Турат Акимов: "В Средней Азии в ближайшие 10 лет будет очень тяжело"
Интервью Турата Акимова, политического аналитика, главного редактора киргизской газеты "Деньги и власть" (Бишкек) ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Чего добилась Киргизия за прошедший год?
Единственный плюс, к которому пришел Кыргызстан - это то, что политики, власть как бывшие "закрытые акционерные общества" теперь стали понимать, что с мнением улицы, с мнением народа, с мнением гражданского общества все-таки надо, оказывается, считаться. Иначе у них ничего не получается.
В данной ситуации мы провели конституционную реформу, провели выборы и референдум, пережили два революционных кровавых катаклизма. Поэтому здесь мы можем сказать, что страна вновь оказалась на уровне неразрешенных проблем. В первую очередь, конечно, социально-экономических. Не существует серьезных мегапроектов, под эти проекты не существует денег. Естественно, этим не обеспечивается трудовая занятость, отвлеченность народа от политики.
И проблема здесь в том, как писал Ленин, что "верхи не могут, а низы не хотят". Поэтому у нас по-прежнему сохраняется нестабильный фон, а единственным, что успокаивает, является то, что
ИА REGNUM: В чем, по Вашему мнению, причина ошских событий 2010 года?
Я считаю, что это поработал какой-то специальный диверсионный центр. Аналитический. Насколько я понимаю, узбеки и киргизы не испытывают патологической ненависти друг к другу и не занимаются убийствами друг друга - как это происходит в ситуации с Израилем и Палестиной. Но раз в 20 лет происходит взрыв, накапливаемый в условиях бытового национализма, а он присутствует везде. Но, в данном случае, переформатировать разговор Максима и Жаныша Бакиевых и сделать диверсионную акцию по лекалам этого разговора мог только серьезный диверсионный центр.
Затяжной кризис именно в части новых возможных террористических акций, нахождение схронов оружия - это все говорит о том, что работа была планомерная и достаточно серьезная. Говорить о том, что это были выходки местных политических аферистов, очень трудно. В эту диверсионную парадигму попали многие - в том числе и узбекские экстремисты, и киргизские националисты, и члены нового правительства Киргизии и пробакиевское экс-руководство страны. Работа была проведена на серьезном аналитическом уровне.
ИА REGNUM: А в чем цель? Зачем это все нужно?
По роду своей деятельности я отслеживаю многие процессы, в том числе и геополитические, и я вижу ее вот в чем: в 2012 году, а если точнее, то к концу 2011 года войска США должны покинуть Ирак и из них 30% должны переместиться в Афганистан. К 2014 году
ИА REGNUM: А что вы скажете относительно обвинений в адрес российских спецслужб?
Говорить о том, что российским спецслужбам выгодны манипуляции на киргизских территориях - трудно. Потому, что Россия всегда считала это зоной своих интересов. На самом деле, ей будоражить и терять еще одну республику из своего влияния, как это произошло с Грузией, - не хочется. России такая геополитическая ошибка не нужна.
К сожалению, Кремль не имеет серьезной матрицы помощи, влияния и работы с киргизской элитой. Дело в том, что во всем виноват не народ, а элита, которая принимает те или иные решения. Ошибочные или правильные. Поэтому я не буду удивлен, если любой, кто будет в этой стране бегать с оружием, будет объявлен террористом. Возможно, даже международного масштаба. Окажется членом любой террористической группировки на земле. И со временем могут появиться какие-нибудь члены организации
На нашей территории, несмотря на то, что мы не имеем никаких геополитических амбиций, присутствуют две военные базы. Сейчас идут разговоры о создании на юге Кыргызстана дополнительной базы - то ли США, то ли России. Все это говорит о том, что в Средней Азии в ближайшие 10 лет будет очень тяжело. И говорить о какой-либо серьезной стабилизации невозможно потому, что режим управления Узбекистана стареет, в силу природных причин -
В Кыргызстане тоже не существует пока достаточно серьезной, уважаемой фигуры, поэтому говорить, что здесь будет наблюдаться некая стабильность и служение ради уважения - тоже не приходится. У киргизов в силу большого критического мышления накопилась очень большая масса критического недовольства. Она может выразиться как угодно - и как протесты, и как бунты, как перекрытия дорог.
