Кризис и радикализация центробежных тенденций: Молдавия, Приднестровье, Румыния в 2010 году
Доминантными факторами общерегионального звучания в Молдавии, Приднестровье и Румынии в 2010 году стали молдавский политический кризис, активизация усилий Запада, в том числе Бухареста, по расширению своего влияния в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, а также экономический и политический кризис в Румынии, заставивший румынский политический класс в большей степени сконцентрироваться на собственных проблемах в ущерб многолетнему стремлению к региональному лидерству и идеологической экспансии в Бессарабии. Следствием кризиса государственности в Бухаресте и Кишиневе стало усиление центробежных тенденций в регионе в целом. Приднестровская Молдавская Республика, исходя из заявлений ее официальных лиц на протяжении года, окончательно и бесповоротно взяла курс на укрепление независимой государственности, вне зависимости от перспективы международного признания, и подвергать этот курс сомнению вопреки всем усилиям международных посредников не намерена. В Бессарабии идейно-политический раскол общества сопровождался также усугублением территориально-этнических противоречий. Борьба венгерского меньшинства Румынии за самоопределение, провозгласившего в сентябре 2009 года в Трансильвании Секуйскую автономию, а в марте 2010 года ее официальным языком - венгерский (оба решения не были признаны властями Румынии), встретила поддержку Венгрии, националистическое правительство которой, пришедшее к власти в результате парламентских выборов в апреле 2010 года, активизировало работу по консолидации диаспоры.
В июне 2010 года тема молдавско-приднестровского урегулирования стала предметом активного обсуждения на уровне лидеров России и Германии
После Румынии о намерении активно подключиться к процессу молдавско-приднестровского урегулирования последовательно заявили Польша и Италия, в свою очередь не входящие ни в один из форматов урегулирования конфликта на Днестре. При этом, стоит отметить, что ЕС вместе с США имеют статус наблюдателей постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате "5+2". Однако в последнее время, представители Молдавии и ЕС неоднократно выражали заинтересованность в повышении статуса США и
В то же время политическая нестабильность и незавершенность формирования органов власти в Молдавии на протяжении года были главным препятствием для возобновления переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию. Заявления по приднестровской проблематике, звучавшие из уст различных кишиневских руководителей, были несогласованны и в значительной степени являлись частью продолжавшейся на протяжении почти всего года предвыборной кампании по досрочным выборам в парламент РМ. Если профильный вице-премьер по вопросам "реинтеграции"
Однако, несмотря на разную степень радикальности формулировок, исходивших от различных молдавских представителей, требование вывода российских войск из Приднестровской Молдавской Республики и изменения миротворческого формата в нарушение Соглашения о принципах урегулирования молдавско-приднестровского конфликта 1992 года, о денонсации которого Кишинев не объявлял, было лейтмотивом российско-молдавских отношений на протяжении 2010 года и консенсусной позицией официального Кишинева. В конце года, на саммите
Крупнейшим "достижением" года в молдавско-приднестровских отношениях, пожалуй, можно считать состоявшиеся 24 августа и 1 октября на стадионе "Шериф" неформальные встречи премьер-министра Молдавии
На период, непосредственно предшествующий молдавским досрочным выборам, приходятся и главные события в молдавско-румынских отношениях, в частности, подписание между странами Договора о границе, который был предметом безуспешных переговоров между Кишиневом и Бухарестом еще с 1995 года. Впрочем, катализатором решения данного вопроса послужило вмешательство внешнего фактора. 12 октября Бухарест посетила с официальным визитом канцлер Германии Ангела Меркель, которая недвусмысленно указала Бухаресту на необходимость подписания договора о границе с Молдавией. В результате уже 8 ноября премьер-министр РМ Владимир Филат и глава МИД Румынии
Это, впрочем, не помогло Румынии приблизиться к вожделенной цели вступления в Шенген весной 2011 года, поскольку, помимо "пограничной проблемы" с Молдавией и политики Бухареста по массовому предоставлению румынского гражданства ее жителям, на пути присоединения к Шенгенскому пространству стали нерешенные проблемы в области юстиции, коррупции и борьбы с организованной преступностью, вследствие чего ряд европейских стран, в частности, Франция и Германия, настояли на том, чтобы отложить вступление Румынии и соседней Болгарии в Шенген на неопределенный срок.
