Русский язык всё же будет обязательным для старшеклассников
Минобрнауки доработало проект государственного образовательного стандарта для старшей школы. Напомним, предыдущий проект вызвал негодование у учителей и общественности: протесты спровоцировало предложение оставить в школьной программе лишь четыре обязательных предмета ("Россия в мире", ОБЖ, физкультура и некий индивидуальный проект). Остальные предметы старшеклассники должны были выбирать самостоятельно, причем в первой редакции проекта предполагалось, что это будет не более семи предметов. Опубликованное в ЖЖ и ИА REGNUM открытое письмо, собравшее более 23 тысяч подписей, не в последнюю очередь послужило тому, чтобы дискуссия о проекте была продолжена. "Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности", - отмечали авторы обращения. Без обязательного знания тех литературных произведений, которые изучают в 10-11 классах, отмечали авторы письма, невозможно сформировать полноценную современную личность, о которой повествует стандарт.
В новом документе предписано, что обязательным для изучения будет 40% школьной программы - то есть, 9-10 предметов, а не семь. "Учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также индивидуальный учебный проект", уточняется в стандарте. При этом сохраняется деление изучаемых дисциплин предметов на уровни - интегрированный, базовый и профильный. Интегрированный уровень, то есть обязательный к изучению всеми школьниками, расширился не слишком сильно. Правда, к обязательным предметам прибавилась "русская словесность". Отметим, что именно отсутствие русского языка в качестве обязательного вызвало наибольший протест общественности. Теперь же, согласно стандарту, "обучающийся в обязательном порядке выбирает либо "русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании выбирается для изучения "родной (нерусский) язык и литература" на одном из представленных уровней". Что касается математики, то в разделе "математика и информатика" старшеклассник сможет выбрать как одну из этих дисциплин в базовом и профильном уровнях, так и изучение двух предметов, но на минимальном уровне.
Кроме того, в стандарте учитываются "предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса (в том числе, например, "астрономия", "искусство", "технология", "дизайн", "хореография" или предмет из вышеназванных предметных областей, или курс по предложению образовательного учреждения)".
Между тем, речь идет не о документе, а о проекте стандарта старшей школы, который еще подлежит доработке, отметил, в частности, замглавы Минобрнауки Максим Дулинов в рамках круглого стола, посвященного проблематике нового стандарта. Но факт общественного обсуждения, безусловно, является позитивным фактором, считает замминистра.
Мнения экспертов относительно этого стандарта во многом расходятся. В частности, ректор Института проблем образовательной политики "Эврика", член Общественного совета при Минобрнауки России
"Если мы не так поняли авторов проекта стандарта, если люди ошиблись, трактуя документ, напишите такой документ ясным русским языком, который люди бы трактовали так, как вы хотели бы, чтобы его трактовали", - отметил автор открытого письма от лица общественности разработчикам проекта и представителям власти, учитель русского языка и литературы московской школы №57
В свою очередь, член Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук Любовь Духанина отметила, что сегодня "родители вынуждены доплачивать репетиторам для подготовки к сдаче
Материальное обеспечение процесса образования в новых условиях беспокоит и депутата Госдумы
"Неясной теперь является судьба единого государственного экзамена, введенного под ранее действующий образовательный стандарт. Сама по себе отмена ЕГЭ, может быть, и будет благом. Но где гарантия, что на его место придет более совершенная процедура?" - задается вопросом депутат.
"Кроме того, непонятно, как будет реализован индивидуальный подход к ученику, этот краеугольный камень образовательного стандарта. Если 5-6 учащихся выберут, например, физику или химию, будет ли у рядовой школы возможность проводить для них полноценные уроки? В глубинке этот вопрос встанет особенно остро, у нас и так ежегодно закрываются десятки школ на селе". Думское большинство недавно уже приняло 83-й закон о "коммерциализации" бюджетной сферы, который, по мнению Белякова, ставит под угрозу всеобщее бесплатное образование. А отсутствие цифр в новом стандарте усугубит эту тенденцию, полагает он.