Политическая элита Кыргызстана не способна решить ключевые вопросы, и она не имеет никаких идей по консолидации собственного народа. В итоге критической массе не нравятся ни Акаев, ни Бакиев, ни отец, ни мать. В принципе, люди перестают слушать чей-либо хотя бы разумный голос, а в итоге люди могут послушаться кого угодно. И в первую очередь - полевых командиров, потому что им нужен человек, который принимает решение "здесь и сейчас": на площади, на митинге, где собралась новая тысяча человек.
Программных проектов, чтобы отвлечь людей в более созидательное русло, ни у кого нет. А тем более в Кыргызстане. Не строятся заводы, отсутствуют фабрики, отсутствуют какие-либо грандиозные мегапроекты, на которые люди могли пойти и увидеть "настоящее будущее". И когда люди не могут разрешить свои социально-экономические проблемы, они просто обращаются к власти: кто из вас будет решать, зачем мы доверили вам свою судьбу?
Народ хочет твердой руки, разумного шага, доброго слова, справедливости. Происходят жертвы, в стране погибают люди по тем или иным причинам. А итогов - нет. Ни экономических, ни политических, ни юридических. Никто не наказан, система власти не изменилась - переписать Конституцию не значит изменить государственный строй, мышление, менталитет, дарить надежды, продвинуть народ вперед к каким-то светлым мечтам или создать некое великое будущее.
Не работает в Кыргызстане "фабрика грез". Ее нет. Люди уходят в пессимизм, в апатию, потом - в скептицизм. В принципе, потом они могут выражать только негативные эмоции.
ИА REGNUM: Национализм. Насколько реально это происходит в головах людей? Или это навязанный откуда-то извне процесс?
В кризисный момент любой народ, любое государство, этнос начинает искать ориентиры. Естественно, будут использоваться ориентиры прошлого, вспоминать это прошлое и закреплять это в сознании. Потому что новые ориентиры просто не выставлены. И порой некоторым политикам кажется, что жизнь палеолита или неолита была очень прекрасна. Другим может показаться, что идеальными были средние века. Поэтому люди разного толка могут предлагать различные идеи.
Мусульманские священники обычно начинают предлагать идеи ислама 1700-летней давности потому, что нет собственной государственной идеологии. Они выдают ее за свою идеологию. Поэтому то, что происходит на фоне тех или иных стычек на бытовом уровне, оно вполне реально, и оно существует само по себе. Люди, не имея государственных идеологических центров управления, начинают самовыражаться. Могут обвинять в своей несостоятельности соседа. Не имея собственного дела позариться на чужой бизнес. Предлогом может быть что угодно - цвет глаз и цвет волос...
Здесь нужно отличать национализм от патриотизма. Патриотизм - это чувство, когда люди уважают тебя за твою национальность. К примеру, люди гордятся тем, что живут в той же Японии. Говорят: "японский дух", "самурай", японский робот, японские технологии - это приносит восхищение, и люди чувствуют превосходство. Но когда это чувство уходит, люди начинают обвинять в своих недостатках других - это уже попахивает неким экстремизмом. Так как власти не могут управлять этими процессами, они начинают принимать любую психологическую форму - в виде бунта, в виде побоищ, драк, рейдерских захватов.
Возможно, что за националистическими идеями стоят чьи-то хищнические аппетиты, стремление к переделу собственности. Но, скажем, не имея правовых возможностей или же на конкурентной основе победить в том или ином бизнесе, люди могут пойти на такие националистические призывы, в которых могут сказать: "Почему он живет лучше нас?" или "Почему он нас обманывает?" Национализм, это, пожалуй, самое прочное человеческое чувство и качество. Он теряется очень тяжело.