Молдавия
"Гагаузские инициативы" по федерализации Молдавии и повышению статуса русского языка
4 февраля 2010 года руководство Гагаузской автономии направило на имя и.о. президента Михая Гимпу предложения по изменению конституции Молдавии, предусматривающие придание русскому языку статуса официального и закрепление за Гагаузией права на самоопределение в случае утраты Молдавией независимости. Конституционные поправки и дополнения, подготовленные гагаузскими властями, также предусматривали исключение положения о том, что парламент Республики Молдова является единственным законодательным органом государства и дополнение о том, что Народное собрание Гагаузии является представительным и законодательным органом Гагаузской автономии. Документооборот между центральными органами власти государства и Гагаузией, согласно предложенным изменениям, должен осуществляться на молдавском и русском языках. Руководство автономии предложило также изменить механизм формирования молдавского парламента, и 5 из 101 депутата избирать по одномандатным округам на территории Гагаузии. Президента страны было предложено избирать на основе всенародного прямого избирательного права. В письме к Михаю Гимпу башкан Гагаузии
"Гагаузские инициативы" по реформе конституции Молдавии были полностью проигнорированы Кишиневом. 24 марта башкан Гагаузии Михаил Формузал покинул итоговое заседание Комиссии по изменению конституции Молдавии в знак протеста против игнорирования членами комиссии мнения Гагаузии и ущемления прав автономии, заявив, что гагаузы не захотят принимать участие в конституционном референдуме. В свою очередь и.о. президента и спикер парламента Молдавии Михай Гимпу заявил, что если жители Гагаузии не захотят участвовать в референдуме по принятию новой конституции Молдавии, "пусть не голосуют". Гимпу также заявил, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдавии. 16 июля Народное собрание Гагаузии большинством голосов приняло обращение к избирателям автономии с призывом бойкотировать назначенный на 5 сентября конституционный референдум в Молдавии по возврату к всенародной процедуре выборов президента. Свою позицию авторы документа аргументировали тем, что молдавские власти не рассмотрели и не учли ни одну из "гагаузских инициатив" по реформе конституции Молдавии.
Отказ Гимпу от участия в Параде победы и указ о "дне советской оккупации"
Бурная деятельность и.о. президента и спикера парламента Молдавии Михая Гимпу, в частности, его антироссийские демарши и неоднократные попытки проведения ревизии итогов
Во второй раз прибегать к помощи главы
Провал конституционного референдума
5 сентября в Молдавии по инициативе правящего Альянса за европейскую интеграцию прошел конституционный референдум о возврате к всенародной процедуре избрания президента для преодоления политического кризиса, связанного с хронической неспособностью уже двух составов парламента страны избрать президента. Партия коммунистов, некоторые непарламентские партии, а также ряд общественно-политических движений Гагаузии призвали к бойкоту плебисцита. В итоге на избирательные участки вышли 30,29% избирателей при пороге явки в 33,33%. При этом 87,83% избирателей, принявших участие в референдуме, поддержали идею возврата к всенародной процедуре избрания президента, в то время как 12,17% высказались против. Необходимо также отметить, что самая низкая явка избирателей была зафиксирована на юге - в Гагаузии (8,61%), болгарском Тараклийском районе (12,1%), и севере страны - в русскоязычном г. Бельцы (18,9%). 9 сентября Центральная избирательная комиссия официально признала референдум несостоявшимся из-за недостаточного уровня явки. Данное решение 23 сентября было подтверждено Конституционным судом Молдавии.
Отказ провести референдум о статусе русского языка
В середине 2010 года 20 общественных объединений национальных меньшинств Молдавии выступили с инициативой проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного, который они предлагали провести одновременно с референдумом о возврате к всенародной процедуре избрания президента. За русским языком в Молдавии законодательно закреплен статус языка межнационального общения, однако на практике это положение не соблюдается, более того, вне зависимости от того, кто находится у власти, сфера применения русского языка в Бессарабии последовательно сужается. В то же время, согласно ряду исследований, в частности аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "Циркон", в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют - более 70%, могут объясниться - более 90%, а понимают - более 95%. Согласно обнародованным 26 мая 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса "Барометр общественного мнения", более половины населения Бессарабии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.
