После Совета Федерации: Как быть с русским народом и русской культурой в Татарстане?
На заседании Совета Федерации 17 января президент РФ
В Татарстане ИА REGNUM опросило по данной теме нескольких представителей татарского национального лагеря. Свой комментарий дал также зампредседателя Общества русской культуры РТ
"Русская культура, действительно, великая, и никто с этим не спорит", - заявил в своем комментарии ИА REGNUM один из разработчиков концепции современного татарского национализма, ныне - директор Института истории АН РТ
Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев также считает, что "никому в голову не придет сомневаться в величии русской культуры". "Однако в Конституции России закреплено равноправие народов, поэтому признавать особым законом за русским народом статус государствообразующего, значит, нарушать главный закон страны".
Еще один из апологетов татарской национальной идеи - директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар
Он также пояснил, что "заявление Медведева в поддержку русской культуры, с одной стороны, является реверансом в сторону русских, с другой стороны, это часть будущей избирательной кампании по выборам президента России в 2012 году". В итоге, считает татарский этнолог, выход из обострившихся межнациональных отношений может иметь два пути: "Первый - это усиление тоталитарных тенденций во внутренней политике якобы в интересах русских; второй - модернизация в сторону либеральной национальной политики". И тот, и другой путь, по мнению Дамира Исхакова, в условиях фактически начавшейся предвыборной гонки за пост главы государства будет иметь судьбоносный характер для России.
Руководитель Центра этносоциологических исследований Института истории Академии наук Татарстана Розалинда Мусина признает, что "русский народ, составляющий более 80% жителей страны, влияет на все многонациональное население России". Но, по ее мнению, считать только русский народ государствообразующим будет глубоко ошибочно, поскольку "помимо русских в формировании России как государства огромная роль принадлежала и тюркским народам". "В современных условиях законодательное признание за русским народом статуса государствообразующего может привести к еще большому обострению межнациональных отношений в России", - считает Мусина.
Лидер молодых татарских националистов из движения "Узебез" ("Мы сами"), председатель бюро Всемирного форума татарской молодежи
Монолог заместителя председателя Общества русской культуры РТ Михаила Щеглова, как единственного представителя русской общественности в данном обсуждении, ИА REGNUM приводит целиком.
Мне слова, которые произнес Дмитрий Медведев на Совете Федерации, кажутся удивительными. Думаю, что еще полгода назад они были бы невозможны. Но когда-то их все равно пришлось бы произнести, потому что события, которые мы наблюдали на Манежной площади, все равно - рано или поздно, но случились бы. В такой стране как Россия нельзя не заниматься межнациональными отношениями или откладывать межнациональную политику в долгий ящик. То же самое касается и статуса русского народа.
В Татарстане, как и во многих других национальных республиках, при полном безразличии федерального центра на протяжении почти 20 лет шла работа по сохранению только одной "титульной нации", а также ее культуры - татарской. Да и управляют нашей республикой, в которой русские составляют чуть меньше половины, теперь исключительно татары - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Да, русские здесь не бунтовали, не возмущались массово, что их оттеснили на обочину, и руководство Татарстана постепенно про русских забыло. Это неправильно. Это пагубно не только для русского народа, живущего в Татарстане, но и для всех русских и татар в России, а также для других народов страны. Как правильно отметил Дмитрий Медведев, русский народ является основой государства, и от самочувствия русского народа, от его самосознания, от его духовной силы и уверенности в будущем зависит будущее всей России.
Я не умаляю роль других народов России, но цифры - упрямая вещь. Что такое "80% населения составляют русские"? Это не значит, что остальные 20% в России не уважаются, просто государствообразующую роль русского народа нужно признать. Я, кстати, не против признания роли татар и других наций в становлении российской государственности. Но если следуют такие заявления, то представители этих народов должны нести и свою долю ответственности за все, что происходит с Россией сейчас, и за то, что с ней происходило на протяжении веков.
В Татарстане русские составляют около 40%. Но давайте спросим у руководства Татарстана, каким образом русский народ участвует в управлении республикой, или хотя бы как развивается здесь русская культура (о чем говорит президент Медведев)? Мой ответ - никак. Более того, многое делается для того, чтобы русская культура не развивалась. Правители Татарстана просто забыли о существовании русского народа. Татарстан, в том числе и в Москве, уже вовсю называют "мусульманской республикой", хотя мусульман тут ровно столько, сколько и православных, например.
Может, это происходит не от злого умысла - люди просто расслабились: им никто тут не возражает, у них власть, материальные, финансовые ресурсы. И они занимаются решением только своих проблем. Я при этом не хочу сказать, что все руководство Татарстана занимается обогащением своих родственников и семейных кланов. Они решают государственные вопросы, но по своим понятиям, исходя из своих представлений о норме. И в этих представлениях они русских не видят, русские от них далеко - в Москве, куда нужно иногда ездить, чтобы в очередной раз попросить денег из федерального бюджета.
Сколько у нас русских писателей в Союзе писателей Татарстана? Сколько русских композиторов в Союзе композиторов Татарстана, в других творческих союзах? Как издаются их труды, произведения? Куда может русский человек в Казани пойти, например, послушать русскую музыку, посмотреть спектакль? В русский драматический театр имени Качалова? Но там практически нет русских национальных пьес, там нет русского психологического театра...
Говорить про кадровую политику в Татарстане уже стало притчей во языцех. Если какой-то район республики уж сплошь русский, то там поставят русского главу. В остальном, татаризация всех сфер высшего руководства республики, начатая еще при
В правительстве Татарстана - люди, которые принимают решения, - сплошь татары. А что происходит на уровне районов? Крепкая русская деревня в Татарстане за последние двадцать лет стала средненькой, а слабая русская деревня - деревня со слабыми хозяйствами, стала просто никудышной. В таких деревнях закрывают магазины, сокращают в них школы, а население, которое еще не спилось, уезжает в города. Потом останется только отключить электричество, и деревни больше не будет. А ведь русская деревня в Татарстане, да и в России - это основа, это корни, без которых человек превращается в условную "статистическую единицу". Сейчас в Татарии еще остались отдельные русские деревни, вроде Русского Никольского, где проводится признанный руководством республики "официальный" фольклорный праздник Каравон, но они служат просто витриной, эдаким лубком для создания имиджа "мультикультурного Татарстана".
Ну и, наконец, пресловутый "межконфессиональный баланс в Татарстане". Эта тема также неоднократно обсуждалась, но что меняется? На более чем 1300 мусульманских приходов у нас - всего около 200 православных. Разве это баланс? Это вопиющий перекос. Но к созданию подобной ситуации привела не только пассивность руководства Казанской епархии РПЦ (что нельзя сбрасывать со счетов), но в гораздо большей степени - государственная политика в Татарстане, направленная на возрождение ислама. Если в преимущественно русской деревне живут всего несколько татар, то руководство района обязательно построит там мечеть - такова стратегическая установка, идущая из Казанского кремля. И все бы ничего, но вот только церкви в Татарстане никто строить или восстанавливать не торопится.
Если раньше для оправдания подобной ситуации Минтимером Шаймиевым использовался тезис о "сравнительной дороговизне церквей относительно мечетей, вследствие традиционной роскоши в православных храмах", то теперь это уже не работает: я могу сказать, что современные мечети в Татарстане не уступают в своей роскоши церквям.
Но меня огорчает не это - я даже рад за мусульман, поскольку считаю татар братским народом. Мне жаль, что руководство Татарстана не понимает пагубности выбранного 20 лет назад курса. А изменит ли оно свое отношение к русским после нынешних заявлений президента России, покажет время.