Всегда есть люди, готовые расшевелить это чувство - что в Бишкеке, что в Оше, что в Москве. И этим часто манипулируют политики. Активация этих настроений говорит о том, что вырастает новое поколение людей, которых уже волнует на подсознательном уровне само выживание нации. Потому, что все говорят, что Кыргызстан идет к распаду. И это вникает в подсознание.
Люди начинают искать выход, и могут начать выражать свои чувства как угодно. Неудивительно будет, если завтра появится какой-нибудь Гитлер. Не стоит удивляться, если где-нибудь случатся погромы. Есть силы, которые будут пытаться использовать это в своих интересах. Это чувство приходит в тот или иной момент. Человек не может им жить постоянно. Жить нужно экономикой, семейными и родственными отношениями. Человек не может все время думать об этом потому, что оно не приносит прибыли, не накормит его. Но использовать эти чувства в тех или иных вариациях вполне возможно. Возможно, сейчас появляется то поколение, у которого возникло обостренное чувство государственности.
К сожалению, советская номенклатурная элита, которая нам досталась в наследство со времен СССР, Акаевы-Бакиевы, были людьми достаточно национально толерантными, но жившими по понятиям наживы. Если вы помните, то Советский Союз развалился именно из-за этого - была большая разница между рядовыми гражданами и членами политбюро. И для людей, разваливших Советский Союз, ничего не стоит так же бездарно потерять маленький суверенитет маленькой страны.
ИА REGNUM: Возможна ли очередная насильственная смена власти в Киргизии в ближайшее время?
Этой весной - вряд ли. Потому, что у всей внесистемной оппозиции нет лидера, который мог бы объявить себя новым
На чем будет основываться смена власти, зависит от новых лидеров. Все будет зависеть от того, как они преподнесут эту карту. Тогда, возможно, люди объединятся. Но отчаянных дураков, наверное, тоже хватает. Они могут вести себя просто неадекватно - сказать: "Я хочу быть премьером, давайте поменяем власть". Люди, как мне кажется, просто ищут пути, к примеру, предлагают созвать курултай. Много проектировщиков, но все их проекты могут закончиться ничем. Потому что трудно обосновать на международном уровне - почему это легально, а это нелегально.
В Киргизии произошел большой перелом законности. Конституция, написанная легендарным парламентом, была выкинута господином Акаевым. Затем он написал собственную Конституцию. Бакиев выкинул Акаева и написал свою. Текебаев выкинул Бакиева и написал собственную. Получается, что это седьмая Конституция за двадцать лет. Ни одна из них не проработала больше трех лет. И если так будет продолжаться, то мы перестанем уважать себя как нация.
Если двести лет не охранять свою конституцию, а каждый год ее будет переписывать какой-нибудь балбес, собравший четырех граждан с улицы, то мы действительно придем к краху государства. Потому, что "законные корни" уже вырваны из земли. Мы должны возродить конституцию 93-го года. Я являюсь ее сторонником потому, что в ней наиболее идеальное равновесие между тремя ветвями власти. Та Конституция обсуждалась почти два с половиной года сотней депутатов.
К сожалению, у нас получается такая ситуация: Вы, к примеру, президент, а ваши шофер, дворник и офис-менеджер, символизирующие три ветви власти, постоянно ругаются потому, что шофер хочет быть менеджером, менеджер - заменить дворника, а дворник стать шофером. И это приводит то к парламентскому, то к правительственному кризисам.
Мы должны уважать себя не хуже американцев. К сожалению, у нас такого самоуважения нет. Нужно восстановить Конституцию 93-го года и на ее основе выбрать президента. Иначе мы ее будем каждый год переписывать. При нынешней конституции, с ее парламентаризмом, какая-нибудь исламская партия, назвавшись как угодно, к примеру "Солидарность", может, придя к власти, переписать Конституцию по исламским канонам. И постоянное переписывание Основного закона приведет страну только к краху.