Вопрос о статусе русского языка не был внесен на провалившийся 5 сентября референдум. Уже через неделю инициативу поддержало общественное объединение "Новая Гагаузия". В конце сентября инициативная группа по проведению в Молдавии референдума о придании русскому языку статуса второго государственного подала в Центральную избирательную комиссию Молдавии документы для регистрации инициативной группы по сбору подписей для проведения плебисцита. 16 ноября Центральная избирательная комиссия Молдавии отказалась регистрировать инициативу группы граждан, представляющих ряд общественных организаций Молдавии и Гагаузии, о проведении референдума по вопросу о придании русскому языку статуса второго государственного, мотивировав свое решение тем, что у комиссии нет возможности рассмотреть данное обращение до избрания и начала работы нового состава парламента страны, а законодательство о проведении референдумов содержит противоречия, которые может разрешить только парламент.
Против проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного выступили и.о. президента Молдавии, лидер либералов Михаил Гимпу, премьер-министр, лидер либерал-демократов Владимир Филат и Партия коммунистов Молдавии, которая обещала придать русскому языку статус государственного еще в ходе парламентской предвыборной кампании 2001 года. Более того, на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык - молдавский.
Досрочные выборы в парламент
28 ноября в Молдавии прошли уже третьи с 2009 года парламентские выборы (предыдущие состоялись соответственно 5 апреля и 29 июля 2009 года, и все это время парламенту страны не удается избрать президента). Последний состав парламента дважды - 23 октября и 7 декабря 2009 года - не смог избрать главу государства, голосования по кандидатуре которого были сорваны представителями Партии коммунистов Молдавии, обладавших на тот момент 48 из 101 места в парламенте. Для избрания президента необходимы голоса 61 депутата. После провала прошедшего 5 сентября конституционного референдума по вопросу о возврате к всенародной процедуре избрания главы государства и.о. президента Молдавии Михай Гимпу объявил о роспуске парламента и назначил на 28 ноября досрочные парламентские выборы.
По итогам выборов, Партия коммунистов получила 42 депутатских места, а партии, входящие в Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) - 59 мандатов, из которых 32 достались Либерально-демократической партии, 15 - Демократической партии, 12 - Либеральной партии. Партия коммунистов потребовала пересчета голосов, заявив, что это позволит выявить якобы "украденные" у нее "10% голосов". ЦИК Молдавии согласился на пересчет всех бюллетеней, который однако никак не повлиял на итоги голосования. 24 декабря Конституционный суд Молдавии утвердил окончательные итоги выборов в парламент.
Выборы башкана Гагаузии
В декабре в Гагаузии прошли выборы башкана (главы) автономии. По итогам прошедшего 12 декабря первого тура выборов, действующий башкан Михаил Формузал набрал 37,29% голосов, мэр Комрата Николай Дудогло - 31,89%, кандидат от Партии коммунистов Молдавии
Перед вторым туром борьба конкурентов обострилась и приобрела откровенно скандальный характер. Оба кандидата пытались задействовать друг против друга фактор российской поддержки, и руководство России, как и в случае с формированием поствыборных коалиций в парламенте Молдавии, не осталось в стороне. Перед вторым туром выборов Михаил Формузал был награжден "Почетной грамотой президента Российской Федерации", что, по единодушному мнению молдавских экспертов, предопределило его победу. В свою очередь, пресс-служба Николая Дудогло распространила сообщение, в котором утверждала, что Дудогло получил личное благословение на победу на выборах от патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое на следующий день было опровергнуто Отделом внешних церковных связей
По итогам прошедшего 26 декабря второго тура выборов, утвержденным 28 декабря ЦИК Гагаузии, Михаил Формузал был переизбран башканом Гагаузии, обогнав своего конкурента Николая Дудогло всего на 1,4% голосов. Однако Дудогло и его сторонники не признали результатов выборов, считая их сфальсифицированными, потребовали повторного голосования и организовали акции протеста в Гагаузии. Апелляционная палата до сих пор не вынесла решения по результатам выборов.
