскому урегулированию в качестве одного из государств-гарантов наряду с братской Украиной. Мы глубоко убеждены, что оно возможно на пути восстановления атмосферы доверия и запуска серьезного равноправного диалога сторон конфликта. Абсолютным императивом остается приверженность мирным политическим методам разрешения этого непростого многолетнего кризиса. В этом плане Россия отмечает важную роль контактов и переговоров в формате "5+2" и намерена в них эффективно участвовать.
На саммите ОБСЕ в Астане мы предлагали принять документ по принципам урегулирования региональных конфликтов, но из-за позиции некоторых государств, которые не учитывают всех политических реалий, это оказалось невозможным. Меморандум "