Воссоздание Альянса за европейскую интеграцию
На протяжении всего декабря в Молдавии шли активные межпартийные консультации по созданию правящей коалиции. Коммунисты предложили Демпартии создать коалицию "За Молдову", а либерал-демократы и либералы настаивали на воссоздании Альянса за евроинтеграцию. Посредником в переговорах между Компартией и Демпартией выступил посетивший 5 декабря Кишинев глава администрации президента России
Тем не менее, по итогам переговоров 30 декабря лидеры Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий Молдавии подписали соглашение о воссоздании Альянса за европейскую интеграцию, обладающего 59 мандатами в парламенте. Для преодоления политического кризиса и избрания президента АЕИ не хватает двух голосов. На прошедшем в тот же день заседании парламента лидер Демпартии
Приднестровье
Смена руководства в крупнейшей партии "Обновление"
10 июля в Тирасполе прошёл съезд приднестровской республиканской партии "Обновление", обладающей конституционным большинством во всех последних составах парламента ПМР, на котором со своего поста был смещен председатель партии, экс-спикер парламента Приднестровья
Данная отставка стала завершающим аккордом главного политического конфликта 2009 года между исполнительной и законодательной властями в Приднестровье относительно принятия новой конституции ПМР, по итогам которого была создана согласительная комиссия по выработке проекта новой конституции, продолжавшая свою работу в течение всего 2010 года (и так и не завершившая ее), а Евгений Шевчук подал в отставку с поста спикера Верховного совета ПМР.
Обращение за признанием в ООН
26 июля 2010 года Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики в качестве реакции и со ссылкой на обнародованный 22 июля вердикт Международного суда в Гааге, провозглашавший, что "международное законодательство не запрещает провозглашать независимость, и, таким образом, провозглашение независимости Косова не противоречит международному праву", обратился в ООН за признанием.
В заявлении МИД ПМР обращалось внимание на то, что "принятое высшей судебной инстанцией ООН решение на деле означает международную легитимизацию модели урегулирования, основанной на приоритете права народа на самоопределение, что является очевидным шагом на пути переформатирования устаревшего Хельсинкского механизма общеевропейского порядка в соответствии с требованиями XXI века". Тирасполь также напомнил ООН о проведенных в республике всенародных референдумах о самоопределении, включая референдум, проведенный 17 сентября 2006 года, на котором более 97% проголосовавших, высказались за независимость от Республики Молдова и последующее свободное присоединение к Российской Федерации. Реакции ООН на обращение ПМР до сих пор не последовало.
Прекращение гуманитарной помощи России
В июле Россия прекратила перечисление финансовой помощи Приднестровью из-за непрозрачности схем распределения гуманитарных средств. Так, на счет парламента ПМР не был перечислен очередной, третий ежеквартальный транш, предназначенный на выплаты пенсионерам. Одновременно в приднестровских СМИ появилась информация о готовящемся закрытии в российских банках корреспондентских счетов приднестровского "
Возобновление гуманитарной помощи России Приднестровью на протяжении второй половины года оставалось предметом обсуждения в ходе регулярных визитов лидера партии "Обновление" Анатолия Каминского в Москву, однако окончательного решения на этот счет пока не достигнуто. В ходе встреч в Москве российским представителям были переданы полные отчеты о реализации всех гуманитарных программ, постановления Верховного совета и информация о контрольных мероприятиях, проведенных по линии парламента и Счетной палаты ПМР. "Мы договорились о том, что будет назначена дополнительная проверка - либо аудиторская, либо совместная -
Гуманитарный проект правительства Российской Федерации по оказанию финансовой помощи социально-незащищённым категориям граждан Приднестровья в виде ежемесячных прибавок к пенсиям и других денежных выплат осуществлялся с конца 2007 года. Всего за 2008-2009 гг. Приднестровье получило более $55,5 миллионов.
Стоит отметить, что прекращение гуманитарной помощи, совпавшее по времени с обращением ПМР за признанием в ООН, рядом наблюдателей в Москве и Кишиневе было однозначно расценено, как попытка оказания давления на Тирасполь Москвой, не отказывающейся от стремления урегулировать молдавско-приднестровский конфликт на основе "территориальной целостности" Молдавии.
Выборы в Верховный совет ПМР
12 декабря в Приднестровье прошли выборы в Верховный совет, по итогам которых конституционное большинство, как и в парламенте предыдущего созыва, осталось за партией "Обновление". Кроме того, депутатами ВС впервые стали глава Компартии Приднестровья
На первом заседании приднестровского парламента нового созыва 29 декабря председателем Верховного совета был избран лидер партии "Обновление", экс-спикер Анатолий Каминский.
Дело Варданяна
7 апреля Министерство госбезопасности Приднестровья арестовало журналиста
16 декабря Верховный суд ПМР приговорил Эрнеста Варданяна к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за шпионаж в пользу Молдавии. В Кишиневе осудили данный приговор, заявив, что данные действия Тирасполя направлены "против безопасности граждан и государства Республики Молдова, а также на подрыв мер укрепления доверия между обоими берегами Днестра". На следующий день после вынесения приговора сам Варданян обратился к президенту Приднестровской Молдавской Республики Игорю Смирнову с прошением о помиловании, заявив, что "глубоко раскаивается в содеянном, в ущербе, который он нанес приднестровскому народу".
Румыния
Размещение на территории Румынии ПРО США
4 февраля 2010 года на заседании Высшего совета по обороне Румынии было принято решение о согласии Бухареста разместить на румынской территории элементы американской системы ПРО. 9 февраля МИД Румынии сообщил, что американская система противоракетной обороны в Европе будет развернута в четыре этапа. На территории Румынии предполагается размещение ракет-перехватчиков SM-3 типа Block 1B, которые смогут функционировать к 2015 году. По утверждению румынских официальных представителей, новая система ПРО сможет гарантировать защиту всей территории Румынии от вероятных атак ракет малого и среднего радиуса действия. Президент Румынии
В свою очередь МИД России потребовал объяснений по поводу решения разместить ПРО США в Румынии, которых не дождался до сих пор. 15 февраля президент Приднестровья Игорь Смирнов заявил, что официальный Тирасполь не станет возражать, если Россия в качестве ответа на появление элементов ПРО США в Румынии решит разместить на территории Приднестровья крылатые ракеты "Искандер". Руководство РФ предложение президента ПМР проигнорировало, 19 февраля официальный представитель МИД РФ отказался комментировать заявление Смирнова и предложил "обратиться за комментариями к самому господину Смирнову". Со своей стороны официальный Кишинев заявил, что "исключает размещение иностранных ракет" на территории ПМР и призвал Москву обсуждать вопрос "в рамках двустороннего диалога", а 22 февраля правительство Молдавии заявило, что ПРО США в Румынии позволяет увеличить обороноспособность Европы и, в частности, государств региона.
В течение года в Бухаресте состоялись три раунда двусторонних переговоров по вопросу участия Румынии в американской системе ПРО. По итогам последних консультаций, прошедших в сентябре, государственный секретарь по европейским делам Министерства иностранных дел Румынии
Депортация румынских цыган из Франции
19 августа Франция начала массовую депортацию в Румынию цыган, проживавших в незаконных поселениях в пригородах французских городов. Эти действия последовали после объявления в конце июля президентом Франции
В свою очередь власти Румынии заявили протест в связи с действиями французских властей, нарушающими право румынских граждан на передвижение, и призвали Францию и ЕС в целом решать проблему цыган исходя из общеевропейских подходов. Парламент Румынии принял заявление, в котором осудил Францию за нарушение прав румынских граждан цыганского происхождения, обвинив Париж в дискриминации по этническому принципу. Румынские парламентарии также призвали президента Румынии Траяна Бэсеску предпринять все необходимые политические, дипломатические и административные меры для защиты основных прав граждан Румынии, являющихся таким образом и европейскими гражданами.
Глава румынского государства провел ряд встреч с президентом Франции Николя Саркози, потребовав от него "попытаться остановить процесс высылки цыган". В то же время по итогам очередной встречи с Саркози Бэсеску заявил, что "ответные действия президента были не совсем ясны", пообещав, что продолжит обсуждение этой проблемы, как с французским коллегой, так и на уровне ЕС.
ООН отказала венграм Румынии в автономии
После того как Международный суд в Гааге признал правомерность провозглашения независимости Косова, вице-председатель
Данное заявление вызвало негативную реакцию со стороны румынских политиков. Депутат Европейского парламента от Либерально-демократической партии Румынии
Впоследствии Токеш признался, что удивлён озабоченностью румынских политиков, резко отреагировавших на его высказывания в пользу предоставления венгерскому населению Трансильвании статуса автономии. "Жаль, что спустя 20 лет после падения режима
9 и 10 августа в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации был представлен доклад Румынии о положении национальных меньшинств в этой стране. В то же время, три общественные организации, представляющие интересы венгерского сообщества Румынии направили в ООН свой собственный доклад, озаглавленный "Дискриминация венгров в Румынии", в котором, в отличие от официального документа, приводится информация об ущемлении прав венгерского меньшинства. Авторы альтернативного доклада указали на то, что венгерское население часто сталкивается с ограничением прав на использование родного языка в судебной системе, и что государственные документы не переводятся на венгерский язык. Кроме того, развитие инфраструктуры в регионах проживания венгерского населения происходит очень медленно по сравнению с остальной территорией страны. "В Румынии венгры часто воспринимаются как граждане второго сорта", - говорится в докладе. Венгерские организации предложили в качестве решения проблемы признать населённый преимущественно венграми Секуйский край отдельной территориально-административной единицей, со своей символикой, региональным статусом венгерского языка и собственными законодательным и исполнительным органами.
Тем не менее, рассмотрев альтернативный доклад, ООН не поддержала идею предоставления румынским венграм территориальной автономии, но вместе с тем рекомендовала Румынии принять законопроект о статусе национальных меньшинств. По вопросу о создании в Румынии венгерской автономии, на чём настаивали в своём докладе венгерские неправительственные организации, Комитет напомнил, что Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации, к которой Бухарест присоединился 15 сентября 1970 года, не гарантирует коллективные права какого-либо сообщества, а только индивидуальные.
В октябре глава Национального совета венгров Трансильвании, вице-председатель Европарламента Ласло Токеш заявил о намерении создать в Румынии новую венгерскую партию, которая будет бороться за создание на территории ряда уездов Румынии венгерской автономии. По мнению Токеша, ныне существующие венгерские партии не удовлетворяют запросам сторонников венгерской автономии. Европарламентарий также заявил, что для решения проблемы венгерского сообщества Румыния нуждается в переменах в общественно-политической жизни. В свою очередь исполнительный секретарь Демократического союза венгров Румынии
В ноябре стало известно о том, что специальная румынская прокуратура начала уголовное преследование вице-председателя Европарламента Ласло Токеша. По словам самого Токеша, поводом к началу следственных действий против него послужил донос в прокуратуру руководителя областной клужской организации Социал-демократической партии Румынии
Необходимо отметить, что в 2010 году новое правительство Венгрии активизировало работу с диаспорой, и главные усилия Будапешта были направлены именно на поддержку венгерского меньшинства в румынской Трансильвании. Венгрия приняла вступивший в силу 1 января 2011 года новый закон в области предоставления второго венгерского гражданства представителям диаспоры, наделяющий их, помимо прочего, равными с жителями Венгрии избирательными правами. 18 ноября в венгерском парламенте состоялось открытое заседание специальной парламентской комиссии по иностранным делам, посвященное обсуждению проблем венгерских национальных меньшинств, на котором государственный секретарь по иностранным делам Венгрии
Политический и экономический кризис
Весь 2010 год в Румынии прошел под знаком экономического и политического кризиса. Тяжелая экономическая ситуация в стране заставила правительство Румынии весной 2010 года пойти на крайне жесткие меры в рамках антикризисной политики "затягивания поясов". В результате правительство приняло решение о снижении пенсий на 15%, а зарплат бюджетников - на 25%. 25 июня Конституционный суд Румынии вынес решение о том, что ряд положений из пакета антикризисных законодательных инициатив правительства противоречат Основному закону. В частности, антиконституционным было признано решение правительства по снижению пенсий на 15%. Вместе с тем, суд признал законными меры по снижению зарплат бюджетникам на 25%, а также перерасчёт специальных пенсий, за исключением работников судебной власти. После этого румынское правительство приняло еще ряд антикризисных мер, в частности повысив НДС и начав масштабные сокращения в бюджетной сфере.
Данные действия властей вызвали жесткую реакцию оппозиции и профсоюзов, которые, начиная с мая, проводили регулярные массовые акции протеста во всех населенных пунктах страны. Оппозиционные Социал-демократическая и Национал-либеральная партии также 6 раз пытались вынести вотум недоверия правительству в парламенте, однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Тем не менее, непопулярность антикризисных мер, которые проводит правительство, "обвалила" рейтинг как президента Траяна Бэсеску, так и пропрезидентской Либерально-демократической партии. Так по социологическим опросам в конце года, рейтинг президента Румынии Траяна Бэсеску достиг минимальной за последние годы отметки в 20%, в то время как лидеру социал-демократов